Занятие проводится в мини-музее «Книги разные нужны».
Описание: занятие ориентировано на детей подготовительной к школе группы.
Возрастная группа: подготовительная группа, 6-7 лет.
Форма организации - групповая.
Наглядность: Презентация с изображениями типографии, библиотеки, книжного магазина; иллюстрации И.Я.Билибина, В.Г.Сутеева, заготовки элементов узоров из цветной бумаги по количеству детей, клей, салфетки.
Музыка: фонограмма инструментальной версии песни «В гостях у сказки» Ю.Ким, В.Дашкевич для самостоятельной деятельности детей.
Программное содержание. Самодельная книжка – продукт фантазии ребёнка, его воображения, возможность для совместной продуктивной деятельности ребёнка и взрослого.
При изготовлении книги дошкольник берёт на себя роль изготовителя, оформителя книги, развиваются его изобразительные способности по передаче литературного содержания, совершенствуется мелкая моторика.
Развивается самостоятельность, старательность, аккуратность, самоконтроль, коммуникативные навыки.
Воспитывается умение самостоятельно реализовывать задуманное.
Цель: Формирование познаний у детей о разнообразии книг, о важной роли книги в жизни человека, о необходимости общения с книгами для получения знаний, накопленных человечеством.
Задачи
- развивать логические, коммуникативные и познавательные действия;
- развивать умения детей выполнять выбранное в соответствии с заданной задачей;
- развивать творческую активность, воображение; закреплять навыки работы с различными материалами.
Ход занятия
Помещение, в котором проходит занятие, разделено на зоны: зона просмотра слайдов, зона «Библиотека», зона «Книжный магазин», зона «Музей», зона «Мастерская».
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей). Подарите, пожалуйста, друг другу улыбки, чтобы у всех настроение было веселое, радостное, хорошее.
Педагог: Ой, что это за звуки? Кто-то плачет?
Появляется ребёнок в костюме Буратино.
Педагог: Посмотрите, ведь это Буратино! Что с тобой случилось, почему ты плачешь?
Буратино: Я потерял «Азбуку» и теперь не смогу пойти в школу.
Педагог: Ребята, поможем Буратино? Для этого нам нужно отправиться в книжную страну. Согласны?
Ответы детей
Для путешествия нам необходима маршрутная карта. Смотрите, вот она.
Дети рассматривают карту
Педагог: Мы будем двигаться по карте с помощью волшебного ключика.
Один из детей передвигает ключ-фишку
Наша первая остановка в типографии. Вы знаете, что это?
Ответы детей (там печатают книги)
Правильно, здесь рождается книга.
Педагог: Сейчас мы заглянем в нашу волшебную книгу и окажемся в типографии.
Демонстрация слайдов презентации
В типографии печатают календари, плакаты, газеты, журналы и, конечно, книги.
В старину книги писали от руки, с помощью гусиных перьев. Рукописные книги были редкостью, поэтому иметь их могли только очень богатые люди.
Когда изобрели печатный станок, появились типографии, в которых стали печатать книги. Сейчас такие печатные станки мы можем увидеть только в музее. Вот такими наборами букв пользовались наборщики, чтобы выложить текст на странице. А вот так выглядит современная типография. Чтобы работать на современных печатных машинах, необходимо пользоваться компьютерными программами. Движутся по конвейеру книги, как испечённые пирожки.
Итак, книгу напечатали в типографии, но «Азбуку» Буратино мы здесь не нашли.
Отправимся дальше, и узнаем куда же из типографии попадают наши любимые книги. Смотрим на карту и движемся по ней за волшебным ключом.
Дети передвигают фишку по карте
Педагог: Волшебный ключик привёл нас в библиотеку.
Ребята, во все времена наибольшими хранилищами книг были библиотеки. Эта традиция осталась и по сей день. Зачем нужны библиотеки? (ответы детей)
Там находятся собрания книг. Не всегда мы можем себе купить необходимую книгу. И вот тогда мы отправляемся в библиотеку.
Открываем волшебную книгу и видим, какие существуют огромные библиотеки!
Демонстрация слайдов презентации
Педагог: Как Вы думаете, кто работает в библиотеке? (библиотекарь)
Что он делает?
Ответы детей
Моделируется игровая ситуация: один из детей становится библиотекарем
Смотрите, нас встречает библиотекарь.
- Здравствуйте!
Ребёнок-библиотекарь: Здравствуйте, какую книгу вы хотите посмотреть?
Дети: Сказки! (говорят громко)
Ребенок-библиотекарь дает книгу сказок и говорит:
В библиотеке нельзя громко разговаривать,
- с книгами надо обращаться бережно,
- библиотечные книги нельзя терять.
- Нельзя загибать книжные страницы, надо пользоваться закладкой.
- Нельзя писать и рисовать в книгах.
- Нельзя пачкать.
Больше всего книги любят бережное отношение.
Буратино: А Азбука у Вас есть?
Библиотекарь: Нет.
Педагог: Ну что же, отправляемся дальше.
(дети смотрят на карту и двигают ключ)
Педагог: Ключ ведёт нас в книжный магазин, здесь тоже живут книги. Их можно купить. Здесь книги на любой «вкус», на любую тему.
Сейчас волшебная книга покажет нам современные книжные магазины.
Дети смотрят слайды
Педагог: Отправляемся в книжный магазин.
Дети переходят в зону «Книжный магазин» и рассматривают книги.
Педагог: Когда вы выбираете книги, на что вы обращаете внимание в первую очередь?
Дети: На картинки, на яркие рисунки.
Педагог: А для того, чтобы книга стала яркой, с интересными картинками-иллюстрациями, должен поработать художник. Сейчас я вам расскажу о знаменитых художниках иллюстраторах и поможет мне, конечно, волшебная книга.
Детям демонстрируются слайды презентации
Иван Яковлевич Билибин. Книги, которые он украсил своими рисунками, не спутаешь ни с какими другими. Он использовал в своих рисунках растительные узоры, изображал животных и рыб. Много внимания художник уделял деталям, нам интересно рассматривать его рисунки.
Замечательный детский художник и писатель Владимир Григорьевич Сутеев. Владимир Сутеев написал множество сказок для детей, рисунки к которым он сам же и нарисовал. Сказки Владимира Сутеева всегда весёлые, радостные, а главное добрые! Вот как важна работа художника, оформляющего книги.
Ребята, вы немного устали, давайте поиграем.
Проводится физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся, Буратино улыбнулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл:
Азбуку он не нашёл.
Чтобы Азбуку найти, нужно дальше нам идти!
Педагог: Вернёмся к нашей карте.Куда ведёт нас ключик дальше?
Дети передвигают фишку по карте
Ключ привёл нас в музей книг. Может быть там мы найдём «Азбуку» Буратино.
Музей «Книги разные нужны».
Мы с вами в книжном музее «Книги разные нужны».
Посмотрите, здесь есть книги ваших родителей, ведь они тоже были маленькими и им нравились книги с яркими картинками. (обращает внимание детей на раздел «Книги наших родителей)»
Дети рассматривают книги, делятся впечатлениями
А здесь расположились необычные книги, посмотрите - книга панорама, а вот книга, сделанная из ткани, а эта книга ещё и поёт. (дети рассматривают книги из раздела «Необычные книги»)
А это книги, сделанные нашими воспитанниками и их родителями: книжки-самоделки. Дети рассматривают книги, узнают книги, сделанные их друзьями.
Буратино: Смотрите, ребята, моя Азбука. Показывает детям книгу
Но в ней нет букв, страницы пустые, только название.
Педагог: Не печалься, Буратино, мы поможем тебе.
Давайте все вместе поработаем художниками- иллюстраторами и сами создадим «Азбуку» для Буратино.
Дети переходят в зону творческой мастерской, где им предлагаются заготовленные заранее элементы узоров, орнаментов для букв и сами буквы. Каждый ребёнок выбирает букву, которую будет украшать. По окончании работы, педагог собирает буквы в «Азбуку» дарит её Буратино.
Педагог: Теперь Буратино сможет пойти в школу, где научится читать, книги станут его друзьями. Книга - источник знаний, дружите с книгой!