Урок – деловая игра в 8-м классе «Будущее Сосногорска». Тема: "Решение задач с помощью квадратных уравнений"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи урока:

  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком математики, выработать математические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, использовать различные языки математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Урок проходит в виде производственного совещания одной из стоительных фирм г.Сосногорска.

План урока:
I.  Постановка цели и задач урока.
II.  Актуализация знаний и умений при повторении теоретического материала
1) Решение устных упражнений.
III.  Практическая работа учащихся
1)  Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений.
А) коллективная работа.
Б) Самостоятельная групповая работа.
2) Защита выполненного задания каждой группой специалистов.
IV.  Подведение итогов урока.

Презентация

Ход урока

I.  Постановка цели и задач урока

№ п/п

Действия

Слайды

1

Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

 

2

Я не люблю большие города, 
Там много шума и толпа людская, 
Но сердце прикипело навсегда 
К родному Сосногорску в Коми крае.
Я люблю свой город и мне не безразлично как он выглядит.

Виды Сосногорска

3

В декабре 2018 г. Стартовал проект «Формирование комфортной городской среды», в котором мог принять участие каждый житель г. Сосногорска и района. Предлагаю посмотреть Сосногорские новости.

Вести Тимана
(видео)

4

Ребята, а вы приняли участие в этом проекте?
А хотелось бы вам принять?
Какие идеи возникли у вас по благоустройству нашего города?
(дети предлагают)
Верно. В нашем регионе достаточно много интересных мест (заповедные, исторические места раскопок, необычная природа, девственные уголки этнокультуры). И поэтому мы тоже внесем свою лепту в программу «Формирование развития комфортной городской среды».

Идеи

5

Как вы думаете, чтобы всё это реализовать, люди какой специальности должны этим заниматься? (дети предлагают)

Специалисты

6

Верно. Сегодня каждый из вас может попробовать себя в роли инженера-строителя, экономиста, бухгалтера и эколога.

Слайд с 4 специалистами

7

Представим, что мы являемся работниками строительной фирмы г. Сосногорска, вы – различные специалисты.

Тот же

8

Зв. сиг. Рабочий день начинается с производственного совещания. Итак, работа начинается. Посмотрите на слайд. Определите, чем занимается инженер-строитель? (дети отвечают)
Значит, для того, чтобы воплотить наши идеи в жизнь, надо уметь решать квадратные уравнения.

Слайд с инженером

9

Для того чтобы успешно решать задачи с помощью квадратных уравнений необходимо хорошо знать теорию решения этих самых квадратных уравнений. Поэтому повторим необходимые в дальнейшем понятия и формулы
Устные упражнения (работа с интерактивной доской).
Молодцы, мы готовы идти дальше!

Слайды с заданиями устных упражнений

10

Зв. сиг. Поступил звонок с автопарка. Необходимо решить следующую задачу (решение задачи) (у доски ученик решает задачу).
Для ввоза песка  для предполагаемой набережной нужно заказать несколько одинаковых грузовых машин. Руководство автопарка решило, что количество рейсов, необходимое сделать каждой машине, больше количества машин на 7. В итоге на базу необходимо подвезти 60 т песка. Сколько машин было заказано в автопарке?
Производственное совещание закончилось.

Слайд с задачей

11

Зв. сиг. Перед началом урока каждый из вас выбрал пазл. Посмотрите на доску и вы увидите в какую группу специалистов вы определились. Переходим в свои кабинеты и продолжаем работу дальше.
Задание вы найдете на столе. Удачного рабочего дня. Руководителей отдела жду с отчетом через 7 минут.

Слайд с разрезанными картинками

12

Самостоятельная групповая работа учащихся. Учащиеся разделены на 4 группы: экономисты, инженеры-строители, бухгалтеры, экологи. Каждая группа решает указанную задачу.

Доска выключена.

13

Защита выполненного задания каждой группой специалистов.

Слайды с задачами

14

Подведение итогов урока.
Молодцы! С помощью квадратных уравнений вы смогли создать объекты культуры. У вас всё получилось. Посмотрите как преобразился наш город!

Ролик песни о Сосногорске

15.

Рефлексия в форме опроса при помощи Votum
Рабочий день подходит к концу. Сейчас вы отправитесь домой, кто-то пройдет мимо игровой площадки, вдоль набережной и т.д. Как это принято в любом обществе, проведем всенародное голосование.

 

 

Благодарю за работу. Урок окончен.

 

II. Устные упражнения (работа с интерактивной доской)

1. Какое из данных уравнений является квадратным?

А) х³ - 2х² + 7 = 0

Б) 7х – 1 = 0

В) 4х – 18 = 0

Г) х + 7 = 0

Д) х² + 6х – 3 = 0

2. Найти коэффициенты квадратного уравнения 5х + х² – 4 = 0.

3.  Квадратное уравнение не имеет действительных корней, если…

4.  Квадратное уравнение ах² + bx + c = 0, в котором хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю называется…

4.  Приведенное квадратное уравнение имеет вид…

5.  Теорема Виета.

III. Решение текстовой задачи с помощью уравнения

А) Коллективная работа (решение задачи)

Для ввоза песка  на предполагаемое место нужно заказать несколько одинаковых грузовых машин. Руководство автопарка решило, что количество рейсов, необходимое сделать каждой машине, больше количества машин на 7. В итоге на базу необходимо подвезти 60 т песка. Сколько машин было заказано в автопарке?

Ответ. 5 машин.

Б) Самостоятельная групповая работа учащихся.

Учащиеся разделены на 4 группы: экономисты, инженеры-строители, бухгалтеры. Каждая группа решает указанную задачу.

1-я группа – инженеры-строители

Задача. Необходимо построить новую игровую площадку прямоугольной формы, длина которой на 4 метра больше ширины. Площадь площадки равна 165 кв. м. Вычислить длину и ширину площадки.

Проблема. В распоряжении имеется площадь земельного участка длина которого 15 метров и ширина 12 метров. Сможем ли мы на этом участке построить новую площадку?

2-я группа - экономисты

Задача. На территории базы отдыха планируется открыть конференц-зал, в котором число мест на 8 больше числа рядов. Сколько рядов будет в зале, если всего предполагается 240 мест?

3-я группа - бухгалтеры

Задача. Предполагается на турбазе построить искусственный водоём в форме прямоугольного треугольника для рыбной ловли, один из катетов которого на 3 м меньше гипотенузы, а другой на – на 6 м меньше гипотенузы.

Проблема. Сколько досок необходимо для дорожки около водоёма, если длина одной доски 3м.

4-я группа экологи

Задача. В районе набережной реки Айювы на одном берегу растут на 6 сосен больше чем на другом. Найдите сколько сосен растёт на каждом берегу, если произведение количества сосен равно 187.

2) Защита выполненного задания каждой группой специалистов.

Ответ на вопрос: - Каково решение вашей проблемы?

IV. Подведение итогов урока

1. Рефлексия.
2. Домашнее задание.

Найти в интернет-ресурсах какие профессии, по нашему профилю сегодня востребованы на рынке труда.