Предмет: биология.
Тип урока: изучение нового.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Время проведения: 35 минут.
Класс: 5
Основные понятия урока: голосеменные растения, хвойные, семя, мужская и женская шишки.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению с высшими споровыми растениями.
Цели урока: познакомить учащихся с характерными особенностями и многообразием голосеменных растений, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.
Задачи урока:
- Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
- Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентации; научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).
- Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.
Планируемые результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- Предметные: Знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека. Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения».
- Метапредметные: Формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи. Развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.
- Личностные: Воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств. Формирование научного мировоззрения на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнений в их строении.
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;
- достраивание, восполнение недостающих компонентов;
Коммуникативные УУД:
- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;
- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников.
Оборудование:
- Учебник. Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию. 5 кл.: учебник Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015 г. – 158 с.: ил.
- Живые ветки и шишки сосны и ели в коробочках.
- Ноутбук, медиапроектор.
- Презентация «Голосеменные растения» (приложение 1).
- Гербарий (деревья, кустарники, травы).
Проблемные задачи
1) Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые сосны не растут?
2) В каком лесу (сосновой или еловом) мы найдем большее количество видов растений и животных? Почему?
3) Известно, что в лесах ель постепенно вытесняет сосну, березу и другие древесные породы. Означает ли это, что через некоторое время все леса на нашей планете станут еловыми?