Методическая разработка урока по обществознанию на тему «Богатство и бедность как социальное неравенство»

Разделы: История и обществознание


Методическая цель: показать пути достижения активизации познавательной деятельности студентов, формировать исследовательскую и коммуникативную компетенции.

Основная цель урока: доказательство того, что способы достижения цели лежат в большей степени в нравственной плоскости, а средства в материально-денежной.

Задачи:

образовательные:

  • выяснить значение слов - социальное неравенство, бедность, порог бедности, богатство;
  • умение объяснять сложность и значимость проблемы бедности в мире и в современной России;
  • обсудить вопрос: «В чём заключаются причины бедности людей?»

развивающие:

  • работать со СМИ, анализировать;
  • развивать навыки критического мышления, творческих способностей учащихся;
  • умение приводить примеры, сравнивать, комментировать.

воспитательные:

  • воспитать нравственные качества, чувства социальной справедливости и равенства, сострадания, милосердия.
  • формировать жизненные цели.

здоровьесберегающие:

  • поддержать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать физические и психические перегрузки путем смены деятельности студентов.

Осваиваемые общие компетенции:

  • понимать сущность социального неравенства и значимость социальной справедливости;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться друг с другом;
  • самостоятельно творчески работать с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный с элементами беседы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный и репродуктивный, частично-поисковый (эвристический).

Средства обучения:

  • словесные;
  • наглядные: набор презентационных слайдов, опорный конспект, глоссарий, анкета;
  • аудиовизуальные: ПК, мультимедийный проектор.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроэктор, INTERNET.

Межпредметные связи: литература, история, психология, социология, экономика.

Учебная литература:

Основная:

1. Зубова Л.Г. Представление о бедности и богатстве, 1996.

2. Овчарова Л.М. Бедность в России. Мир в России, 2001.

3. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

4. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Дополнительная:

1. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. — 1992. № 11.

2. Гордон Л. А. Бедность, благополучие, противоречивость: материальная дифференциация в 1990-е годы // Общественные науки и современность. — 2001. № 3.

3. Левыкин И. Т. Взаимодействие равенства, свободы и справедливости в диалектике группового и индивидуального сознания // Образ жизни и состояние массового сознания. — М., 1992.

4. Тихонова Н. Е. Социальная структура российского общества: итог восьми лет реформы // Общественные науки и современность. — 2000. № 3.

5.Жеребий В. М., Римашевская Н. М. Проблема борьбы с бедностью в разработках зарубежных правительственных и международных организаций // Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М. А. Можиной. — М., 2004.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
  2. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
  3. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Основные понятия: социальное неравенство, бедность, богатство.

СТРУКТУРА УРОКА

Название
 элемента урока

Учебные вопросы занятия

Время
(мин)

Примечание

I Организационный
этап

Приветствие. Психологический  настрой студентов

1

Создание доброжелательного психологического климата в группе

II Блиц-опрос по теме «Социальная структура общества»

Проверка готовности к занятию. Межкурсовые связи

 

 

5

Фронтальный опрос

 

 

III Этап подготовки студентов к активной познавательной деятельности, актуализация знаний. Пояснение хода урока. Целевая установка. План. Мотивация учебной деятельности. Важность и значимость изучаемой темы

IV Изучение нового материала

Поиск определения понятия «социальное неравенство». Выяснение различных форм социального неравенства, опираясь на опережающее задание в виде сообщений студентов: «причины бедности и методы борьбы с ней», «причины богатства и пути его достижения», «от нищеты к роскоши». Фронтальный опрос по пройденному  материалу

 

32

«Мозговой штурм», Объяснительно – иллюстративный эвристический метод, работа в мини – группах

V Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам изучаемой темы

5

Фронтальный опрос

Подведение итогов урока.
VI Домашнее задание.

Результаты работы учащихся.
Учить опорный конспект, выполнить творческое задание найти выход из сложной ситуации на конкретных примерах

2

Обобщение, выводы

План урока:

  1. Критерии и составляющие социального неравенства
  2. Причины бедности и методы борьбы с ней
  3. Причины богатства и пути его достижения
  4. «От нищеты к роскоши»  и обратно.

ХОД УРОКА

I Организационный этап

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости, мы продолжаем наш разговор о проблемах обществознания. На прошлом уроке мы рассмотрели тему: «Социальная структура общества».

Сегодня данный разговор в определенной степени будет продолжен. Но для того, чтобы это было планомерно, нам необходимо вспомнить некоторые моменты из предыдущей темы.

II Этап – блиц-опрос по теме «Социальная структура общества»

(Раздаточный материал: проверка домашнего задания по тесту)

Проверка домашнего задания по тесту (Приложение №1):

1. Понятие «стратификация» обозначает:

  1. объединение;
  2. расслоение;
  3. перемещение;
  4. включение в сообщество.

2. Одним из критериев стратификации является:

  1. возраст;
  2. пол;
  3. место жительства;
  4. доход

3. Верны следующие суждения о стратах современного общества?
А. Принадлежность к определенной страте влияет на образ жизни человека.
Б. В современном обществе возможен переход из одного социального класса в другой.

  1. верно только А;
  2. верно только Б;
  3. верны оба суждения;
  4. оба суждения не верны.

4. Критерием стратификации не является:

  1. престиж;
  2. уровень образования;
  3. степень близости к власти;
  4. место проживания.

5. Установите соответствие между типами стратификации их определениям: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
    ОПРЕДЕЛЕНИЯ
    А) Каста 1) Социальная группа, права и обязанности которой передаются по наследству
    Б) Сословие 2) Группа современного общества, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем
    В) Класс  3) Социальная группа, членом которой человек становится исключительно по своему рождению

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

 

 

 

6. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «исторические типы стратификации».

Касты, граждане, классы, сословия, рабство.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Ответ: _______________________

Большое спасибо, а сейчас мы переходим к разговору о социальном неравенстве.

III  Этап подготовки студентов к активной познавательной деятельности, актуализация знаний

Ребята, сегодня у нас очень интересная  и актуальная тема урока. Тему урока попробуйте определить сами по следующим высказываниям. (На слайдах в презентации, представлены мыслители разных эпох, один из студентов читает афоризмы)

Презентация

  1. Честный человек никогда не богатеет (Менандр, древнегреческий поэт).
  2. Богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими (Эпикур, древнегреческий философ).
  3. По – настоящему богат тот, кто ни в чём не нуждается (Ф.Филельфо, итальянский гуманист XV века).
  4. Бедность – не грех (Д.Герберт, английский поэт XVI века).
  5. Бедность есть мать пороков, а также и величайших изобретений (И.Рихтер, немецкий писатель XVIII века).
  6. Способный и здоровый человек, пребывающий в бедности, вызывает лишь презрение, больной и убогий – сострадание (Э.Севрус, современный российский литератор).
  7. Только обладая аппетитом бедняка, можно со вкусом наслаждаться богатством. (Антуан де Ривароль, французский писатель XVIII века)
  8. Жадный беден всегда. (Франческо Петрарка, итальянский поэт XIV века)
  9. Скупой всегда нуждается (Гораций, древнеримский поэт)
  10. Благоразумен тот, кто не печалиться о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет. (Демокрит, древнегреческий философ)
  11. Если некоторые люди презирают богатство, то потому, что они потеряли надежду на свое обогащение. (Фрэнсис Бэкон, английский философ, государственный деятель XVI – нач.XVII века)
  12. Иным людям богатство только и приносит, что страх потерять его. (Антуан де Ривароль, французский писатель XVIII века)
  13. Скупость начинается там, где кончается бедность. (Бальзак, французский писатель XIX века)
  14. Богатство подобно морской воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. (Артур Шопенгауэр, немецкий философ XIX века)

(предположения ребят)

Правильно. Молодцы!

Сегодня мы будем говорить о богатстве и бедности, о богатых и бедных. Тема урока звучит следующим образом: «Богатство и бедность, как социальное неравенство». презентации)

Социальное неравенство является проблемой    всех времен и народов человеческой цивилизации и тому пример слова Луцилия Сенеки: «Они нуждаются, обладая богатством, – а это самый тяжелый вид нищеты». презентации)

Богатство и бедность стало бичом человеческой цивилизации, и  разговор об определение богатства и бедности, является актуальным, целесообразным и своевременным.

Цели нашего урока совпадают с планом урока и выстроены следующим образом: (на слайдах в презентации)

  • Рассмотреть критерии и составляющие социального неравенства и дать ему определение.
  • Объяснить причины бедности и рассмотреть методы борьбы с ней.
  • Объяснить основополагающие причины богатства и пути его достижения.
  • Рассмотреть ступени социального неравенства «от нищеты к роскоши» и обратно.

Перед тем, как мы подойдем к изучению новой темы, хочу кое-что пояснить. У вас на столе – ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (О.К.). Он содержит заготовки по новой теме, которые вам будет нужно пополнять по мере изучения. А так же вам предложен Глоссарий, содержащий определения новых понятий по нашей теме, к которому мы также будем прибегать при необходимости.

IV Этап изучения нового материала

Итак, что же представляет собой богатство и бедность, как социальное неравенство?

«Мозговой штурм» - попытаемся перечислить критерии социального неравенства. Ребята подумайте, что делает неравными людей в обществе?

На экране в презентации: (запись в О.К.) – (Приложение №2)

  • Деньги
  • Власть
  • Образование
  • Престиж

Отсюда давайте сами выведем определение социального неравенства.

Социальное неравенство – Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества: денег, власти, образования и престижа между различными слоями населения (запись в О.К.) – (Приложение №2)

Главные составляющие социального неравенства – богатство и бедность. О них и пойдет речь.

Я предлагаю вам вкратце дать характеристику, т.е. показать картинку каждой из этих форм. А помогут нам ребята, которые подготовили сообщения.

Сообщение студента – «Причины бедности и методы борьбы с ней»

Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.

В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.

И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.

Так какие же методы существуют в борьбе с бедностью?

В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:

- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога;

- предоставление пособий малоимущим гражданам;

- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства;

- стимулирование производства и экономического роста.

Из всего вышесказанного мною, я считаю, что нужно задуматься над этой фразой … «Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, но тот, у которого нет мечты».

Сократ (Работа со слайдом в презентации)

Я предлагаю вам сделать выводы по сообщению, воспользовавшись Приложением №2 – Анкета №1, где указаны причины бедности. Вам необходимо расставить по местам от 1 до 15, только те причины бедности, которые вы считаете уместными.

Итак, что же такое бедность?  Я попрошу записать его в опорный конспект (запись в О.К.) – (Приложение №2), воспользовавшись глоссарием (Приложение №3).

Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

Теперь поговорим о богатстве. Каждый из вас наверное хочет быть успешным, состоявшимся в жизни, богатым? Однако народная мудрость говорит, нам, что оно не всегда сладко. Об этом нам говорят пословицы и поговорки (Анкета №2 – Приложение №2).

- Что скажете?

Ожидаемый ответ студента: «… быть богатым хорошо, но часто оно приводит к моральным, нравственным отклонениям. Став богатым, важно оставаться хорошим, честным человеком».

Учитель: «Совершенно верно ребята! Богатство благо (лучше быть богатым, чем бедным – все, я думаю согласны), но не ценой преступлений против совести и общества».

- Но как же стать богатым человеком?

- Для всех ли это достижимо?

Чтобы ответить на этот вопрос выслушаем сообщение.

Сообщение студента – «Причины богатства и пути его достижения»

Неоспоримый факт, что люди чаще становятся богатыми, чем рождаются! А что же прикажете делать, если не посчастливилось появиться на свет потомком Рокфеллера? В чем же причины богатства? Интересно узнать, какими же качествами нужно обладать, и как мыслить, чтобы стать богатым?

Когда идет речь о человеке богатом, подразумевается человек, способный не только заработать, но и сохранить, а также и приумножить свой нажитый капитал – это одна из основополагающих причин богатства.  Ведь нередки случаи, когда бедный человек, выиграв в лотерею, просто спускает весь свой выигрыш на бессмысленные роскошные покупки, подарки и путешествия, потому что не знает просто, что с такими деньгами можно еще сделать. А ведь этот капитал мог бы кормить его до старости! В результате, бедный снова становится таким же бедным, каким и был изначально. К огромному сожалению, финансовое образование не дают в школе, поэтому выход один – заниматься просвещением себя любимого в области технологий богатства и управления деньгами собственноручно.

Наличие цели является еще одной из основополагающих причин богатства. При этом – деньги должны быть не целью, а средством для достижения этой цели. Мечта о деньгах в виде суммы на банковском счете вряд ли будут заставлять Вас ежедневно вставать, и стараться что-то сделать. А вот конкретные, поставленные цели в виде осязаемых благ, таких, как новый автомобиль, квартира или долгожданное путешествие, вполне способны развести в Вашей душе такой огонь, который будет питать вас движущей энергией. Иначе говоря, нужно знать, ради чего Вы каждый день стараетесь.

Каждый замечал такую особенность – день ото дня, богатый человек – становится все богаче, а бедный – все больше беднеет. Как же так, и почему так несправедливо?

(Предлагаю Вам просмотреть видеосюжет из док. фильма «Экономический кризис»)

Где же найти богатых людей, чтобы посмотреть на них, и поучиться? Шансы встретить богатого и успешного человека стоящим на остановке троллейбуса, или прогуливаясь по проспекту – минимальны, ведь такие люди редко просто так ходят по улицам. Каждый человек, находясь в окружении среднестатистических жителей своего города, потребности которых достаточно усреднены, если не сказать – предельно ограничены, вряд ли захочет становиться лучше, грамотнее и богаче. Ведь все всех устраивает, а менять что-то – очень страшно. Иначе говоря, Вы станете точно такими же, как Ваши окружающие друзья и коллеги. А вот попадая в окружение целеустремленных, с уважением и любовью относящихся к себе успешных людей, которые много времени уделяют своему развитию, человек сам, сначала даже бессознательно, начинает тянуться к их уровню. Дальше – больше! Ему начинают нравиться метаморфозы, происходящие с ним, и процесс саморазвития его в хорошем смысле «затягивает». Не зря самореализация стоит на самом высоком уровне потребностей человека – именно она приносит самое большое удовлетворение.

Из этого можно сформулировать еще одно правило богатства – общение с успешными людьми.

Нельзя не заметить, что преуспевающие бизнесмены, в основном – уверенные в себе люди. Таким образом, еще одна причина богатства – уверенность в себе и своих силах. В некотором смысле, сложно понять начинающего предпринимателя, который «на голом месте» просто так – уверен в себе. Конечно, никто не застрахован от неудач или трудностей. Но все же, для достижения успеха в выбранном деле стоит вооружиться спокойным осознанием, что все получится, и не сомневаться в этом ни минуты. Ведь даже если не получится, лучше попробовать, и потерпеть поражение, чем всю жизнь жалеть, что так и не предпринял попытки осуществить свою мечту. Все ставшие богатыми людьми когда-то были такими же начинающими, и если бы не имели решимость сделать первый шаг, так никогда бы и не обрели свое теперешнее благополучие.

Тайм-менеджмент – важная составляющая на пути к успеху, так же является одной из причин богатства. Обратите внимание на дисциплину и порядок в организации как рабочего, так и свободного времени богатого человека. Успешный человек потому все успевает, потому что не тратит времени зря, и все тщательно и заблаговременно планирует. Более того, извлекает выгоду для себя абсолютно из каждой минуты жизни, умеет провести даже, казалось бы, потерянные минуты ожидания с пользой для дела. Наконец, богатый человек, как правило, пунктуален, что показывает уровень уважения не только к своему, но и к чужому времени.

Есть еще одна причина, по которой люди становятся богатыми – это Ваша личная уникальность, т.е. быть самим собой. Нет ни одного в мире точно такого же человека, как Вы! И именно этой непохожестью на других у вас есть шанс своротить горы, и добиться непревзойденных результатов. Сколько людей наследует поведение других, и в какой-то степени это логично – следование готовой технологии успеха. Обратите внимание на судьбы великих людей – эти уникумы никогда не шли по проторенной дорожке, и не следовали стандартным шаблонам. У таких людей был свой, не всегда легкий, но потрясающий воображение и совершенно гениальный собственный путь к успеху и богатству. Отсюда, получаем еще одно правило богатства, которое состоит в том, чтобы быть самим собой!

Я предлагаю вам сделать выводы по сообщению, воспользовавшись Приложением №2 – анкета №3, где необходимо перечислить  причины богатства. Вам необходимо вписать шесть причин богатства, перечисленные докладчиком.

Итак, что же такое богатство? Я попрошу записать определение в опорный конспект (запись в О.К.) – (Приложение №2), воспользовавшись глоссарием (Приложение №3)

Богатство – денежная сумма, в которую входит всё то, чем владеет человек.

Желаю всем быть богатыми!!!

Богатство и бедность – имеют два противоположных полюса «нищета – роскошь».

Я предлагаю вам заслушать сообщение «от нищеты к роскоши».

Сообщение студента – «от нищеты к роскоши»

Я предлагаю вам рассмотреть ступени «от нищеты к роскоши» или обратно, которые человек может пройти. Для этого нам необходимо обратится к презентации.

(Объяснение докладчика на конкретных примерах ступени «от нищеты к роскоши».)

1. Нищета – удовлетворяет только физические потребности.

2. Абсолютная бедность – доход не позволяет удовлетворить даже основные потребности в пище, еде, жилище, одежде. Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни.

3.  Приличествующий уровень жизни - доход позволяет вести комфортный образ жизни.

4. Богатство – большой доход позволяет владеть большой собственностью.

5. Роскошь – излишества в жизненных удобствах и удовольствиях, связанные с расточительством.

Не стоит впадать в крайность и наивно полагать, что золотые монеты будут сыпаться с неба подобно манне небесной. Будем с вами реалистами, но останемся оптимистами!

Я сделал для себя следующие выводы. Как сказал Дональд Трамп, американский миллиардер: «… денег у меня сейчас гораздо больше, чем я, при всём своём желании, смогу потратить…».

Вот и ключ! Денег у человека должно быть столько, сколько он, при всех своих желаниях, просто не сможет потратить! (Работа со слайдом в презентации)

Итак, богатство и бедность – это две крайности социального неравенства.

- Интересно, а как стать богатым?

- От чего же зависит возможность стать богатым?

Все успешные люди, утверждают: секрет успеха в мышлении человека, в интеллекте, в знаниях, и только самая малая доля успеха принадлежит ее величеству «Случайности». Об этом говорит народная мудрость:

  • Бедные знания — бедная жизнь
  • Пусто в голове — пусто в кармане

Качество мыслей формирует качество жизни.

Вот главные законы успеха!

V Этап – Закрепление

Нам необходимо подвести итоги по изученному материалу

- Перечислить критерии и составляющую социального неравенства?

- Перечислить причины бедности?

- В чем состоят причины богатства?

VI Этап – Домашнее задание

1) Учить опорный конспект

2) Творческое задание: найдите вместе с родителями, друзьями выход из ситуации:

У юноши нет родителей, он живёт на пособие от государства и пенсию бабушки. Денег на подготовительные курсы в институт нет…

Наш урок я хотела бы закончить высказыванием Жана Пьера Беранже, французского мыслителя XVIII века: «Тот, у которого мало потребностей и много друзей, обладает богатством...». Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир? Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё….

Выставление оценок за урок.

Творческое задание: найдите выход из ситуации:

  • Менеджер крупной фирмы из – за её слияния с другой фирмой потерял работу. На его попечении находится жена с маленьким ребёнком…

Рассуждения и предположения ребят.

Преподаватель благодарит студентов за урок.