Голосеменные растения

Разделы: Биология


Предмет: биология.

Тип урока: изучение нового.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Время проведения: 35 минут.

Класс: 5

Основные понятия урока: голосеменные растения, хвойные, семя, мужская и женская шишки.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению с высшими споровыми растениями.

Цели урока: познакомить учащихся с характерными особенностями и многообразием голосеменных растений, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  • Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
  • Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентации; научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).
  • Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Планируемые результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  • Предметные: Знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать  роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека. Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения».
  • Метапредметные:  Формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи. Развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.
  • Личностные: Воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуры общения, коммуникативных  качеств. Формирование научного мировоззрения на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнений в их строении.

Познавательные УУД:

  • умение  формулировать тему и проблему урока;
  • умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;       
  • достраивание, восполнение недостающих компонентов; 

Коммуникативные УУД:

  • умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;
  • развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ; 
  • осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в парах;
  • оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

  • умение  определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
  • умение проговаривать последовательность  действий на уроке;
  • умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;
  • умение оценивать свои  учебные действия;

Личностные УУД:

  • развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников.

Оборудование:

  1. Учебник. Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию. 5 кл.: учебник Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015 г. – 158 с.: ил.
  2. Живые ветки и шишки сосны и ели в коробочках.
  3. Ноутбук, медиапроектор.
  4. Презентация «Голосеменные растения» (приложение 1).
  5. Гербарий (деревья, кустарники, травы).

Технологическая карта урока

Проблемные задачи

1) Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые сосны не растут?
2) В каком лесу (сосновой или еловом) мы найдем большее количество видов растений и животных? Почему?
3) Известно, что в лесах ель постепенно вытесняет сосну, березу и другие древесные породы. Означает ли это, что через некоторое время все леса на нашей планете станут еловыми?