Цель: развивать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- О.О. «Познание»: формировать представления о родном крае, его достопримечательностях, истории, культуре, памятным местам родного края;
закрепить и уточнить знания детей о городах, расположенных на Волге. - Способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации.
О.О. «Речевое развитие»:
- Расширять лексический запас по теме «Моя малая Родина», стимулировать мыслительную и речевую активность детей;
- Развивать эмоционально-ценностные, художественно-творческие способности, речь, кругозор, детскую самостоятельность, уверенность в себе;
- Воспитывать и поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира,воспитывать патриотические и гражданские чувства, бережное отношение и любовь к родному краю.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке; экскурсии по улицам и памятным местам города;чтение, рассматривание книг о городах Среднего Поволжья, расположенных на берегах Волги, родном крае; беседа о своей малой Родине.
- игровая деятельность (дидактическая игра «Узнай по описанию и найди», «Подбери маршрут», «словесная игра «Подбери слова - какой наш город?», сюжетно-ролеваяигра «На улицах родного города», творческие игры «Каким будет наш город в будущем»);
- рассматривание иллюстраций на тему: « Тольятти, Ульяновск, Самара, Сызрань» - любовь моя», «Достопримечательности городов Среднего Поволжья»;
- просмотр презентации: «Мой родной город Тольятти».
Предметно-пространственная среда:
- патриотический уголок «Россия – Родина моя»;
- выставка народно-прикладного искусства «Изделия умельцев народов Среднего Поволжья»;
- картинная галерея «Это русская сторонка - это Родина моя»;
- фотовыставка «Достопримечательные места родного города»,
- ноутбук;
- оборудование и материал для продуктивной деятельности детей.
Материал: цветы для обыгрывания танца, аудиозапись «С чего начинается Родина», материал для художественно-творческой деятельности (фломастеры, кисти, клей, пластилин, салфетки, ватман), презентация «Памятные места Тольятти».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, социализация, продуктивная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- проблемные;
- ИКТ;
- здоровьесберегающие технологии и личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты:
- проявляет любознательность и интерес к родному краю и своему посёлку;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе общения
- может использовать в речи новые слова и выражения,
- проявляет эмоциональную отзывчивость, бережное и заботливое отношение к природе и достопримечательностям своей малой Родины.
Ход НОД
1. Вступление
Звучит песня «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В.Баснера).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.
Этюд приветствие.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка-Земля,
Здравствуйте, мои Друзья!
2. Мотивация образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, давайте проверим нашу электронную почту, посмотрите, одно не прочитанное письмо. Оно пришло из Краеведческого музея, куда мы с вами совершали экскурсию. Давайте вместе его посмотрим.
Просмотр отрывка презентации «Города на Волге».
Воспитатель: Ребята, а вам знакомы места, показанные в этом видео?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Этот видео фильм о наших городах, расположенных на Волге.
3. Беседа на тему «С чего начинается Родина»
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое Родина? (ответы детей)
Родина — это то место где ты родился, рос, где находится твой дом, где ты ходишь в детский сад. Для нас с вами Родина – это наш город.
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
- Ребята, подумайте и скажите, как называется область, в которой мы живём? А областной город? И маленькой частицей нашей Родины, Самарской области . А областной город - Самара.
- А вы знаете пословицы о Родине, о родном крае?
(Ответы детей)
- Где родился - там и пригодился.
- Родной край - сердцу рай.
- Родной город, ты с детства нам дорог.
- Родная земля, ты как мать нам мила.
- Как вы их понимаете?
(Ответы детей)
4. Словесная игра с мячом «Наш город, какой?»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город?Я вам задаю вопрос: наш город, какой? (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный). За что вы любите его? (Я люблю свой город за то, что в нем есть…)
Давайте найдем среди других открыток фотооткрытки о нашем Тольятти и разместим их в фотогазету. (Затем мы находим Самару, Сызрань, Ульяновск – любуемся красотами городов и размещаем их там же).
5. Постановка проблемно-игровой ситуации
Воспитатель: - Мы с вами много говорили о городе, путешествовали, побывали в разных местах, каких только красивых вещей, поделок, картин мы там не увидели! Но вот фото-коллекция, которая бы отражала историю, культуру, красивые места и достопримечательности наших городов, там нет. Поэтому работники краеведческого музея обратились к нам с просьбой: сделать такую фотоколлекцию.
- Вы возьмёте на себя такую ответственность?
- Но чтобы нам ничего не забыть, давайте ещё раз совершим путешествие по реке Волга, а увиденное отразим в коллекции и результатами своего труда заполним ватман.
6. Игра-путешествие по реке Волга
- Итак, наш прогулочный катер отправляется в путь! Прошу занять свои места.
1. Остановка «Историческая».
- Ребята, что бы вы могли рассказать о своём городе незнакомым людям?
- Назовите города-соседи.
(Ответы детей)
Мы с вами - одна большая дружная семья.
Про нас говорят - земляки.
А как ещё можно назвать жителей Среднего Поволжья?
2. Остановка «Символическая».
- Ребята, знаете ли вы символы России?
- А вы знаете, что и у наших городов есть свой герб?
(Обращаю внимание на слайд)
- Посмотрите внимательно и скажите, что обозначают красный цвет? - труд.
Жёлтый цвет? - урожай.
Белый цвет? - символ чистоты, мудрости.
3. Остановка «Памятники».
- Расскажите, какие памятники есть в нашем городе? А поможет вам в этом Презентация «Памятники Тольятти».
(воинам - освободителям в годы войны, танкистам, солдатам, погибшим в мирное время, памятник в парке Победы).
4. Остановка «Дома и постройки».
Я начну стихи читать, вам придётся продолжать.
Что это за чудный дом?
Сто детишек в доме том.
Дом детишкам очень рад,
Что же это?.. (Детский сад)
Шумят повсюду поезда,
И едут люди, кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытья поездов,
Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (Вокзал)
В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят,
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а … (Музей)
Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить в командировку
маме.
Ты можешь здесь купить конверт,
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это зданье …(Почта)
- А какие промышленные предприятиягорода вы знаете?
Ответы детей: АвтоВАЗ, Синтезкаучук.
- Чем гордятся наши земляки?
- А знаете ли вы про целебный источник, который находится недалеко от нашего горда?
Ответы детей: - это святой и лечебный источник в селе Ташла.
5. Остановка «Фестивальная».
- Ребята, стало доброй традицией ежегодно в нашем родном городе проводить фестиваль «Дружбы народов».
- Кто знает, почему он называется?
Этот фестиваль проводится ежегодно. Здесь выступают все народности, которые проживают в нашем многонациональном городе. На фестивале представлены поделки народных умельцев, отражающие культуру народов: Чувашии, Татарии, Мордва и русских.
Такой фестиваль проводится и у нас в детском саду. Мы видели на выставке обереги, выполненные руками детей, мы играли в разные национальные игры народов Среднего Поволжья. Мы учимся уважать друг друга и жить в дружбе.
6. «Город будущего».
Дети, а каким бы вы хотели видеть наш город в будущем?
Ответы детей. (фантазии)
Воспитатель: Наше путешествие ещё не закончились, остальные достопримечательности нашего города мы посетим в другой раз, а теперь добро пожаловать в художественную мастерскую.
7. Пальчиковая игра
- Но прежде, чем приступить к работе, разогреем пальчики.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живём в родном краю,
Всех я вас - благодарю!
8. Продуктивная деятельность детей - коллективная работа «Коллекция открыток городов Среднего Поволжья»
Воспитатель: Дети приклеивают фотооткрытки на газету. Вы справились с заданием, молодцы!
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами вспомнимстихотворения о своём родном крае.
1 ребёнок
Русские берёзы, синева небес,
В палисаде розы, в синей дымке лес.
Ветерок колышет ветви тополей,
И доносит запах вызревших полей.
Песни жаворонка, горлицы печаль,
Милая сторонка, Волжская даль.
Воспитатель: - Ребята! Вам понравилось наше путешествие? Где мы побывали? Что нового узнали? Чему научились? Какие вы сегодня молодцы! Все постарались и у нас всё получилось.