ЛЕГО-конструирование на занятиях по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


В свете новых государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольном образовании ЛЕГО-технологии, что позволяет достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, обучении и воспитании детей с общим недоразвитием речи.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте (формирование фонематических процессов, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, знакомство с терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие, умение работать со схемой слова, предложения.).

После работы над неречевыми звуками логопед знакомит детей с гласными звуками. Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука. Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем ЛЕГО кирпичик красного цвета). Уточняем, что в образовании звука участвует голос. Закрепляем понятие «звук».

После знакомства с гласными звуками, проводятся игры с использованием ЛЕГО кирпичиков красного цвета.

Выделение данного звука среди других звуков, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа); например мы учим выделять звук а из ряда других гласных звуков. Играем в «Пирамидку» даём инструкцию:

- Если услышишь звук а, возьми красный кирпичик, если услышишь другой гласный звук возьми жёлтый кирпичик.

Далее проводится работа над:

  • выделением данного звука из ряда слогов (ом, ум, аманас);
  • выделением данного звука среди слов (обруч, астрааистАня, Ира);
  • выделением слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли  в саду астры собирали).

После знакомства с гласными звуками ведется работа по их дифференциации, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук. На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове, учим детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его ЛЕГО кирпичиком красного цвета; затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, в середине слова.

При знакомстве с согласным звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы.  Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Учим различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Для этого нам понадобятся кирпичики синего и зелёного цвета, например: п – пь, т –ть. Детям говорим, что п – согласный, твёрдый звук, будем обозначать его ЛЕГО кирпичиком синего цвета. Пь - согласный, мягкий звук, будем обозначать его ЛЕГО кирпичиком зелёного цвета. Итак приготовили ЛЕГО кирпичики синего и зелёного цвета и начинаем игру, опять же пирамидку строим вместе с ребёнком, помогаем ему, называем звуки:

– П – какой кирпичик возьмём?

– Синий!

– Пь - какой кирпичик возьмём?

– Зелёный!

И так далее.

Для того чтобы проверить знания которые получил ребёнок, вы можете ему предложить «прочитать» пирамидку, то есть ребёнок указывая пальчиком снизу вверх на определённый кирпичик, называет соответствующий звук.

Теперь мы можем построить пирамиду в которую будут включены все согласные твёрдые и мягкие звуки. Например: с, сь, вь, т, р, ль, бь и т.д. Можно предложить назвать звуки в пирамидке. Не обязательно в той же последовательности, ребёнок может придумать сам звуки так, чтобы они соответствовали цветам пирамидки.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Для звукового анализа используем ЛЕГО платформы 2Х12 и ЛЕГО кирпичики красного цвета для обозначения гласных звуков, синего цвета для обозначения твёрдых согласных звуков, зелёного цвета для обозначения мягких согласных звуков.

Рекомендуется начинать:

  • с обратных слогов, имеющих значение (ам, ах);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, но);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);
  • двусложные слова с прямыми открытыми слогами (бусы, гуси);
  • односложные со стечением согласных (стол, стул);
  • двусложные со стечением (грибы, книга, скала);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (панама, малина).

Существует много приемов работы со схемой слова:

  • назвать количество звуков в слове;
  • назвать звуки по-порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий:

ЛЕГО кирпичики и платформы можно использовать при составлении схемы предложения, очень нравится детям составлять из ЛЕГО буквы.

Таким образом, применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке и обучению грамоте детей с ОНР.