Использование малых форм детского музыкального фольклора в развитии природной музыкальности ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: малые формы детского музыкального фольклора


Большие потенциальные возможности развития природной музыкальности заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги — словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Наиболее распространенное и доступное средство — песня. Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора, входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы — характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях фольклором являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (в основном подпевание взрослым). Работа с детьми такого возраста – это начало этнографического образования маленького ребенка, начало развития его природной музыкальности. Ему необходимо слышать хорошие, добрые, доступные песни и попевки, так как способность ребенка воспринимать, запечатлевать информацию (в данном случае интонационный строй мелодии, содержательность и выразительность речи) просто огромна, и не использовать ее, значит упустить редкую возможность, предоставленную самой природой.

В это время целесообразно применять в работе колыбельные песни, пестушки, потешки, которые дети должны слышать из уст близких им взрослых (педагогов). Песенный материал несложен и по образности («Зайка», «Петушок», «Дождик» и т.д.), и по мелодическому, и ритмическому строю. Нисходящая терция (попевка-игра «Петушок», «Водичка-водичка» и др.) особенно удобна на первых этапах приобщения к народной музыкальной культуре. Секундовые и квартовые интонации также используются в музыкальном интонировании.

Азы музыкально-ритмических движений закладываются при пении пестушек, где ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка (сначала с помощью взрослого).

Гармоническое соединение движений и рифмованной речи впоследствии трансформируется в умение правильно говорить, точно воспроизводить движение танца или хоровода. Ритмичные приседания, подпрыгивания под песенку – первые музыкально-ритмические движения ребенка – постепенно переходят в обучение его пляске (сначала вприсядку). Затем разучиваются элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг.

Игра на детских народных музыкальных инструментах важна для ребенка, так как это путь включения его в общее действо. Свистульки, жужжалки, шергунки (погремушки), ложки, колокольчики развивают чувство ритма. Погремушки, ложки можно использовать в плясовых песнях, например, колокольчики, свистульки – в веснянках [1, с. 32].

Этнографический подтекст деятельности педагога подразумевает кропотливую работу по введению ребенка в мир фольклора, знакомство с жанрами: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки и т.д. Это и первое знакомство с народными календарями (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны), и его тесная связь с жизнью, трудом. Важно осознание ребенком причастности к такому доброму, мудрому миру, несущему радость через близкие образы зверей и птиц, через встречу с родной природой.

Дети 3-5 лет отличаются большей самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям и анализу. В этот период продолжается воспитание чуткого отношения к окружающему миру, к трудовым процессам. Первые «университеты» для малыша – его родной дом, семья, ближайшее окружение. Тема «дома» как средоточие мудрости, опыта, семейных традиций – ведущая на данном этапе. Колыбельные песни – школа жизни для ребенка, содержащая информационный и эмоциональный потенциал. Детям необходимо дать сведения о колыбели (зыбке), ее устройстве и месте в доме, раскрыть тематику колыбельной песни, рассказать о доброте материнских рук, т.е. показать выразительные средства колыбельных песен. В колыбельных песнях ребенку желают удачи и преуспевания: «Будешь в золоте ходить, парчеву шубу носить». Будущее не праздно, оно заполнено трудом в поле, в доме: «Спи, посыпай, боронить поспевай». Колыбельная песня – это заговор от всех скорбей, от всех напастей: «от лома-ломища, от зла-человечища». Цикл колыбельных песен связан с любимым для детей персонажем – котом – он и «люльку качает», и «поясок покупает», и «лапоточки плетет» [2, с. 27].

Тема дома, домашнего уюта, начатая со знакомства с колыбельными песнями, продолжается. В таком возрасте дети знакомятся с народным календарем (по месяцам), принимают посильное участие в основных работах по сбору урожая и заготовкам впрок (Осенины, Капустник, Рябинник, Кузьминки). Осень заканчивается посиделками, святочным весельем (Рождество – колядование и ряженье, Масленица – проводы зимы, встреча весны, прилет птиц, Пасха, Иван Купала).

На занятиях раскрываются термины «изба», «дом», «терем», знакомят с семейным укладом: «Как у дяди Ермолая» (игровая), «Патока с имбирем» (плясовая), «Как у дяди Трифона» (игровой хоровод).

Следует обратить внимание детей на виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные и игровые. Позже логично вернуться к освоению малых фольклорных жанров: считалочки, заклички, небылицы, прибаутки и т.д.

В работе с детьми 5-7 лет тематика песен становится разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура насыщеннее. Важное внимание уделяется выработке точного интонирования и речевого посыла звука (народная манера пения).

Необходимо постоянно проводить работу по развитию индивидуальных качеств личности ребенка, способствовать его творческому самовыражению, например, путем исполнения в музыкально-фольклорных играх ролей различных персонажей. Целесообразно включать хореографический репертуар – элементарные орнаментальные и игровые хороводы, пляски.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста серьезное внимание уделяется детскому пению, подразумевающему выработку певческих навыков (светлый, «полетный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция). Специфика народно-песенного исполнительства подразумевает овладение навыками передачи эмоционально-образного содержания песни, приобретения умения импровизации на народных музыкальных инструментах.

Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Для работы с дошкольниками должен быть подобран специальный репертуар, отвечающий следующим требованиям: в произведениях фольклора должны быть включены доступные детям явления, выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни [3, с. 45].

Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения слов в песнях.

Например, мелодия песий «Прибаутка» (русская народная мелодия) построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков. «Солнышко-ведрышко» (русская народная мелодия) — полезное упражнение для расширения диапазона голоса. Песня «Дудочка» (русская народная мелодия) — одно из упражнений, которое побуждает ребенка чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширяет диапазон голоса.

Для того, чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно воспроизводить ритмический рисунок попевки, надо показать рукой чередование звуков (движением руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), лучше всего начать, например, с упражнения, включающего потешку «Сорока-сорока, где была? Далеко!» и др. Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогают такие народные песни, как «Не летай, соловей», «Барашеньки». В течение года с детьми можно разучивать около двадцати и более народных песен, разнообразных и по форме, и по содержанию. Это песни описательного, повествовательного, танцевального, игрового характера, песни протяжные, лирические, торжественные, грустные, веселые. Главное их качество — художественность в изложении и доступность в исполнении детьми.

В процессе знакомства с русским народным музыкальным творчеством дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество. К ним можно отнести: мелодическое движение, ладовую организацию звуков, метроритмические соотношения, некоторые нюансы при исполнении песен. Остановимся на каждом из средств более подробно.

1. Общая линия мелодического движения: органический диапазон мелодии, неяркая кульминация, неширокие интервальные ходы, поступательное движение.

2. Зачатки ладовой организации: пение в заданной тональности (по заданному звуку, тональной настройке фортепианного вступления), тяготение к тонике при заключении мелодии, сочетание устойчивых и неустойчивых звуков, доминирование первых, простейшие народные звукоряды (секундные, терциевые, квартовые), мажорные (преимущественно) и минорные.

3. Метроритмические соотношения: метрическая четкость мелодии, сочетание ударных и безударных звуков, преимущественно двудольные размеры, определенность ритмического рисунка, законченность мелодии I ритмическом отношении.

4. Простейшая нюансировка песен: нахождение нужного темпа и динамики при импровизации песен определенного содержания, сохранение темпа при исполнении сочиненной песни, осмысленное изменение темпа и динамики в зависимости от литературного текста песни и мелодии.

5. Первичная структура песни: нахождение цезур, построение коротких музыкальных фраз, предложений, сквозное движение мелодии или квадратичность структуры, своевременная реакция на фортепианное вступление и заключение.

6. Значение изобразительно-выразительной функции в песенном творчестве очень велико. Без овладения ее простейшими средствами невозможно успешное формирование песенного творчества. Это освоение происходит только в процессе творческой деятельности. Ребенок, руководствуясь поставленным перед ним творческим заданием, оперирует звуками, напевает мелодию, видоизменяет ее и ищет способы изображения в ней тех чувств, мыслей, которые он хотел передать. Такая деятельность складывается в условиях уже полученного музыкального опыта на занятиях [3, с. 89].

Овладение перечисленными способами действий при создании собственных мелодий возможно при целенаправленной педагогической работе. Широкое знакомство с современной практикой работы с детьми в тех дошкольных учреждениях, где народная музыка включается в процесс развития природной музыкальности и музыкального воспитания детей, а также наша собственная опытная работа показали, что познания детьми выразительных возможностей народной музыки представлены в следующих формах:

1. Интонационные обороты, мотивы, мелодии, подражающие реальному звучанию окружающего, интонациям чувственно-выразительной речи человека (вопросы-ответы, песенные разговоры, подражание пению кукушки, мяуканье, лай и т.д.).

2. Интонационные обороты, мотивы, мелодии, сопровождающие естественные игровые, плясовые движения ребенка (подпевание во время ходьбы, танца, укачивание куклы и т.д.). Все эти интонации выражают различные эмоции (сожаление, торжество, радость, удивление и др.). Выразительная основа песенного творчества детей, отражающая их мысли, чувства, отмечается и в спонтанности певческой деятельности. Певческие интонации, передающие разнообразное содержание, являются естественными и непринужденными реакциями детей на окружающее. Интонации обогащаются постепенно под влиянием восприятия художественных произведений, особенно песен, созданных композиторами. Изобразительно-выразительная функция детского песенного творчества направлена на выражение чувств и мыслей музыкальными средствами. Основная задача — формирование у детей способов самостоятельного применения выразительно-изобразительных средств для выражения своих чувств в песенном творчестве.

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно. Сначала необходимо проверить объем голоса каждого ребенка, выяснить, кому из детей трудно петь, затем продумывать разнообразные приемы, например, правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих посадить в первом ряду). Педагог имеет возможность наблюдать за ними и своевременно приходить на помощь. Кроме того, сидящие впереди слышат, как поют другие дети.

Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения — попевки, которые каждый раз можно транспонировать в более высокую тональность. Детям, поющим в низких диапазонах, можно предложить сразу спеть высоко, звонко, Этот прием, как правило, помогает.

В работе над певческим дыханием ставится задача научить ребенка «не разрывать слово», используется систематический показ правильного исполнения, напоминание поющим детям, чтобы они могли справиться с заданием. Для развития дыхания, формирования умения петь протяжно, в старшей группе можно использовать такие русские народные песни, как «Не летай, соловей», «Барашеньки».

В подготовительной группе в работу над дыханием, напевностью, протяжностью звука рекомендуем включать русские народные песни — «Поет, поет соловушка», «У кота Воркота»; в распевке двух звуков на один слог – «Дождик, лей на крылечко», русскую народную закличку «Как под наши ворота».

Обучая детей дикции, педагогу следует, прежде всего, привлекать к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Важно при этом педагогам выделять, подчеркивать некоторые слова, выражения.

Большое место в работе над певческими навыками отводится одновременно и развитию осознания музыкальной речи, ее выразительности, мелодии, ритмических особенностей, ладовых закономерностей, структурных элементов.

Использование малых форм детского музыкального фольклора в процессе развития природной музыкальности ребенка, включение их в разнообразные режимные моменты педагогического процесса, благотворно влияют на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают положительный эмоциональный фон. А, следовательно, сам педагогический процесс будет проникнут теплом, доброжелательностью. Осуществление процесса развития природной музыкальности ребенка, музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире. Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка.

Таким образом, ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, народному музыкальному творчеству, поскольку, находясь в естественной обстановке, коей является для ребенка его родной музыкальный язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н.Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям» [2, с. 179].

Список литературы

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 384 с.
  2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Флинта, 2003. – 400 с.
  3. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.: Владос, 1997. – 608 с.