Тренинг личной эффективности по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания педагогов «Жемчужина любви»

Разделы: Школьная психологическая служба, Мастер-класс


Пояснительная записка

Актуальность. В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

Отечественный исследователь В.В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Симптомы, выявляемые при «выгорании», представляют собой аномальные реакции на различные стимулы. От нормальных реакций человека они отличаются отсутствием мотивированности и представляют собой чувственно неадекватный ответ на переживание, как по силе, так и по содержанию.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной сис­темы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данном тренинге навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.

Предупреждение профессионального «выгорания» требует психологической иммунизации, то есть актуализации личностных ресурсов, которые и являются тем самым иммунитетом против «выгорания» и других проблем личности взрослого человека. Глубокая психопрофилактическая работа позволяет обучить человека психогигиеническим навыкам поведения, умению самостоятельно выстраивать вектор собственной жизни.

Цель тренинга: профилактика эмоционального выгорания у педагогов через создание условий для личностного роста участников и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Личностные ресурсы, развиваемые в тренинге:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание
    собственной ценности и уникальности, самоуважение, высокая самооценка;
  •  отношение к стрессам, как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, способность в сложной ситуации находить для себя смысл;
  •  активная жизненная позиция;
  •  овладение методами или способами достижения (и постановки) желаемых целей;
  •  развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
  •  способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации, позитивность и рациональность мышления;
  •  овладение эффективными способами снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.

Целевая аудитория: педагоги образовательных учреждений города, изъявившие желание участвовать в групповых тренинговых занятиях. 

Количество участников: 6-16

Основное требование и условие эффективности:добровольное участие педагогов.

Принципы работы:

- диалогизация взаимодействия, равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников;

- постоянная обратная связь;

- самодиагностика;

- оптимизация развития;

- гармонизация взаимодействия интеллектуальной и эмоциональной сфер;

- добровольность участия;

- психологическая поддержка;

- профессиональная компетентность ведущего.

Методы работы: мини-лекции, интерактивные методы с использованием психологических игр и упражнений, арт-терапевтические техники, техника визуализации, рефлексия.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с релаксационной музыкой, кинетический песок, МАК «Про тебя», карандаши, бумага для рисования, мандала «Кисть».

План тренинга:

Вводная часть

- Приветствие.

- Упражнение «Имя и его образ относительно своего тела»

- Правила группы

- Шерринг

- Упражнение-активатор «Энергетическая баня»

Основная часть

- Вступительное слово ведущего

- Упражнение «Забота о близком»

- «Формула успеха»

- Медитативное упражнение «Создание выразительного образа Я»

- Арт-терапевтическое упражнение с использованием кинетического песка «Образ на песке»

- Способы активизации ресурсного состояния

Заключительная часть

-  Рефлексия занятия «Свободный отчет»

- Домашнее задание

Содержание

Вводная часть

Ритуал приветствия

- Добрый день, уважаемые коллеги. Рада вас приветствовать на тренинге по профилактике эмоционального выгорания «Жемчужина любви».

Почему тренинг – «Жемчужина любви»? Среди драгоценных камней это самый существенный символ как света, так и женственности. Его бледное сияние ассоциируется с полной луной, водное происхождение – с плодородием, скрытое от глаз развитие внутри раковины – с чудом рождения или возрождения. (Здоровье педагога - это целостность физического, духовного, эмоционального и т.д.; что педагог посеет, то и пожнет. Здоровый педагог – здоровые дети. Познавая себя мы находим ресурс, потенциал - возрождаемся).

Есть только одно средство решения любой проблемы – любовь к себе. Когда мы любим себя, одобряем свои поступки, остаемся сами собой, наша жизнь становится настолько прекрасной, что и словами не выскажешь.

«Жемчужина любви» - это возрождение через познание, понимание, принятие и любовь к себе, так как истина нашего психологического здоровья внутри нас.  

Упражнение «Имя и образ относительно своего тела»

Любовь к себе начинается с имени. И сейчас я попрошу каждого участника представиться, назвать свое имя и имя-образ, который соответствует вашему состоянию, а если получится соотнести это имя-образ с областью своего тела.

Оксана – я сегодня вулканчик, креативные мысли.

Так уж заведено, что все в этом мире идет по своим правилам. И мы в нашей работе будем придерживаться определенных правил.

Правила группы

  • Добровольность участия
  • Активность
  • Искренность и открытость
  • Принцип «Я»
  • «Здесь и теперь»
  • Конфиденциальность
  • Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы
  • Не нарушать ход тренинга «лишними» разговорами 

Шерринг

  • Есть ли у вас ощущение эмоционального выгорания?
  • Если бы можно было это состояние передать с помощью природного явления, то с каким явлением вы бы сравнили его?
  • Какие ваши ожидания от тренинга?

Упражнение-активатор «Энергетическая баня»

А сейчас я попрошу вас всех встать. Выберите себе место и пространство где вы будите себя удобно, комфортно чувствовать. Встаньте, так как вам комфортно. Сейчас вам надо хорошо прохлопывать себя по всему телу двумя ладонями, протяжно произнося при этом любой гласный звук (А-А-А-А, Э-Э-Э-Э и т. д.)

Основная часть

Вступительное слово ведущего

«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек». Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома профессионального выгорания.

Один из главнейших врагов педагога – стресс (точнее, дистресс). Стрессовое состояние – напряжение центральной нервной системы оно отражается на телесных и эмоциональных ощущениях, остается в долговременной памяти. Состояние стресса так же заразительно, как и любые выраженные эмоции. Умение предупреждать возникновение дистресса говорит о профессиональной компетентности педагога. Сегодня мы с вами поговорим о том как найти ресурс и предупредить профессиональное выгорание через познание себя.

Притча.

После того как боги сотворили Вселенную – Землю, Звезды, Солнце, после того как они сотворили Природу – горы, моря, океаны, леса и цветы; после того как они сотворили Человека, они создали Истину. Боги не хотели, чтобы Истина досталась человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть ее. И тогда Боги задумались, где спрятать Истину. Сначала они хотели спрятать ее на вершине самой высокой горы, затем – в самом глубоком месте океана, затем на самой далекой звезде, но все эти места казались им слишком доступными для человека.

И тогда они решили: «Спрячем Истину в сердце Человека. Он станет искать ее на Земле и на Небе, в лесах и воде, даже не подозревая о том, что все время носит ее с собой»

Упражнение «Забота о близком»

Перед вами, лежат листочки и ручки, возьмите по одному предмету. Вспомните, пожалуйста, о тех, о ком в последнее время (около шести месяцев) вам приходилось заботиться. Отметьте в своих листочках этих людей…

А теперь посмотрите, есть ли среди первых трех перечисленных вами лиц вы? Если вы будите заботиться в первую очередь о себе и своем здоровье, то сможете еще долгое время заботиться и о других, близких вам людях.

Перед вами хаотично лежат метафорические ассоциативные карты. Выберите любую карту, которая символизирует ваше ресурсное состояние, и перевернув ее положите около себя.

Теперь возьмите песок, столько, сколько вы считаете нужным для работы.

«Формула успеха»

- Что легче: поднять настроение, изменить мысли или удержать мышцы в определенном положении? Настроение можно сравнить с ртутной каплей, податливой любому движению и такой же ядовитой. Его можно удерживать несколько секунд. Мыслительный процесс напоминает вокзальную площадь в оживленный день! Все снуют туда-сюда. Все находится в хаотичном движении. Мыслями управлять очень сложно. Значит, пойдем по пути наименьшего сопротивления. Будем усилием воли управлять мышцами, то есть удерживать «мышечный корсет».

Формула действия человека, который обречен на успех:

  • Волевое принуждение.
  • «Мышечный корсет».
  • Настроение.
  • Вера.
  • Результат!

Итак, вначале принимаем мышечный корсет, т.е. распрямляем спину. Расправляем плечи и растягиваем рот до ушей. Другими словами сознательно создаем осанку и мимику победителя. Затем искусственно вызываем внутреннее состояние радости. Дальше формируем мысленный образ успеха – усилием воли заставляем себя в него поверить.

При таком поведении результат сам собой. Даже не спрашивая вашего разрешения, будет всегда при вас.

Медитативное упражнение «Создание выразительного образа Я».

Сядьте прямо, закройте глаза и сосредоточьте всё внимание на своих телесных ощущениях. Представьте, что все ощущения принадлежат красивому молодому деревцу. Ощутите себя этим молодым деревцем.

Почувствуйте, как жизненная энергия питает всё ваше тело. Живительная сила, поступает через ноги, проходит через всё тело...

И заполняет тело энергией снизу доверху. Энергия наполняет каждую клеточку организма свежестью и бодростью.

Ощутите, как организм жадно впитывает эту живительную энергию.

Весь организм оживает, пробуждается от спячки.

Грудь медленно распрямляется.

Плечи сами собой опускаются.

Хочется сделать вдох полной грудью (глубокий вдох и свободный выдох).

Тело медленно и плавно выпрямляется.

Позвоночник принимает идеальное положение.

Осанка становится стройной.

Шея принимает удобное положение.

Плечи опускаются, голова выпрямляется.

Деревце всем своим естеством тянется к солнцу, к теплу, к радости, к насыщенной жизни.

Ощутите это состояние пробуждения и мысленно произнесите:

«Я – сильная, активная, целеустремлённая личность.

Я открыта для новой, яркой и насыщенной жизни.

Я живу здесь и сейчас, каждую минуту, каждую секунду.

Я ощущаю, как живительная энергия распространяется по всему телу.

Каждое мгновение я ощущаю новый прилив силы и бодрости»…

Организм пробуждается от спячки! Насладитесь этим пробуждением!

Сделайте глубокий вдох, затем с выдохом потянитесь всем телом вверх.

Потянитесь с удовольствием!

Сделайте ещё один глубокий вдох и ещё раз потянитесь вместе с выдохом.

Насладитесь бодростью и приятным чувством пробуждения!

Сделайте встряхивающее движение всем телом! Сделайте это с наслаждением!

Арт-терапевтическое упражнение с использованием кинетического песка «Образ на песке».

Почувствуйте свое тело. Ощутите свои руки, ноги, спину, голову. Просканируйте свои ощущения в теле. Опустите руки на песок (синхронизировать дыхание). А теперь выразите руками через взаимодействие с песком то, что вы почувствовали (пусть руки делают сами то, что хотят). Как появится ощущение, что что-то получилось, откройте глаза и посмотрите.

На что похоже? Что напоминает? Какие чувства у вас вызвал этот образ? Появились ли какие новые ощущения?

Способы активизации ресурсного состояния.

А теперь переверните карту. Соедините мысленно картинку и песочный образ. Что означает это воссоединение? Каков его посыл? Что вы чувствуете? В чем будет выражаться результат? Назовите 5 действий, которые на ваш взгляд, так или иначе связаны с данным изображением и вашим ресурсом в пользу психологического здоровья. Доставляют ли удовольствие, радость данные действия? Есть ли желание что-то изменить в картине или карту? Можете это сделать. Какие чувства у вас вызывают изменения?

А сейчас возьмите лист с нарисованной мандолой «Кисть» и отобразите в ней свое настроение. Участники по кругу рассказывают о том, какие у них чувства, настроение вызывает символ руки-кисти.

Кисть человеческой руки – ладонь с пятью пальцами – стала одним из наиболее распространенных символов еще со времен палеолита. Первобытный человек высеченным на камнях или обведенным яркой краской контурным изображениям стремился утвердить свое присутствие. Отпечатки рук представляли самого человека, служили его двойником. К тому же число пять традиционно соотносится с человеком - это образ человеческого тела с четырьмя конечностями и головой, с его здоровьем и благополучием.

А вот что сообщается в «Энциклопедии знаков и символов»:

Рука - символ управления, руководства; олицетворение безопасности и правильного пути, Выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны.

Связана с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства.

Человеческая рука - это величайшее достижение биологической эволюции на Земле. Все, что создано людьми на Земле за все века, все, чем мы пользуемся, все, чем мы восхищаемся, все, что мы любим и чего мы смертельно боимся - все это сделано человеческими руками.

Жемчужина любви к себе, своему здоровью тоже находится в ваших руках.

Поэтому, прошу вас. Не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Заключительная часть

Рефлексия занятия «Свободный отчет»

По кругу рассказать о том, что показалось самым важным на сегодняшнем занятии.

Резюме ведущего.

Список литературы 

  1. Аболин Л.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/ Л.M. Аболин. - Казань, 1987. -  261 с.
  2. Асмолов Л.Г. Психология личности/ Л.Г.Асмолов. — М. Смысл; Академия, 2002,  441 с.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В.В.Бойко. – М., Информационно-издательский дом «Филин», 1996 г.
  4. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность/ В.В.Бойко. -  М.: Мысль, 1983, с 207.
  5. Вачков И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И.В.Вачков, С. Д. Дерябо. - СПб.: Речь, 2004.
  6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2003.
  7. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб, 2000. – 315 с.
  8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия 1999. — 497с.
  9. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. — М.: Офера, 2000.-188с.
  10. Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: методические рекомендации / В.В.Рычкова. - Чита: ЧИПКРО, 2005. - 75 с.
  11. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - Спб.: Речь, 2006. - 176 с.
  12. Старостин О.А. Плассотерапия – методика использования подвижного песка в практике психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, особенности применения при работе с эмоциональными нарушениями и психосоматическими симптомами // II Всероссийский (с международным участием) фестиваль песочной терапии: сборник статей. – СПб, 2016. – 88 с.  

Приложение