Организация смыслового чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

Разделы: Общепедагогические технологии


Чтобы вы ни делали, чем бы вы не занимались,
вам всегда понадобится умный и верный помощник - книга.
Самуил Маршак 

В современном обществе, процессы информации увеличивают количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смысловое чтение, и чтение в современном обществе «метапредметный» характер. Кто много читает – тот много знает. Чтение – один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.  Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Задачи смыслового чтения:

  • формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;
  • формирование понимания прочитанного;
  • развитие воображения ребенка;
  • формирование навыка чтения;
  • формирование техники чтения;
  • формирование познавательных интересов детей;
  • формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений

Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает младший школьник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.

Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:

  • Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;
  • Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;
  • Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.

Мною используются различные приемы смыслового чтения, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Приём: цитаты.

Цель: сформировать умение находить автора произведения по цитате…

Приём: следуйте за персонажем книги

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса

Приём: кластер

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами и составлять кластер.

Приём: синквейн

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Приём: развитие восприятия текста

Цель: развить скорость и эффективность чтения у младшего школьника

Приём: чтение с остановками

Цель: формирование процесса осмысления текста во время чтения.

Приём: словесное рисование картин

Цель: развитие выразительного чтения, глубокого анализа произведения, выявление главной мысли, идеи произведения.

Приём: шесть шляп

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации

Приём: интервью с писателем

Цель: формирование умений самостоятельно работать с текстом, запоминать информацию и воспроизводить её.

Приём: незаконченное предложение.

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Приём: ЗХУ

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

  • проблемно-поисковый,
  • дискуссия и обсуждение,
  • моделирование и рисунок.

Применение технологии смыслового чтения, помогло приобщить детей к дополнительному чтению, выполнению творческих заданий. Смысловое чтение  формирует у младшего школьника самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

Для проверки уровня сформированности навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения я провожу входную и итоговую диагностику. Начинаю данную работу с 1 класса.

Входной мониторинг возможностей обучающихся 1-х классов при работе с текстами

Группы метапредметных результатов

Критерии

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

низкий

Умение составлять план текста

низкий

Умение восстановить последовательность событий

средний

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

средний

Преобразование и интерпретация информации

Умение формулировать несложные выводы

низкий

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

низкий

Оценка информации

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

средний

Итоговый мониторинг возможностей обучающихся 1-х классов при работе с тексами

Группы метапредметных результатов

Критерии

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Динамика

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

средний

+ 20 %

Умение составлять план текста

средний

+25%

Умение восстановить последовательность событий

средний

+ 15 %

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

высокий

 

+30%

Преобразование и интерпретация
информации

Умение формулировать несложные выводы

средний

 

+20%

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

средний

 

+ 20 %

Оценка информации

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

средний

 

+ 15 %

Результаты итогового мониторинга среди учеников 1-х классов за 2016-2017 учебный год показали, что дети достигли значительных успехов в усвоении литературного чтения: повысился уровень сформированности следующих умений: определять тему и главную мысль текста - на 20 %, восстанавливать последовательность событий - на 15 %, определять тип и стиль текста – на 15 %, объяснять новые слова, опираясь на контекст – на 20 %, устно высказывать своё отношение к тексту – на 15 %, умение составлять план текста на 25%.

Результаты работы в классе по развитию навыков смыслового чтения за 3 года

Критерии

2016/2017
учебный год

1 класс

2017/2018
учебный год

2 класс

2018/2019
учебный год

3 класс

Общее понимание текста, ориентация в нем

40%

70%

90%

Глубокое и детальное понимание содержания текста

45%

65%

85%

Использование информации из текста для различных целей

50%

70%

95%

Данные таблицы свидетельствуют, что за 3 года обучения уровень сформированности навыка «Общее понимание текста, ориентация в нем» возрос на 50 %, «Глубокое и детальное понимание содержания текста» - на 40 %, «Использование информации из текста для различных целей» - на 45 %.

Заключение

Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Применение данной технологии на протяжении уже трёх лет позволило сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным.  Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.

Список литературы

1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

6. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru.

7. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016.