Развитие речи учащихся, благодаря быстро шагающему прогрессу, снижается в геометрической прогрессии. В связи с этим начиная с самого раннего развития детей нужно пытаться научить грамотно и образно выражать свои мысли.
Следовательно, одна из важных задач всех учителей состоит в том, чтобы развивать и обогащать речь школьников не только на уроках русского языка и литературы, но и по всем учебным предметам и во внеклассной деятельности. Только в таком случае, коллективно мы сможем решить данную проблему.
На своих уроках технологии я стараюсь планомерно вести работу по данному направлению.
Практические задания, используемые мною на занятиях, можно разделить на следующие группы.
Работа с новыми словами
При ознакомлении детей с новыми словами, часто использую примерные вопросы, следующего направления:
- От какого слова произошло данное слово?
- Знаете ли перевод данного слова с иностранного языка?
- Сравните с правильным написанием слова. Мы были правы?
- Какой корень имеет данное слово?
- Какие однокоренные слова вы можете подобрать к данному слову?
- Интересные факты по теме.
Например, тема «Получение текстильных волокон» из раздела «Создание изделий из текстильных волокон».
Слово - СТАНОК.
- Как правильно пишется данное слово?
- Какое проверочное слово вы можете подобрать?
- Какие однокоренные слова вы можете подобрать?
- Знаете ли историю возникновения данного слова? (Когда появился первый ткацкий станок в виде простейшей рамы- горизонтальной или вертикальной – неизвестно. В одном из трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму. Это были два столба, врытых в землю. От одного к другому протягивали толстые хлопковые нити-основу. Уток был намотан на палочку и с ее помощью продевался через основу. Ткань получалась похожей на циновку. В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок»).
Например, слова используемые на уроках технологии:
Мода - условно латинское (modus- мера, способ, образ действий); для нас оно означает временное преобладание тех или иных вкусов.
Интерье́р (фр. intérieur < лат. interior — внутренний) — архитектурное и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения.
Сервировка (от фр. service) — термин в кулинарии, который обозначает ряд связанных процессов при приёме пищи. Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи.
Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее).
Работу со словами можно проводить и по теме «Синтаксиса», где однородные члены предложения связаны с обобщающим словом и наоборот.
Например, вопрос: Какие предметы сервировки стола вам известны?
Предметы сервировки стола: тарелки, ножи и вилки, салфетки, скатерть, бокалы, приборы со специями, вазы с цветами.
И обратное задание, к чему относится перечень данных слов: тарелки, ножи и вилки, салфетки, скатерть, бокалы, приборы со специями, вазы с цветами? К предметам сервировки стола.
Данное задание может проводиться при работе в парах, в форме вопросов педагога к классу, при составлении кроссвордов и ребусов и т.п.
Дополнительно ребята делают сообщения по другим интересным фактам, связанные со словами и выражениями по темам курса технологии.
Словарный диктант
1 вариант. Педагог подбирает слова по определённой тематике.
2 вариант. Одному или небольшой группе ребят, даётся задание составить диктант с использованием слов по определённой теме или разделу тем.
Варианты проведения:
- учащийся выполняет работу индивидуально, а затем сравнивает с эталоном (проверка может проводиться в парах);
- каждый учащийся выходит к доске и пишет по одному слову (проверка и исправление проводиться коллективно) и т.п.
- использование ребусов и кроссвордов на уроках.
Данная работа может заранее подготовлена педагогом или дана в форме творческого задания учащимися. Такую работу ребята практически всегда выполняют с удовольствием, поэтому качество достигает до 100 %.
Работа с текстом
Для данной работы, я использую учебный материал или научные статьи. Ребята работают, как индивидуально, так и в группах. Перед ними ставится задача разбить текст на части, составить план и раскрыть данную тему, составив рассказ. Например, в 8 классах по разделу «Электротехнические работы» по темам «Альтернативные электростанции», «Люминесцентное и неоновое освещение», «Бытовые электронагревательные приборы» и т.д. использую научные статьи, по которым ребята с интересом работают.
Для создания плана работы с текстом, удобнее использовать тезисный план.
По некоторым темам (особенно по темам техники безопасности на уроках технологии) использую задания с выбором правила и созданием своего запрещающего или разрешающего знака по ТБ, который отображает данное правило. Такая работа завершается защитой и выставкой работ.
Создание книжек-малышек
Этот вид работы планирую и использую для выполнения творческого домашнего задания.
Например, по разделу «Кулинария» даю творческое задание по созданию книжки, в которой девочки сочиняют сказку, смешную историю из своей жизни или жизни близких людей, стихотворение и т.п., в которых раскрывается создание того или иного блюда или правила поведения за столом.
С интересом воспринимается в 5 классах и темы «путешествия» различных сказочных героев по стране «Кулинарии». Например, «Кулинария для детей» автора В. Зорина (герои книги: Тетушка Сдоба, дядюшка Крендель и их племянник Колобок).
Использование фрагментов из художественных произведений
Важную роль в обогащении учебного процесса играют произведения художественной литературы. Изучение процессов и явлений на фоне фрагментов из художественных произведений не только обогащают учебный процесс (он становиться интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся. Произведения художественной литературы богаты описаниями тех или иных процессов, интересными фактами. Здесь отражаются те явления, которые по-новому раскрывают уже известные понятия. Эти описания, прежде всего, отличаются своей доступностью и образностью.
Литература помогает на уроках технологии разнообразить формы роботы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении, расширяет кругозор детей, учит сравнивать и анализировать, делать самостоятельные выводы по отдельным вопросам, активно участвовать на уроке. Примеры из литературы включают детей в живое, непосредственное участие при ознакомлении основным материалом.
На уроках технологии можно использовать пословицы и поговорки. Так, например, при изучении темы «Приготовление мучных изделий» на уроке можно обсудить смысл пословиц и поговорок:
- Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.
- Из одной муки хлеба не испечешь.
- Без хлеба нет обеда.
- Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.
- Баловством хлеба не добудешь.
- Чужой хлеб в горле петухом поет.
- Хлеб — всему голова.
- Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
- Пот по спине — так и хлеб на столе.
После обсуждения смысла данных пословиц можно дать задание детям: «Составить пословицы или поговорки про хлеб».
Проектная деятельность
Широка и интересна работа по развитию речи школьников в проектной деятельности, где ребята грамотно и правильно, оформляют и демонстрируют свою работу.
Ребята, благодаря методу проектов, учатся само выражаться: определяя тему проекта, её актуальность, цели проекта, выстраивание задачи проекта для достижения цели, в определении объекта и предмета исследования.
Так, например, в ходе работы над проектом по разделу «Создание изделий из текстильных волокон», начинаем работу над понятием слов относящихся к изделию «фартук» - у 5 классов, «плечевая одежда с цельнокроеным рукавом» - у 6 классов, «юбка» - у 7 классов. Во время работы по этой теме, учащимся можно давать задания работы со словарём, составляя словарные статьи.
Одновременно на данном этапе работы идёт закрепление правописания слов:
ФАРТУК, ЮБКА [«Г», «К» и «Б» и «П» - правописание звонких и глухих согласных];
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ
стежок, строчка, витамины, углеводы, жиры, белки и т.д.