В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. С сентября 2015 года в МКОУ ШР «СОШ № 5» реализуется долгосрочная целевая программа: «Дополнительные меры поддержки для отдельных категорий граждан Шелеховского района на 2015-2017 года», которая предусматривает создание без барьерной среды для детей с ограниченными возможностями.
В научных источниках описано, что ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Ребенок поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.
Данное состояние бывают: хроническими или временными, частичными или общими. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Чтобы всего этого избежать школа обеспечивает их право на получение качественного образования и включение их в общественную жизнь школы.
Для того чтобы обучать таких ребят в нашей школе, была проведена большая работа по ее реконструкции, так как школа введена в эксплуатацию в 1968 году и не предусматривала обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Конечно многое пришлось переделывать. Для беспрепятственного доступа в школу были смонтированы входные двери, ширина которых немного больше, чем у стандартной двери. К запасным входам сделаны пандусы, на стенах которых установлены кнопки вызова для сопровождающего. В школьной столовой расширены дверные проемы, по коридорам первого этажа установлены поручни. В четырех кабинетах первого этажа второго блока также расширены дверные проемы, переоборудованы туалетные комнаты и умывальники в соответствие с требованиями, предъявляемыми к учреждениям для обучения детей с ОВЗ.
В 2015 году по решению администрации школы был оборудован мини-зал для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и уроков физической культуры в начальных классах, на уровне основного общего и среднего общего образования для уроков акробатики. Зал оснащен большим количеством специализированного оборудования (инвентаря, предназначенного для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: 2 сухих бассейна, велосипеды, мячи, обручи, гимнастическая стенка, скамейки, гимнастические маты, коляски, подъемники, передвижные пандусы, ходунки. Школа имеет не большой тренажёрный зал с беговой дорожкой, велосипедами, тренажёрами для пресса и спины, для рук и ног. Так же в школе имеется индивидуальная учебная мебель и специализированные клавиатуры и джойстики для остальных уроков.
Постоянно действующая школьная психолого-медико-педагогическая комиссия рассматривает вопросы об адресной логопедической, психологической помощи, результативности проведения коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ.
С января 2017 года в школе был сформирован разновозрастный класс для детей с умственной отсталостью - это дети со 2-5 класс всего 9 человек. Обучение ведут опытные специалисты: психологи Сахипзадина Л.Ф. и Зеленецкая Е.А., учитель-логопед Постникова О.Н., учитель начальных классов Масолова О.М.
Для таких ребят создана сенсорная комната, а также имеются различные игры для развития моторики рук и ног. Благодаря грамотному расписанию уроков, дети имеют возможность посещать уроки узкихспециалистов (технология, ИЗО, музыки, физическую культуру, кроме этого психолога, логопеда. Но самым уникальным стало создание сенсорной комнаты, которую могут посещать не только дети, но и педагоги школы.
Чтобы привлечь таких детей в школу была проведена большая работа как с руководителями образовательных учреждений, так и с руководителями дошкольных образовательных организаций: различные семинары для руководителей, индивидуальные беседы с родителями, проведены общешкольные радиолинейки по темам «В здоровом теле – здоровый дух», «Толерантность и милосердие», «Береги здоровье – твое богатство». Созданы буклеты о физкультурно-оздоровительных занятий в школе.
Учителем нашей школы Грыдиным Д.П. проводятся физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия. Занятия проходят по расписанию 3 раза в неделю. Цель занятий: привлечение детей с ограниченными возможностями к здоровому образу жизни и занятию спортом, развития умения правильно двигаться, знать своё тело и организм. Поэтому в спортивных и общественных мероприятиях, проводимых в школе дети с ОВЗ принимают самое активное участие.
С тех пор, когда создавался проект, прошло немного времени, но мы замечаем, что отношение здоровых детей к детям с ограниченными возможностями изменились в лучшую сторону. Учащиеся уступают дорогу учащимся колясочникам, готовы оказать помощь сопровождающему ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Отмечаем, что нет негативного отношения к этим детям.
Проработав в образовании более 45 лет, прихожу к выводу: дети с ограниченными возможностями здоровья любят жизнь и принимают ее такой, какая она есть. Коллектив школы будет рад, если наша работа по адаптации таких детей к современным условиям жизни им поможет стать полноправными членами общества.