Пояснительная записка к программе дополнительного образования "Оригами"

Разделы: Дополнительное образование


Программа «Удивительный мир оригами» художественно-эстетической направленности.

Уровень освоения программы :вводный.

Актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы.

Оригами – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Создана на основе методических пособий Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома», Тарабариной Т.И. «Оригами и развитие ребенка», Соколовой С.В. «Сказка оригами».

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Программа «Удивительный мир оригами» предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программы «Удивительный мир оригами» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Планирование имеет направленность на формирование у детей умений и навыков, анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов.

Короткий период реализации программы (10 занятий) позволяет ее использовать во время летних каникул. Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается дома. Данная программа создает благоприятные условия для организации досуга детей в каникулярное время.

Цель программы: создать условия для самореализации ребенка в творчестве, посредством знакомства с различными техниками оригами, расширять его кругозор, словарный запас, развивать моторику пальцев, воплощать в художественной работе собственные неповторимые черты своей индивидуальности, приобщать школьников к миру прекрасного, учить организовывать свой досуг.

Задачи обучения:

  • Знакомство детей с базовыми формами оригами.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.

Задачи воспитания:

  • Воспитание интереса к искусству оригами.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Задачи развития:

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Категория обучающихся: Программа рассчитана для младших школьников 6,5–8 лет. Зачисление осуществляется по заявлению законных представителей ребенка (родителей и т.д.).

Срок  реализации программы: один месяц. Объём программы 10 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Форма обучения: групповая. Численный состав группы 12-15 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 1 час. с обязательным 15 минутным перерывом после каждых 45 минут занятия в соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Планируемые результаты освоения программы.

Предметные результаты:

Учащиеся будут знать:
- познакомятся с искусством оригами;
- базовые формы оригами (треугольник, дверь, воздушный змей, конверт, двойной треугольник, двойной квадрат, рыба, катамаран) ;
- научатся различным приемам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание) ;
- научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.

Учащиеся будут уметь:
-  создавать изделия в технике оригами, используя устные инструкции педагога, схемы;
-  создавать изделия в технике оригами, используя различные приемы работы с бумагой.

Личностные результаты:
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
­ возрастет интерес  к искусству оригами.

Метапредметные результаты:

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
- получат опыт заинтересованного и уважительного отношения к творческим инициативам и опытам своих сверстников;
- приобретут опыт планирования и анализа деятельности;
- приобретут опыт самостоятельной деятельности и самоанализа.