Деловая игра "Педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к новым условиям обучения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: обеспечение условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

  • Информировать педагогов о возрастных особенностях первоклассников, об особенностях их адаптации к обучению в школе.
  • Актуализировать навыки распознавания дезадаптированных детей для оказания им  психолого – педагогической поддержки.
  • Содействовать разработке рекомендаций для педагогов и родителей в целях предотвращения школьной дезадаптации первоклассников.

Участники: учителя начальной школы.

Актуально проведение деловой игры для учителей 1-х классов в начале учебного года, для учителей 4-х классов – в конце учебного года.

Необходимые материалы: ватманы, маркеры, ручки, листы, буклеты на каждого участника (4-х цветов).

Формы работы: фронтальная, работа в группах, практическое упражнение.

Орг.момент: Участники рассаживаются за столы с учетом цвета буклета, который они получили при входе.

Ход работы

1. Введение в тему

Ежегодное поступление обучающихся в школу всегда сопряжено с волнением, тревогой, напряжением всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов и, безусловно, самих ребят. И это естественно: сложно предсказать, как сложится учебная жизнь вновь прибывшего ученика. Родители возлагают определенные надежды, но не всегда эти надежды оправдываются. Педагогу приходится снова перестраиваться с уже обученных школьников на малышей, которые не могут организовать себя, плачут, обижаются. Но труднее всего приходится первокласснику: новые требования, правила, лица, обстановка, режим жизни, повышенная нагрузка.

И все это обрушивается на ребенка в период возрастных изменений (познавательных, личностных, волевых и эмоциональных, социальных).

Вспомним основные возрастные особенности первоклассников.

Еще сохраняется непроизвольность внимания, памяти, хотя предпосылки к формированию произвольности уже присутствуют, тип мышления сменяется на абстрактный. Волевая регуляция, самоконтроль еще не развиты достаточно. Поэтому преобладает мотив желаний, эмоциональность, импульсивность. Активно развиваются коммуникативные навыки со сверстниками и взрослыми. Кризис 7 лет сопровождается исчезновением непосредственности, изменения отношения к себе и окружающим, возникновению нового статуса – «позиции школьника».

Безусловно, эти преобразования влияют на процесс адаптации в школе, которая занимает в среднем 2- 6 месяцев.

2. Ассоциации «Адаптация» (фронтальная работа)

Назовите: с какими образами, понятиями у вас ассоциируется слово «Адаптация».

Ответы педагогов. Обобщение предложенных вариантов.

Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности, а также способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

При нарушениях данного процесса возникает дезадаптация.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Ребенок не всегда в состоянии самостоятельно справиться с трудностями, возникающими на начальном этапе обучения. Ему необходима помощь взрослых. Поэтому следует вовремя распознать наличие признаков дезадаптации.

3. Признаки дезадаптации первоклассников (работа в группах)

Вспомните и напишите на листах признаки, с помощью которых можно определить нарушения адаптации обучающихся. При этом две группы – это Родители (как можно дома распознать дезадаптацию), две другие – Учителя. Время работы – 5 минут.

Обсуждение ответов.

Выявив дезадаптированного ребенка, необходимо, прежде всего, выяснить причину нарушения адаптации.

4. «Причины дезадаптации» (фронтальная рбота)

 «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?» Устные ответы участников.

Установив причину дезадаптации первоклассника, требуются совместные усилия учителя, родителя, при необходимости, узкого специалиста (логопеда, психолога, педиатра и т.д.) для оказания помощи ребенку. Иначе возникшие трудности могут перерасти в серьезные проблемы в будущем.

5. «Способы оказания поддержки и помощи детям в период адаптации» (работа в группах)

Перечислите меры, облегчающие процесс адаптации первоклассника, которые может осуществить Педагог (2 команды); Родитель (2 команды).

Причем команды меняются ролями (задание 3).

Обсуждение ответов. Подведение итогов.

Предложенные способы помогут Вам справиться на первых этапах работы с первоклассниками, а также в работе с родителями.

6. Итоговое упражнение

В завершение занятия мы с вами выполним задание.

Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите такую фразу: «Мой ученик - четвероклассник». Не правда ли, просто? А теперь переложите ручку в другую руку и напишите «Мой ученик - первоклассник».

Ведущей рукой вы справляетесь легко, как обучающимися 4-х классов, а другой рукой – так, как предстоит работать с малышами: сложно, напряженно, но интересно. Кроме того, вы сегодня побывали первоклассниками – им также тяжело писать, как и вам. Вы всегда можете научить вторую руку писать. Для этого нужно только желание, терпение и тренировка – как и в работе с первоклассниками.

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет вам в работе с обучающимися и родителями. Успехов, терпения и позитива в работе! Спасибо за внимание!