Урок русского языка по теме "Глагол. Повторение". УМК Перспективная начальная школа

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Задачи урока:

Обучающая: повторить правила правописания глаголов: временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в парах, в группах.

Ход урока

1. Организационный  момент

Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Хотите учиться?
Значит можно всем садиться.

2. Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности учащихся

Начать сегодняшний урок мне хотелось бы со слов А.С.Пушкина:

«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…»

- Каково значение слова «просвещенье»?
Учащийся: - В Толковом словаре русского языка Ожегова записано: «Просвещение - знания, образованность, их распространенность»
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов? (Нам предстоит сделать какие-то открытия, узнать что-то новое. Каждый урок - это открытие чего-то нового)

3. Актуализация знаний учащихся

 

 

 

 

 

 

Напишите в тетрадях сегодняшнее число.
На доске: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.
- Прочитайте слова. Какое общее название можно им дать? (части речи)
- Какая часть речи лишняя? (предлог)
- Почему? (это служебная часть речи, а остальные - самостоятельные части речи)
- Работа в группах. Перед вами строки одного стихотворения. Составьте это стихотворение  и добавьте слово. Затем вместе его прочитаем.
«Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что думает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам… (глагол)»
4. Постановка учебной задачи

- Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить, но разве мы не знакомы с «глаголом»? (Знакомы.) Значит, сегодня мы больше будем изучать или повторять?
- Что мы должны сделать в ходе урока? Какую цель перед собой мы можем поставить? (Повторить морфологические признаки глагола, орфограммы)
- А что вы знаете об этой части речи, мы сейчас узнаем. По мере ответов составляется схема.

«Закончи предложение».

Работа в группах

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы …..
2. В предложении глагол является …..
3. У глагола есть три времени ……, …. , …….
4. Глаголы бывают ….. и …. вида.
5. Изменение глаголов по лицам и числа называется …..
6.  К первому спряжению относятся глаголы…..
7. Ко второму спряжению относятся глаголы…
8. Глаголы в прошедшем времени изменяются по ….
9. Глаголы в наст. и буд.вр. изменяются по …….
10. Чтобы правильно написать глагольный суффикс в форме прошедшего времени надо…
11. В глаголах пишется – тся, если…….. в глаголах пишется ться, если….
12. Чтобы правильно написать безударное окончание глаголов надо……

5. Физминутка

Предлагаю повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год.

Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия) 
Год не виделись с тобой. 
Я здороваться могу - 
Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки) 
И по-дружески хочу 
Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание) 
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся) 
Рожицу сострою, (строим рожицы) 
И потопаю, как будто 
Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!) 
Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу) 
Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля) 
Мы теперь с ним вместе, рядом 
Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем) 
Подмигнем, удобно сядем 
… И продолжим наш урок.

6. Работа в парах

У вас на партах лежат карточки с заданиями. Посмотрите, обсудите и выберите одну карточку для работы в паре.
1) Определите спряжение глаголов:
Потушить, дышать, тянуть, встречать.
2) Вставьте пропущенную букву:
Надо, надо умыват…ся по утрам и вечерам.
Девочка боит…ся пауков и мышей.

1) Вспомни правило. Вставь пропущенную букву.
Жар…л, вис…л, квас…ли, помн..л .
2)  Найдите глаголы, укажите их лицо и число
Шила в мешке не утаишь.
Двое одного не ждут.

7. Самостоятельная работа

Работа с учебником стр.165, упр. 137.
Где было пустое место, где (не) было ничего,
Пусть каждый посад(е/и)т дерево и (не) забуд(е/и)т  его.
Оно - ч[и]совой природы.
Оно (не) остав(е/и)т  пост.
И встан(е/и)т перед тобою во весь богатырский рост.

Проверка

8. Итог. Рефлексия

Поэт в плену возвышенный идей,
Не интригуй прозу средней школы,
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо твёрдо знать глаголы!

- Если в вашей душе и памяти зажёгся огонёк ГЛАГОЛ, поднимите красное сердечко, если ещё что-то непонятно по теме глагол и есть сомнения, поднимите синее сердечко.