Цель: создать условия для осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни; познакомить со способами обмена; пополним словарный запас.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с историей создания денег, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
- монеты достоинством: 1 рубль, 2 рубля, 10 рублей;
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- экран;
- компьютер;
- учебник 3 класс (2 часть) Окружающий мир А.А.Плешакова;
- тетрадь часть 2.
Ход урока
I. Организационный момент
(слайд 1)
- Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. У нас всё получится.
II. Актуализация знаний
- Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? (Экономика)
- Что такое экономика? (Наука о рациональном ведении хозяйства)
- Назовите отрасли промышленности. (Добывающая, металлургия, электроэнергетика, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая)
- Назовите в классе предметы, явления, изготовленные разными отраслями промышленности.( Свет, тепло - энергетика, мел – добывающая, компьютер –электронная, одежда, обувь – легкая и т.д.)
III. Самоопределение к деятельности
(слайд№2)
- Кто это? (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)
- Вспомните первые строки этого произведения.
(Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар и купила самовар.)
- Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила.)
- Как купила? (Заплатила деньги.)
- О чем пойдет речь на уроке? (О деньгах.)
Тема урока: «Что такое деньги» (слайд№3)
- Что вы знаете о деньгах? (Ответы детей)
- Какой же проблемный вопрос стоит перед нами? (Что такое деньги?)
IV. Введение в тему урока
(слайд 4)
В словаре С.И.Ожегова дано определение этого слова: «Деньги металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле –продаже, средством платежей и предметом накоплений».
(слайд 5, 6)
- Давным-давно, много веков назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Например, на Руси самые первые деньги ходили на четырех ногах, мычали и блеяли.
- Как вы думаете, что это за деньги? (Ответы детей.) (слайд 7,8)
- За одну овцу давали: 2 топора или 4 горшка (слайд 9)
- А где это можно было сделать? (На рынке)
- Что это такое? (Маленькое предприятие, где продают товары.)
1 группа ребят попала на рынок, где нет денег, только товары. Им даны только товары. (глиняные поделки, фрукты, овощи.)
Задача: Приобрести необходимый товар и вернуться домой с покупкой.
- Как они преобрели товары? (обменяли)
-Удобно было так преобретать товары? Как вы думаете, что сделали люди? (придумали деньги) (слайд 10–14)
- >Удобно было пользоваться всегда железными деньгами? (Нет)
- Часто корабли тонули из-за тяжёлых сундуков, которые с собой брали купцы.
- Какой выход нашли люди? Они придумали бумажные расписки, векселя, деньги.
- С течением времени в нашей стране деньги менялись и были разными. Бумажные деньги впервые появились в Китае. У нас в стране при императрице Екатерине II в 18 веке. (слайд 15, 16)
- Опять отправляемся на рынок. (продавцы,деньги,товары те же,покупатели)
2 группа ребят попала на другой рынок, где можно пользоваться деньгами. 2 группе даны деньги, товар, цены, при чем есть продавцы и покупатели.
Задача: Приобрести необходимый товар и вернуться домой с покупкой.
- Как вторая группа преобрела товары? (купила)
V. Работа по учебнику
(с.68-69)
- На доске схема (слайд 17)
ВЫВОД: - Назовите, какие существуют способы обмена? (Бартер и К- П)
- Что такое Бартер? (слайд 18)
Бартер – это прямой обмен товарами. |
- Что такое Купля–продажа? (слайд 19)
Купля–продажа - это значит обменять товар на какое-то количество денег. |
- Какой обмен удобнее? (Купля–продажа.) Чем? (Легче.)
- Когда возможен такой обмен? (Когда есть деньги.)
- Так что же такое деньги? Могу ли я утверждать, что ДЕНЬГИ= ТОВАРУ?
ВЫВОД: - Значит ДЕНЬГИ – это…
- Найдите какое определение дано в учебнике? Вот какое дано толкование в словаре.
Учитель читает определение деньгам.
ДЕНЬГИ - это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги. |
- Что такое «услуги»? (Плата за труд.)
VI. Физкультминутка
- Итак, на смену натуральному обмену товаров пришли деньги, как вы уже убедились, что они удобны. И люди давно поняли, что необходима денежная единица, которая будет служить платой за любой товар.
- Как называются деньги, которыми мы пользуемся сейчас? (рубль)
- Рассмотрите современную российскую монету.
VII. Практическая работа
(На столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.)
- Что изображено и написано на монетах?
- Разные части монеты имеют свои названия.
- Как вы думаете, какая из данных сторон монеты ЛИЦЕВАЯ? А какая ОБОРОТНАЯ? (слайд 20, 21)
Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, т.е. достоинство, называется «реверс», или «решка». Почему «решка»? (Объяснение учителя.)
Сторона на которой изображен герб (портрет) – ЛИЦЕВАЯ. Она называется Аверс, или, как часто говорят «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «ЛЕГЕНДА». (Дети показывают части монеты.)
- Могу ли я приобрести товар в другой стране на наши деньги? Почему? Что для этого надо сделать? (Произвести обмен денег)
- Какие денежные единицы, кроме рубля вы знаете?
- Рассмотрите какие это могут быть деньги. (слайд 22)
- Очень часто люди откладывают деньги, берегут на будущее.
- Как они называются? (Сбережения.)
- Где нужно их хранить? (В банках)
- А для удобства на чём хранят и чем расплачиваются в магазинах? (карты)
(слайд 23)
VIII. Рефлексия
ТЕСТ
1.Что не могло быть товаро-деньгами?
А) скот
Б) бумага
В) зерно
2. Шкурки куницы в роли денег назывались:
А) резаны
Б) ногаты
В) куны
3. К слову «рубль» однокоренное слово:
А) рубаха
Б) рубин
В) рубить
4. Лицевая сторона монеты называется:
А) аверс
Б) реверс
В) гурт
5. Надпись на монетах называется:
А) аверс
Б) реверс
В) легенда
Самопроверка. (слайд 24)
IX. Итог урока
(слайд 25)
- Вам было интересно на уроке?
- Что вы узнали о деньгах?(по схеме рассказать)
- Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)
Итак, деньги - особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
X. Домашнее задание
(слайд 26, 27)
- Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение окружающих, или любовь близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все продается и покупается.