Цель: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать словарный запас
- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения.
- активизировать качественный словарь.
- обобщить знания детей о временах года
- учить видеть характерные особенности разных времен года
- учить воспринимать красоту природы.
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, стихах, рисунках.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.
- развивать фонематическое восприятие
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание,
- развивать эстетическое восприятие красоты природы
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
- доставить детям радость и удовлетворение от игр
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Ход речевой конференции
Слайд. Весны.
(звучит тихо музыка П.И.Чайковского «Времена года»)
Ведущий: Здравствуйте.
Мы приглашаем вас в гости к временам года.
- Но сначала нужно выполнить наши и задания.
Игра «Подбери слово»
Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:
- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает... сосулька)
- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут... (цветы)
Молодцы.
Ведущий:
Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Ветер с клена листья сбросил.
- Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.
Игра со зрителями, с мячом (обратная связь)
- Мы предлагаем вам поиграть и узнать последовательность времён года (лето, осень.зима, весна).
А. «Встреча с Весной». 5 кл.
Ведущий: Дети, посмотрите в окно и скажите:
- Какое наступило сейчас время года? (Весна)
- Какая погода за окном? (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? (Птицы, животные, люди, растения)
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Ведущий: Да, это весна.
Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки. О весне много написано стихов, песен. Послушайте, красивую песню о весне. «Весна»
Ведущий: Ой, смотрите-ка, ребята (в комнату залетает птичка и приносит детям конверт)
Ведущий: Дети, что же в этом конверте? Давайте посмотрим.
Словесная игра «Подскажи словечко»
Вы нам подскажете правильное слово.
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу... (проталинки)Самый первый день весны
Самый - самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась... (верба)Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась... (сосулька)Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает... (капель)Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? Март
1.
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И почернели снега.Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят!
2.
Солнце, словно янтарь, засияло,
Вновь укутало землю теплом.
Из-под снежного одеяла
Ручейки побежали кругом.
3.
Легким шагом, пройдя по тропинке,
К лесу мрачному вышла весна.
И своею зеленой косынкой
Все деревья покрыла она.
4.
На ветвях, где снежинки лежали,
Изумрудом блеснула листва.
А внизу на земле подрастала
Молодая трава-мурава.
5.
Все вокруг было весело, звонко,
Ветерок не смолкал допоздна.
А в тени под сосною тихонько
Облегченно вздохнула листва.
Ведущий: Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые и наступает лето.
Б. «Встреча с летом». 8 кл.
Послушайте песенку лета.
Песня «Лето»
Слайд о лете.
Стихи.
Ученик
- Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
"Погадай мне поскорей!"
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
Ученик
Пришел июнь. «Июнь! Июнь!» -
В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
Ученик
Вот и лето подоспело -
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком —
Вся нальется алым соком.
В поле - красная гвоздика,
Красный клевер...
Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом...
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!
Ученик
Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки,
Тронешь березку — она встрепенется
И засмеется,
До слез засмеется.
Дождь прошуршал по зеленому лугу,
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку,
По серебринке.
Ведущий: А теперь мы вам загадаем загадки.
А ответ ищем в филворде.
Слайд с загадками.
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями
А не птица. (Жук)Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)В поле я над белой кашкой
Вдруг заметила ромашку.
Я сорвать её хотела,
А ромашка улетела… (Бабочка)Мне сегодня люди
хлопали в ладоши.
Вот как меня любят!
Значит, я хорошая.
Все мной любовались,
Восклицали: Ой!
Вслед за мной метались
И кричали: ….! (моль)В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает (пчела)
Улей – дом,
А рой – семья.
Как зовут меня, друзья? (пчела)
Некрасивая я,
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь. (гусеница)
Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно.На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.Мужички без топоров
Рубят избу без углов.На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравей)
Калинка-малинка.
Слайд осени.
«Встреча с осенью». 6, 7 кл.
Ведущий: Как красиво в лесу, парке.
Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы.
Об этом времени года много написали поэты стихов, композиторы сочинили музыку, художники нарисовали картины.
Послушаем ребят (6а. 6в.7 кл.)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух,
Птиц не слышно боле.
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Фёдор Тютчев* * *
Унылая пора, очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч,
И первые морозы.
И отдаленные седой зимы угрозы.
Александр Пушкин* * *
Октябрь уж наступил.
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей.Подул осенний хлад,
Дорога промерзает.
Журча еще бежит
За мельницу ручей.Но пруд уже застыл.
Сосед мой поспешает
В отъезжие поля
С охотою своей.И страждут озими
От бешеной забавы
И будит лай собак
Уснувшие дубравы.
Фёдор Тютчев* * *
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов, таинственная тень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей, крикливых, караван
Тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Александр Пушкин* * *
Вот на ветке лист кленовый
Нынче он совсем, как новый.
Весь румяный, золотой.
Ты, куда листок? Постой!Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге шумят.
О лес, наш родимый,
Конец твой пришел.
Все гибнет, все гибнет,
Ты чёрен и гол.
И.МазнинВсе быстрее облетают клены
Все темнее низкий склон небес.
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как темнеет лес.
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.Опустел скворечник,
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят-летят.
Видно тоже в Африку
Улететь хотят.
(Из А.Гонтаря в переводе)
Слайд. Музыка нежная, плавная, мелодичная.
Мне хочется узнать.
- Какие признаки осени вы знаете?
- Давайте угадаем и назовём эти признаки.
Г. «Встреча с Зимой». 9 кл.
Слайд о зиме.
Ведущий: - Как прекрасно можно передать красоту этой природы в песне. Которую вы сейчас услышите. Песня «Зима».
О чем песня, ребята.
Вот и Зима пожаловала (слайд) со своими подарками.
- Ребята, посмотрите (показывает на картины о зиме): все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки.
Ученик 1
Н.Белякова «На санках»
В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится —
Все ребятам нипочем!
Ученик 2
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Ученик 3
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Ученик 4
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче...
Ученик 5
Погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Ученик 6
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Ученик 7
Утро тихо, радостно и молодо,
Белым снегом все защищено.
И все утро яркое и чистое
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
Ученик 8
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились листья
Белой бахромой.
Ученик 9
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ученик 10
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Итог занятия
Нам очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо нам помогали. Наши гости ушли, но оставили нам вопросы.
- В какое время года собирают землянику? (летом)
- Когда птицы улетают в теплые края? (осенью)
- Когда люди вывешивают скворечники? (весной)
- В какое время года чаще всего бывает гроза? (летом)
- Когда появляется лёд на реке? (зимой)
- В какое время года люди одевают шубу? (зимой)
- В какое время года дети пускают кораблики? (весной)
- Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебристым»? (зиму)
- Когда заяц серый? (летом)
- Когда люди собирают урожай? (осенью)
- Когда в городе можно увидеть снегирей? (зимой)
- Когда бывает ледоход? (весной)
- Когда люди утепляют свои жилища? (осенью и зимой)
- Когда день короткий, а ночь длинная? (зимой)
- В какое время года бывает гололёд? (зимой)
- Когда на деревьях появляются почки? (весной)
Все МОЛОДЦЫ!