Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным  или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к нему. Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка.

В современной отечественной психолого-педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.

Семейное воспитание носит специфический характер, его воздействие на ребенка значительно отличается от любого другого и является незаменимым. Уникальная близость, возникающая в семье, позволяет с раннего детства привить ребенку нравственные качества, а любовь к нему выступает источником эмоционального и духовного развития личности.

Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой, где решаются основные педагогические задачи.

Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, где заряжается бодростью и оптимизмом. Главное в семье – быть личностью и уважать право каждого быть личностью.

 

В какой же семье присутствует благоприятная психологическая атмосфера? – В такой, где каждый член семьи уважает другого, дорожит его мнением, сам стремится быть такой личностью. В такой семе живут разные чувства, причем не только радости и счастья, но это могут быть чувства огорчения, грусти, поражений. Здесь, в такой семье человек не боится раскрыться, он знает, что его в любом случае поймут, разделят с ним переживания, помогут в трудной ситуации. В такой семье бывают и конфликты, но они, скорее, очищают отношения между членами семьи, чем осложняют их. В такой семье, как правило, конфликт больше служит средством для лучшего понимания и решения  спорных вопросов. В такой семье человек чувствует себя уютно и защищенно. Родители в этой семье понимают, что их дети растут, меняются, что у них по мере взросления будут постоянно возникать проблемы, которые необходимо будет решать совместно, сообща, все более доверяя взрослеющему ребенку.

Детско-родительские отношения являются важнейшими во всей структуре семейных отношений. Они характеризуются следующими параметрами:

  • Характером эмоциональной связи с ребенком (родительская любовь – привязанность ребенка);
  • Удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителей;
  • Стиль общения с ребенком, взаимодействие с ним;
  • Возможности и методы выхода из конфликтных ситуаций;
  • Поддержка развития самостоятельности ребенка;
  • Способы контроля со стороны родителей;
  • Применение санкций и поощрений.

Показателями детско-родительских отношений являются также:

  • Выбор родительской позиции в семье (эмоциональное принятие ребенка, модели родительского поведения, мотивы воспитания и т.д.);
  • Тип семейного воспитания (стиль общения, коммуникации, эмоциональное отношение, удовлетворенность потребностей ребенка и др.) 
  • Отношение к ребенку как к субъекту или объекту воспитания.

В настоящее время в общественном сознании происходит все большее понимание того, что ребенок должен быть равноправным участником детско-родительских отношений, так как только в сотрудничестве родители и дети могут достичь хороших результатов в воспитании гармоничного ребенка.

При этом необходимо отметить, что реализация воспитательного процесса и достижение благополучия в психологическом развитии ребенка возможны только при обеспечении положительно-эмоционального климат в семейных отношениях.

Любовь – чувство, которое, чаще всего, характеризует эмоциональное отношение родителей к ребенку. Но бывает, что у родителей нет этой любви, хотя внимание и заботу к ребенку они проявляют. Способность любить ребенка часто не является на свет вместе с рождением ребенка. Способность эта может появиться у родителя позже, в процессе общения с ребенком и совместной деятельности. В этом случае важно осознание родителем отвержения своего ребенка, преодоление причин этого и связанного с этим чувства вины, и через это – повышение уровня эмпатии к ребенку, привязанности к нему.

Можно выделить несколько вариантов эмоционального отношения родителей к своему ребенку:

  • Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь, «невзирая ни на что»);
  • Условное эмоциональное принятие (любовь – за что-то: успехи, хорошее поведение, выполнение определенных требований);
  • Сочетание враждебности и любви к ребенку;
  • Равнодушное, эмоционально холодное отношение к ребенку (низкая эмпатия);
  • Скрытое и открытое эмоциональное отвержение ребенка (пренебрежение, игнорирование);
  • Искажение образа ребенка (приписывание ему негативных качеств);
  • Негативное отношение к ребенку в результате стресса;
  • Личностные особенности родителя;
  • Индивидуальные особенности ребенка (чрезмерная возбудимость, невнимательность, импульсивность и др.);
  • Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супружеских отношениях. 

Любить ребенка – это не значит потакать ему во всем. Любовь должна быть требовательной, т.е. неэгоистичной. Такая любовь к ребенку со стороны родителей заботится о подлинных интересах ребенка, а не о том, как привязать ребенка к себе, не давая ему самостоятельности.

К развитию эмоциональной сферы детей в семье нужно отнестись очень внимательно, так как эмоциональная сторона в детско-родительских отношениях предопределяет благополучие психического развития ребенка.

Список используемой литературы

  1. Рощевская Е.В. // Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка/, Волгодонск, Волгодонский институт экономики, управления и права.
  2. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А.Маркова, М., 1983. – 318 с.