Класс: 5.
Базовый учебник:
- Математика: Н.Я.Виленкин. Математика. 5 класс.
- Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.
Цели урока:
- Создать условия для формирования понятий: время, единицы времени в математике и условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.
- Способствовать развитию приѐмов умственной деятельности.
- Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.
- Создать условия для формирования коммуникативной компетентности.
- Воспитывать толерантность друг к другу.
Задачи:
- расширение математического кругозора учащихся;
- развитие наблюдательности и нестандартного мышления в процессе работы над темой «Время глагола»;
- формирование практических математических умений и знаний;
- организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по двум предметам;
- обогащение системы знаний по заданным темам русского языка и математики;
- формирование приѐмов логического мышления, развитие интереса к предмету математике и русскому языку;
- развитие способности анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
- воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы сотрудничества;
- воспитание организованности, умения самоконтроля.
Ожидаемый результат:
- установление взаимосвязей между понятиями, структурирование и систематизация знаний;
- обобщение учебного материала, применение на практике.
Формы работы учащихся: фронтальная. групповая, индивидуальная работа.
Оборудование урока:
- Компьютер и мультимедийный проектор; презентация.
- Доска, мел.
- Раздаточный материал.
Формирование УУД на уроке:
Личностные УУД:
- формирование желания выполнить учебные действия;
- использовать знания и фантазию воображения при выполнении учебных действий.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- способность и умения учащихся производить логические действия: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Коммуникативные УУД:
- планировать сотрудничество с учителем и учащимися;
- сотрудничество в сборе информации;
- формирование умение объяснять свой выбор, строить фразы и отвечать на поставленные вопросы, аргументировать;
- формирование умения работать в малых группах.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте. Мы рада видеть всех вас на уроке. А для успешной работы нам сегодня понадобятся:
- зоркие глаза
- чуткие уши,
- ловкие руки,
- сообразительные головы.
И хорошее настроение! Сегодня у нас необычный урок , урок русского языка и математики. Проведѐм минутку чистописания.
Минутка чистописания: это двузначное число, при сложении слагаемых этого числа получится число 3. Первое слагаемое на 1 меньше, чем второе слагаемое. Какое это число? (12)
Оцените работу.
2. Актуализация знаний
Работа в парах (задания на листочках).
Составьте четыре верных равенства, используя следующие значения площади:
15 см² ; 800 дм² ; 30 000 см² ; 23 м² ; 8 м² ; 3 м² ; 2 300 дм²; 1 500 мм²;
- 15 см² = 1 500 мм²
- 800 дм² = 8 м²
- 23 м² = 2 300 дм²
- 3 м² = 30 000 см²
(пара проверяет свою работу в группе, из каждой группы выходит один представитель, у доски меняются тетрадями и проверяют работу друга по образцу, все оценивают свою работу в тетради).
Учитель русского языка:
Орфографическая диктовка.
Замирать от радости, располагаться на ночлег, расстелить постель, подрастают росточки, постилать скатерть, блестит роса, выросли заросли, прилагать усилия, выбирать путь, собираемся в поход,замереть от восторга.
- Найти глаголы, которые соответствуют схеме:
- приставка – корень – суффикс – окончание – суффикс;
- приставка – корень – суффикс – окончание.
3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы
Определите тему нашего урока.
Учитель русского языка:
- Прочитайте пословицы поделитесь вашими мыслями:
- Минута - час бережѐт.
- Делу время - потехе час.
- Век живи - век учись.
- Два часа просыпался,
Два часа умывался,
Один час утирался,
Сутки одевался!
- Как вы понимаете смысл данных пословиц?
- О чѐм данные пословицы? (они говорят о минуте, часе, веке, сутках)
- Как можно объединить эти слова, назвать одним словом? (время)
Кто догадался, какая тема урока? (время)
О времени говорят, что оно летит быстрее мысли и не имеет ни начала, ни конца.
Учитель математики: А можно ли измерить величину, которая не имеет ни начала, ни конца? (да)
С помощью чего? (единиц времени)
Дополните тему урока (единицы времени).
В тетрадях запишите тему урока: «Время. Единицы времени».
Давайте сформулируем цели урока:
- дать определение слову время
- научиться использовать приобретѐнные знания о времени в арифметических и грамматических заданиях
- сформировать элементарные представления о времени в математике и русском языке
- сформировать понятие единиц измерения времени.
4. Поиски решения учебной проблемы
Учитель русского языка:
В повседневной жизни мы часто слышим «Который час?», «Поторопись, у нас мало времени!», «гости придут через полчаса», «Это было в прошлом году».
Всѐ, что происходит в нашей жизни, совершается во времени и в пространстве. Время нельзя увидеть или потрогать. Оно похоже на реку. Так же быстро течѐт и не стоит на месте. Время нельзя остановить. То, что было раньше, называется прошлым; то, что происходит сейчас – настоящим; то, что произойдѐт – будущим.
На доске написано слово время.
Учитель русского языка: Что это такое? Как вы это понимаете? (Дети дают ответы).
А вот как объясняет это слово В.И.Даль в своем словаре: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
Прочитайте эти выражения: Время летит. Делу время, потехе час.Как вы их понимаете? О каком времени пойдет речь, вы скоро догадаетесь.
Работа в парах.
Дается задание на листах бумаги:
Рыженький котик сидеть на окошке,
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть,
На неѐ глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать.
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
Учитель: - Делу время, потехе час, прочитайте мой рассказ. Что вы заметили?
Дети: - Глаголы не так написаны.
Учитель: - Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало красиво.
На какие группы можно разделить эти глаголы?
- сидел сидит будем ходить
- увидел глядит будем говорить
- спел мурлычет
- поел кличет
Учитель: - Давайте зададим к каждой группе вопрос: что делал, сделал? что делает? что будет делать?
Вывод: Глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло – прошедшего времени; глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас –настоящего времени; глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить – будущего времени.
Учитель математики: Давайте, теперь вернѐмся к нашим пословицам. Выпишите единицы времени, которые в них упоминаются (минута, час, век, сутки).
- Как вы думаете все ли единицы времени мы выписали? (нет)
Сейчас я предлагаю вам поработать в парах (с.576№2 (в учебнике)
Задание из данных единиц выберите и выпишите единицы времени. Поставь их в порядке увеличения.
- Что это значит? (от маленькой единицы до большой)
А теперь поменяйтесь тетрадями, проверяем:
- 5 – работа выполнена без ошибок;
- 4 – допущены 1 или 2 ошибки;
- 3 – допущены 3 или 4 ошибки;
- 2 – допущены 5 и более ошибок.
Учитель русского языка. Давайте перечислим единицы времени и найдѐм их определение в Толковом словаре.
Тысячелетие – промежуток времени, равный 1000 годам.
Век – промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря 2100г.
Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звѐздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).
Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.
Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введѐн на Древнем Востоке.
(Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)
Сутки – единица времени, равная 24ч.
Час – единица времени, равная 60 мин.
Минута – единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».
Секунда – единица времени, от латинского «второе деление».
Записать в тетрадь.
А еще есть такие единицы времени, как квартал и декада.
Учитель математики: Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.
Учитель математики: поработаем в парах.
Работа в парах.
Восстановите правильную последовательность.
60 с |
Один год составляет 365 суток и 6 часов.
По действующему сейчас во всем мире календарю считается, что год содержит 365 суток. Прибавка в 6 часов в течении 4 лет составляет целые сутки, которые добавляют к каждому четвертому году. Считается, что если номер года делится на 4, то год содержит 366 суток. Такой год называют високосным.
Записать в тетрадь: високосный год – 366 дней
5. Закрепление полученных знаний. Моделирование нового знания
Коллективная работа (задание на доске)
- 120 с + 12 мин = 14 мин
- 6 ч 15 мин – 3 ч 7 мин = 3ч 8 мин
- 4 года ∙ 5 = 20 лет
- 5 ч 22 мин * 302 мин
- 2 мин 26 с * 147 с
Работа над задачей (уч. С. 58 № 240)
Расстояние от Москвы до Хабаровска самолѐт пролетает за 9 ч, а поезд преодолевает это расстояние за 9 суток. На сколько часов больше занимает дорога на поезде, чем на самолѐте?
Решение:
1) 9 сут. = 24 ∙ 9 = 216( ч.) – на поезде.
2) 216 – 9 = 207 (ч.)
Ответ: на 207 часов.
Учитель русского языка: - А сейчас выполним работу, которая поможет вам усвоить новую тему.
Работа по карточке-плану.
Выполнение задания 1-го уровня.
Найдите лишнее слово и подчеркните его. Объясните свои действия.
Встречает | Поскрипывал | Прочитает |
Празднует | Визжал | Засмеется |
Отвечал | Жужжит | Оживет |
Трещит | Пролетал | Удивил |
- Самопроверка по ключу. – Оценка – Настроение – ОПРОСИТЬ
– Как вы определяли времена глаголов?
Составление алгоритма определения времѐн глагола:
- Читаю слово
- Ставлю вопрос
- Определяю, в какой момент речи происходит действие
- Называю время глагола
Выполнение задания 2-го уровня.
- Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.
- Бег – бежал – бежит – будет бежать.
- Свет – светил – светит – будет светить.
- Шаг – шагал – шагает – будет шагать.
- Самопроверка по ключу. – Оценка.
6. Обобщение
Учитель математики: Выразите:
- в сутках: 48ч, 96ч;
- в часах: 3сут., 120 мин;
- в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
- в годах: 60 мес., 84 мес.
- в секундах: 5 мин, 16мин;
- в минутах: 600с, 5ч.
(слайд 21)
Работа по учебнику.
№523, 525(б,г), 521 (2 столбик).
Учитель русского языка: – Предлагаю послушать текст под музыку П.И.Чайковского «Времена года».
У каждого времени года своя музыка.
Снег померк. Весѐлой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш. Мелодично поѐт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно обронѐнный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливается овсянка.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
- Как вы думаете, как называется этот текст? («Мелодия весны» Д.Зуева)
- В записанном тексте мы увидели весну, а теперь ещѐ и услышали еѐ. В этом и скрыта сила, мощь, волшебство слова: благодаря художникам мы можем увидеть весну, благодаря композиторам – услышать еѐ, а слово писателя способно и нарисовать и прозвучать.
- Запишем предложение:
Весѐлой струйкой прозрачные шарики торопятся скатиться с деревьев.
- Определите время глаголов в этом предложении.
- Почему мы не можем определить время глагола скатиться? (Это инфинитив, неопределѐнная форма глагола).
7. Итог урока
Рефлексия
- Какую цель мы ставили?
- Удалось нам еѐ реализовать?
- Давайте оценим свою работу.
Закончите предложение:
- Сегодня я узнал…
- Оказывается, что…
- Мне было интересно…
8. Выставление оценок за урок
Домашнее задание.