Методическая цель: показать пути достижения активизации познавательной деятельности студентов, формировать исследовательскую и коммуникативную компетенции.
Основная цель урока: доказательство того, что способы достижения цели лежат в большей степени в нравственной плоскости, а средства в материально-денежной.
Задачи:
образовательные:
- выяснить значение слов - социальное неравенство, бедность, порог бедности, богатство;
- умение объяснять сложность и значимость проблемы бедности в мире и в современной России;
- обсудить вопрос: «В чём заключаются причины бедности людей?»
развивающие:
- работать со СМИ, анализировать;
- развивать навыки критического мышления, творческих способностей учащихся;
- умение приводить примеры, сравнивать, комментировать.
воспитательные:
- воспитать нравственные качества, чувства социальной справедливости и равенства, сострадания, милосердия.
- формировать жизненные цели.
здоровьесберегающие:
- поддержать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать физические и психические перегрузки путем смены деятельности студентов.
Осваиваемые общие компетенции:
- понимать сущность социального неравенства и значимость социальной справедливости;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться друг с другом;
- самостоятельно творчески работать с поставленными задачами.
Тип урока: комбинированный с элементами беседы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный и репродуктивный, частично-поисковый (эвристический).
Средства обучения:
- словесные;
- наглядные: набор презентационных слайдов, опорный конспект, глоссарий, анкета;
- аудиовизуальные: ПК, мультимедийный проектор.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроэктор, INTERNET.
Межпредметные связи: литература, история, психология, социология, экономика.
Учебная литература:
Основная:
1. Зубова Л.Г. Представление о бедности и богатстве, 1996.
2. Овчарова Л.М. Бедность в России. Мир в России, 2001.
3. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
4. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
Дополнительная:
1. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. — 1992. № 11.
2. Гордон Л. А. Бедность, благополучие, противоречивость: материальная дифференциация в 1990-е годы // Общественные науки и современность. — 2001. № 3.
3. Левыкин И. Т. Взаимодействие равенства, свободы и справедливости в диалектике группового и индивидуального сознания // Образ жизни и состояние массового сознания. — М., 1992.
4. Тихонова Н. Е. Социальная структура российского общества: итог восьми лет реформы // Общественные науки и современность. — 2000. № 3.
5.Жеребий В. М., Римашевская Н. М. Проблема борьбы с бедностью в разработках зарубежных правительственных и международных организаций // Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М. А. Можиной. — М., 2004.
Интернет-ресурсы:
- http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
- http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Основные понятия: социальное неравенство, бедность, богатство.
СТРУКТУРА УРОКА
элемента урока |
Учебные вопросы занятия |
Время |
Примечание |
I Организационный |
Приветствие. Психологический настрой студентов |
1 |
Создание доброжелательного психологического климата в группе |
II Блиц-опрос по теме «Социальная структура общества» |
Проверка готовности к занятию. Межкурсовые связи |
5 |
Фронтальный опрос
|
III Этап подготовки студентов к активной познавательной деятельности, актуализация знаний. | Пояснение хода урока. Целевая установка. План. | Мотивация учебной деятельности. Важность и значимость изучаемой темы | |
IV Изучение нового материала |
Поиск определения понятия «социальное неравенство». Выяснение различных форм социального неравенства, опираясь на опережающее задание в виде сообщений студентов: «причины бедности и методы борьбы с ней», «причины богатства и пути его достижения», «от нищеты к роскоши». Фронтальный опрос по пройденному материалу |
32 |
«Мозговой штурм», Объяснительно – иллюстративный эвристический метод, работа в мини – группах |
V Закрепление изученного материала |
Беседа по вопросам изучаемой темы |
5 |
Фронтальный опрос |
Подведение итогов урока. |
Результаты работы учащихся. |
2 |
Обобщение, выводы |
План урока:
- Критерии и составляющие социального неравенства
- Причины бедности и методы борьбы с ней
- Причины богатства и пути его достижения
- «От нищеты к роскоши» и обратно.
ХОД УРОКА
I Организационный этап
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости, мы продолжаем наш разговор о проблемах обществознания. На прошлом уроке мы рассмотрели тему: «Социальная структура общества».
Сегодня данный разговор в определенной степени будет продолжен. Но для того, чтобы это было планомерно, нам необходимо вспомнить некоторые моменты из предыдущей темы.
II Этап – блиц-опрос по теме «Социальная структура общества»
(Раздаточный материал: проверка домашнего задания по тесту)
Проверка домашнего задания по тесту (Приложение №1):
1. Понятие «стратификация» обозначает:
- объединение;
- расслоение;
- перемещение;
- включение в сообщество.
2. Одним из критериев стратификации является:
- возраст;
- пол;
- место жительства;
- доход
3. Верны следующие суждения о стратах современного общества?
А. Принадлежность к определенной страте влияет на образ жизни человека.
Б. В современном обществе возможен переход из одного социального класса в другой.
- верно только А;
- верно только Б;
- верны оба суждения;
- оба суждения не верны.
4. Критерием стратификации не является:
- престиж;
- уровень образования;
- степень близости к власти;
- место проживания.
5. Установите соответствие между типами стратификации их определениям: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Каста | 1) Социальная группа, права и обязанности которой передаются по наследству |
Б) Сословие | 2) Группа современного общества, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем |
В) Класс | 3) Социальная группа, членом которой человек становится исключительно по своему рождению |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б |
В |
|
|
|
6. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «исторические типы стратификации».
Касты, граждане, классы, сословия, рабство.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
Ответ: _______________________
Большое спасибо, а сейчас мы переходим к разговору о социальном неравенстве.
III Этап подготовки студентов к активной познавательной деятельности, актуализация знаний
Ребята, сегодня у нас очень интересная и актуальная тема урока. Тему урока попробуйте определить сами по следующим высказываниям. (На слайдах в презентации, представлены мыслители разных эпох, один из студентов читает афоризмы)
- Честный человек никогда не богатеет (Менандр, древнегреческий поэт).
- Богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими (Эпикур, древнегреческий философ).
- По – настоящему богат тот, кто ни в чём не нуждается (Ф.Филельфо, итальянский гуманист XV века).
- Бедность – не грех (Д.Герберт, английский поэт XVI века).
- Бедность есть мать пороков, а также и величайших изобретений (И.Рихтер, немецкий писатель XVIII века).
- Способный и здоровый человек, пребывающий в бедности, вызывает лишь презрение, больной и убогий – сострадание (Э.Севрус, современный российский литератор).
- Только обладая аппетитом бедняка, можно со вкусом наслаждаться богатством. (Антуан де Ривароль, французский писатель XVIII века)
- Жадный беден всегда. (Франческо Петрарка, итальянский поэт XIV века)
- Скупой всегда нуждается (Гораций, древнеримский поэт)
- Благоразумен тот, кто не печалиться о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет. (Демокрит, древнегреческий философ)
- Если некоторые люди презирают богатство, то потому, что они потеряли надежду на свое обогащение. (Фрэнсис Бэкон, английский философ, государственный деятель XVI – нач.XVII века)
- Иным людям богатство только и приносит, что страх потерять его. (Антуан де Ривароль, французский писатель XVIII века)
- Скупость начинается там, где кончается бедность. (Бальзак, французский писатель XIX века)
- Богатство подобно морской воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. (Артур Шопенгауэр, немецкий философ XIX века)
(предположения ребят)
Правильно. Молодцы!
Сегодня мы будем говорить о богатстве и бедности, о богатых и бедных. Тема урока звучит следующим образом: «Богатство и бедность, как социальное неравенство». (В презентации)
Социальное неравенство является проблемой всех времен и народов человеческой цивилизации и тому пример слова Луцилия Сенеки: «Они нуждаются, обладая богатством, – а это самый тяжелый вид нищеты». (В презентации)
Богатство и бедность стало бичом человеческой цивилизации, и разговор об определение богатства и бедности, является актуальным, целесообразным и своевременным.
Цели нашего урока совпадают с планом урока и выстроены следующим образом: (на слайдах в презентации)
- Рассмотреть критерии и составляющие социального неравенства и дать ему определение.
- Объяснить причины бедности и рассмотреть методы борьбы с ней.
- Объяснить основополагающие причины богатства и пути его достижения.
- Рассмотреть ступени социального неравенства «от нищеты к роскоши» и обратно.
Перед тем, как мы подойдем к изучению новой темы, хочу кое-что пояснить. У вас на столе – ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (О.К.). Он содержит заготовки по новой теме, которые вам будет нужно пополнять по мере изучения. А так же вам предложен Глоссарий, содержащий определения новых понятий по нашей теме, к которому мы также будем прибегать при необходимости.
IV Этап изучения нового материала
Итак, что же представляет собой богатство и бедность, как социальное неравенство?
«Мозговой штурм» - попытаемся перечислить критерии социального неравенства. Ребята подумайте, что делает неравными людей в обществе?
На экране в презентации: (запись в О.К.) – (Приложение №2)
- Деньги
- Власть
- Образование
- Престиж
Отсюда давайте сами выведем определение социального неравенства.
Социальное неравенство – Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества: денег, власти, образования и престижа между различными слоями населения (запись в О.К.) – (Приложение №2)
Главные составляющие социального неравенства – богатство и бедность. О них и пойдет речь.
Я предлагаю вам вкратце дать характеристику, т.е. показать картинку каждой из этих форм. А помогут нам ребята, которые подготовили сообщения.
Сообщение студента – «Причины бедности и методы борьбы с ней»
Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.
В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.
И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.
Так какие же методы существуют в борьбе с бедностью?
В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:
- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога;
- предоставление пособий малоимущим гражданам;
- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства;
- стимулирование производства и экономического роста.
Из всего вышесказанного мною, я считаю, что нужно задуматься над этой фразой … «Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, но тот, у которого нет мечты».
Сократ (Работа со слайдом в презентации)
Я предлагаю вам сделать выводы по сообщению, воспользовавшись Приложением №2 – Анкета №1, где указаны причины бедности. Вам необходимо расставить по местам от 1 до 15, только те причины бедности, которые вы считаете уместными.
Итак, что же такое бедность? Я попрошу записать его в опорный конспект (запись в О.К.) – (Приложение №2), воспользовавшись глоссарием (Приложение №3).
Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.
Теперь поговорим о богатстве. Каждый из вас наверное хочет быть успешным, состоявшимся в жизни, богатым? Однако народная мудрость говорит, нам, что оно не всегда сладко. Об этом нам говорят пословицы и поговорки (Анкета №2 – Приложение №2).
- Что скажете?
Ожидаемый ответ студента: «… быть богатым хорошо, но часто оно приводит к моральным, нравственным отклонениям. Став богатым, важно оставаться хорошим, честным человеком».
Учитель: «Совершенно верно ребята! Богатство благо (лучше быть богатым, чем бедным – все, я думаю согласны), но не ценой преступлений против совести и общества».
- Но как же стать богатым человеком?
- Для всех ли это достижимо?
Чтобы ответить на этот вопрос выслушаем сообщение.
Сообщение студента – «Причины богатства и пути его достижения»
Неоспоримый факт, что люди чаще становятся богатыми, чем рождаются! А что же прикажете делать, если не посчастливилось появиться на свет потомком Рокфеллера? В чем же причины богатства? Интересно узнать, какими же качествами нужно обладать, и как мыслить, чтобы стать богатым?
Когда идет речь о человеке богатом, подразумевается человек, способный не только заработать, но и сохранить, а также и приумножить свой нажитый капитал – это одна из основополагающих причин богатства. Ведь нередки случаи, когда бедный человек, выиграв в лотерею, просто спускает весь свой выигрыш на бессмысленные роскошные покупки, подарки и путешествия, потому что не знает просто, что с такими деньгами можно еще сделать. А ведь этот капитал мог бы кормить его до старости! В результате, бедный снова становится таким же бедным, каким и был изначально. К огромному сожалению, финансовое образование не дают в школе, поэтому выход один – заниматься просвещением себя любимого в области технологий богатства и управления деньгами собственноручно.
Наличие цели является еще одной из основополагающих причин богатства. При этом – деньги должны быть не целью, а средством для достижения этой цели. Мечта о деньгах в виде суммы на банковском счете вряд ли будут заставлять Вас ежедневно вставать, и стараться что-то сделать. А вот конкретные, поставленные цели в виде осязаемых благ, таких, как новый автомобиль, квартира или долгожданное путешествие, вполне способны развести в Вашей душе такой огонь, который будет питать вас движущей энергией. Иначе говоря, нужно знать, ради чего Вы каждый день стараетесь.
Каждый замечал такую особенность – день ото дня, богатый человек – становится все богаче, а бедный – все больше беднеет. Как же так, и почему так несправедливо?
(Предлагаю Вам просмотреть видеосюжет из док. фильма «Экономический кризис»)
Где же найти богатых людей, чтобы посмотреть на них, и поучиться? Шансы встретить богатого и успешного человека стоящим на остановке троллейбуса, или прогуливаясь по проспекту – минимальны, ведь такие люди редко просто так ходят по улицам. Каждый человек, находясь в окружении среднестатистических жителей своего города, потребности которых достаточно усреднены, если не сказать – предельно ограничены, вряд ли захочет становиться лучше, грамотнее и богаче. Ведь все всех устраивает, а менять что-то – очень страшно. Иначе говоря, Вы станете точно такими же, как Ваши окружающие друзья и коллеги. А вот попадая в окружение целеустремленных, с уважением и любовью относящихся к себе успешных людей, которые много времени уделяют своему развитию, человек сам, сначала даже бессознательно, начинает тянуться к их уровню. Дальше – больше! Ему начинают нравиться метаморфозы, происходящие с ним, и процесс саморазвития его в хорошем смысле «затягивает». Не зря самореализация стоит на самом высоком уровне потребностей человека – именно она приносит самое большое удовлетворение.
Из этого можно сформулировать еще одно правило богатства – общение с успешными людьми.
Нельзя не заметить, что преуспевающие бизнесмены, в основном – уверенные в себе люди. Таким образом, еще одна причина богатства – уверенность в себе и своих силах. В некотором смысле, сложно понять начинающего предпринимателя, который «на голом месте» просто так – уверен в себе. Конечно, никто не застрахован от неудач или трудностей. Но все же, для достижения успеха в выбранном деле стоит вооружиться спокойным осознанием, что все получится, и не сомневаться в этом ни минуты. Ведь даже если не получится, лучше попробовать, и потерпеть поражение, чем всю жизнь жалеть, что так и не предпринял попытки осуществить свою мечту. Все ставшие богатыми людьми когда-то были такими же начинающими, и если бы не имели решимость сделать первый шаг, так никогда бы и не обрели свое теперешнее благополучие.
Тайм-менеджмент – важная составляющая на пути к успеху, так же является одной из причин богатства. Обратите внимание на дисциплину и порядок в организации как рабочего, так и свободного времени богатого человека. Успешный человек потому все успевает, потому что не тратит времени зря, и все тщательно и заблаговременно планирует. Более того, извлекает выгоду для себя абсолютно из каждой минуты жизни, умеет провести даже, казалось бы, потерянные минуты ожидания с пользой для дела. Наконец, богатый человек, как правило, пунктуален, что показывает уровень уважения не только к своему, но и к чужому времени.
Есть еще одна причина, по которой люди становятся богатыми – это Ваша личная уникальность, т.е. быть самим собой. Нет ни одного в мире точно такого же человека, как Вы! И именно этой непохожестью на других у вас есть шанс своротить горы, и добиться непревзойденных результатов. Сколько людей наследует поведение других, и в какой-то степени это логично – следование готовой технологии успеха. Обратите внимание на судьбы великих людей – эти уникумы никогда не шли по проторенной дорожке, и не следовали стандартным шаблонам. У таких людей был свой, не всегда легкий, но потрясающий воображение и совершенно гениальный собственный путь к успеху и богатству. Отсюда, получаем еще одно правило богатства, которое состоит в том, чтобы быть самим собой!
Я предлагаю вам сделать выводы по сообщению, воспользовавшись Приложением №2 – анкета №3, где необходимо перечислить причины богатства. Вам необходимо вписать шесть причин богатства, перечисленные докладчиком.
Итак, что же такое богатство? Я попрошу записать определение в опорный конспект (запись в О.К.) – (Приложение №2), воспользовавшись глоссарием (Приложение №3)
Богатство – денежная сумма, в которую входит всё то, чем владеет человек.
Желаю всем быть богатыми!!!
Богатство и бедность – имеют два противоположных полюса «нищета – роскошь».
Я предлагаю вам заслушать сообщение «от нищеты к роскоши».
Сообщение студента – «от нищеты к роскоши»
Я предлагаю вам рассмотреть ступени «от нищеты к роскоши» или обратно, которые человек может пройти. Для этого нам необходимо обратится к презентации.
(Объяснение докладчика на конкретных примерах ступени «от нищеты к роскоши».)
1. Нищета – удовлетворяет только физические потребности.
2. Абсолютная бедность – доход не позволяет удовлетворить даже основные потребности в пище, еде, жилище, одежде. Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни.
3. Приличествующий уровень жизни - доход позволяет вести комфортный образ жизни.
4. Богатство – большой доход позволяет владеть большой собственностью.
5. Роскошь – излишества в жизненных удобствах и удовольствиях, связанные с расточительством.
Не стоит впадать в крайность и наивно полагать, что золотые монеты будут сыпаться с неба подобно манне небесной. Будем с вами реалистами, но останемся оптимистами!
Я сделал для себя следующие выводы. Как сказал Дональд Трамп, американский миллиардер: «… денег у меня сейчас гораздо больше, чем я, при всём своём желании, смогу потратить…».
Вот и ключ! Денег у человека должно быть столько, сколько он, при всех своих желаниях, просто не сможет потратить! (Работа со слайдом в презентации)
Итак, богатство и бедность – это две крайности социального неравенства.
- Интересно, а как стать богатым?
- От чего же зависит возможность стать богатым?
Все успешные люди, утверждают: секрет успеха в мышлении человека, в интеллекте, в знаниях, и только самая малая доля успеха принадлежит ее величеству «Случайности». Об этом говорит народная мудрость:
- Бедные знания — бедная жизнь
- Пусто в голове — пусто в кармане
Качество мыслей формирует качество жизни.
Вот главные законы успеха!
V Этап – Закрепление
Нам необходимо подвести итоги по изученному материалу
- Перечислить критерии и составляющую социального неравенства?
- Перечислить причины бедности?
- В чем состоят причины богатства?
VI Этап – Домашнее задание
1) Учить опорный конспект
2) Творческое задание: найдите вместе с родителями, друзьями выход из ситуации:
У юноши нет родителей, он живёт на пособие от государства и пенсию бабушки. Денег на подготовительные курсы в институт нет…
Наш урок я хотела бы закончить высказыванием Жана Пьера Беранже, французского мыслителя XVIII века: «Тот, у которого мало потребностей и много друзей, обладает богатством...». Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир? Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё….
Выставление оценок за урок.
Творческое задание: найдите выход из ситуации:
- Менеджер крупной фирмы из – за её слияния с другой фирмой потерял работу. На его попечении находится жена с маленьким ребёнком…
Рассуждения и предположения ребят.
Преподаватель благодарит студентов за урок.