Чтобы вы ни делали, чем бы вы не занимались,
вам всегда понадобится умный и верный помощник - книга.
Самуил Маршак
В современном обществе, процессы информации увеличивают количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смысловое чтение, и чтение в современном обществе «метапредметный» характер. Кто много читает – тот много знает. Чтение – один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Задачи смыслового чтения:
- формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;
- формирование понимания прочитанного;
- развитие воображения ребенка;
- формирование навыка чтения;
- формирование техники чтения;
- формирование познавательных интересов детей;
- формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений
Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает младший школьник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.
Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:
- Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;
- Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;
- Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.
Мною используются различные приемы смыслового чтения, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Приём: цитаты.
Цель: сформировать умение находить автора произведения по цитате…
Приём: следуйте за персонажем книги
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса
Приём: кластер
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами и составлять кластер.
Приём: синквейн
Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Приём: развитие восприятия текста
Цель: развить скорость и эффективность чтения у младшего школьника
Приём: чтение с остановками
Цель: формирование процесса осмысления текста во время чтения.
Приём: словесное рисование картин
Цель: развитие выразительного чтения, глубокого анализа произведения, выявление главной мысли, идеи произведения.
Приём: шесть шляп
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации
Приём: интервью с писателем
Цель: формирование умений самостоятельно работать с текстом, запоминать информацию и воспроизводить её.
Приём: незаконченное предложение.
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Приём: ЗХУ
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:
- проблемно-поисковый,
- дискуссия и обсуждение,
- моделирование и рисунок.
Применение технологии смыслового чтения, помогло приобщить детей к дополнительному чтению, выполнению творческих заданий. Смысловое чтение формирует у младшего школьника самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения
Для проверки уровня сформированности навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения я провожу входную и итоговую диагностику. Начинаю данную работу с 1 класса.
Входной мониторинг возможностей обучающихся 1-х классов при работе с текстами
Критерии |
Уровень оценки (высокий, средний, низкий) |
|
Поиск информации и понимание прочитанного |
Умение определять тему и главную мысль текста |
низкий |
Умение составлять план текста |
низкий |
|
Умение восстановить последовательность событий |
средний |
|
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста |
средний |
|
Преобразование и интерпретация информации |
Умение формулировать несложные выводы |
низкий |
Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст |
низкий |
|
Оценка информации |
Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний |
средний |
Итоговый мониторинг возможностей обучающихся 1-х классов при работе с тексами
Критерии |
Уровень оценки (высокий, средний, низкий) |
Динамика |
|
Поиск информации и понимание прочитанного |
Умение определять тему и главную мысль текста |
средний |
+ 20 % |
Умение составлять план текста |
средний |
+25% |
|
Умение восстановить последовательность событий |
средний |
+ 15 % |
|
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста |
высокий |
+30% |
|
Преобразование и интерпретация |
Умение формулировать несложные выводы |
средний |
+20% |
Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст |
средний |
+ 20 % |
|
Оценка информации |
Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний |
средний |
+ 15 % |
Результаты итогового мониторинга среди учеников 1-х классов за 2016-2017 учебный год показали, что дети достигли значительных успехов в усвоении литературного чтения: повысился уровень сформированности следующих умений: определять тему и главную мысль текста - на 20 %, восстанавливать последовательность событий - на 15 %, определять тип и стиль текста – на 15 %, объяснять новые слова, опираясь на контекст – на 20 %, устно высказывать своё отношение к тексту – на 15 %, умение составлять план текста на 25%.
Результаты работы в классе по развитию навыков смыслового чтения за 3 года
2016/2017 |
2017/2018 |
2018/2019 |
|
Общее понимание текста, ориентация в нем |
40% |
70% |
90% |
Глубокое и детальное понимание содержания текста |
45% |
65% |
85% |
Использование информации из текста для различных целей |
50% |
70% |
95% |
Данные таблицы свидетельствуют, что за 3 года обучения уровень сформированности навыка «Общее понимание текста, ориентация в нем» возрос на 50 %, «Глубокое и детальное понимание содержания текста» - на 40 %, «Использование информации из текста для различных целей» - на 45 %.
Заключение
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Применение данной технологии на протяжении уже трёх лет позволило сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.
Список литературы
1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.
3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
6. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru.
7. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016.