В современном мире все больше детей увлекаются игрушками, которые изготавливаются на станках в основном из пластмассы или компьютерными играми. Все эти игрушки конечно развивают ребенка, но не несут в себе никакой ценности. Хочется привлечь внимание детей к игрушкам, сделанным из разных материалов – дерева, пластмассы, резины, металла.
Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами), учить образовывать прилагательные существительными. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.
Методические приемы. Сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.
Предварительная работа. Заучивание стихотворения, беседа о любимых игрушках. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Игрушки». Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением игрушек.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.
3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Ожидаемый результат
- Названия игрушек, их отличительные признаки, составные части.
- Как можно играть той или иной игрушкой.
- Из какого материала сделана игрушка.
Оборудование: презентация, мультфильм, интерактивная игра.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг. В нашей группе ты и я. Вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй, скажем мы друг другу.
Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй.
Воспитатель. Ребята, вы хотите узнать, о чем пойдет речь на занятии? Для этого нам нужно посмотреть мультфильм. Подойдите к экрану займите свои места.
Воспитатель. Как вы думаете, о чем этот мультфильм.
Дети. Об игрушках, о том, как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том, как плохо относиться своим игрушкам.
Воспитатель. Надеюсь среди вас таких мальчиков и девочек нет.
Воспитатель. Ребята, вот мы подошли к теме нашей занятии. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.
Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.
Дети. Нет.
Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.
Воспитатель. Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте. Определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем, из чего сделана игрушка в ваших руках.
Игра "Из чего сделано"
Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная). Твердая, гладкая, легкая.
Это мяч сделана из резины - … (резиновая). Эластичная, упругая, растягивается.
Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое). Хрупкая, легкая, твердая.
Это машина сделана из металла (металлическая). Звонкая. тежелая, твердая, прочная.
Это мягкая игрушка сшита из меха. (мягкая, легкая, пушистая).
Воспитатель. А довайте присядем на стульчики для дальнейшей беседы.
Игра "Один много", "Назови ласково"
- Кукла, куклы, куколка
- Машина, машины, машинка
- Слон, слоны, слоник
- Мяч, мячи, мячик
- Матрешка, матрешки, матрешечка
- Барабан, барабаны, барабанчик
Воспитатель. Молодцы, ребята.
Воспитатель. Ой, ребята, к нам кто-то спешит.
Появляется Незнайка
Незнайка. Здравствуйте, детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются на до мной. Говорят, что я не умею про игрушки рассказывать. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки.
Воспитатель. Ребята, мы конечно же поможем Незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил.
Физкультминутка «Добрые друзья»
Воспитатель. Ребята, перед вами мнемотаблица. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.
Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.
Примерный рассказ по таблице.
Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмасса, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру "Шафера" и "Такси". А если она сломается, ее можно ремонтировать. (1 ребенок)
Моя любимая игрушка это кукла. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из пластмасса, значит она пластмассовая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске. (2 ребенок)
Моя любимая игрушка кубики. Они разноцветные, квадратной формы, они деревянные. У кубиков нет частей он целое. Из кубиков можно построить разные сооружения башню, дом, замок. (3 ребенок)
Моя любимая игрушка конструктор лего- вертолет. Его части состоит из прямоугольной и квадратной формы. Лего состоит из маленькой детали. Конструктор сделан из пластмассы. Ее части кабина, пропеллер, хвост вертолета. С ней можно поиграть в игру "Машиниста". (4 ребенок)
Моя любимая игрушка кукла. Она розового цвета с зонтом, голова у нее круглой формы, туловище треугольной формы. Сделана из пластмасса, состоит из таких частей голова, руки, туловище. С ней можно поиграть в игру "Волшебная фея". (5 ребенок)
Моя любимая игрушка зайчик. Она коричнего цвета. Туловище у нее овальное, голова круглая и длинные овальные ушки. Она не большая и не маленькая. Она сшита из меха. У нее есть головка, длинные ушки, туловище ножки, хвост. С ней можно поиграть в игру "Лесные звери". (6 ребенок)
Моя любимая игрушка это мячик. Мяч разноцветный круглой формы. Маленького размера. Он резиновый. У него нет частей он целое. (7 ребенок)
Моя любимая игрушка котенок. Он серенький, а глаза у него голубенькие. Туловище у него овальной формы, голова круглой формы, ушки треугольной формы. Он маленький, сшита из меха. У него есть головка, туловище, ножки, хвостик. (8 ребенок)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Незнайка, а ты понял, как надо рассказывать о своих игрушках.
Незнайка. Я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. А вот моя любимая игра (пазлы). Я решил их вам подарить. Ребята, а вы любите собирать пазлы? (Дети собирают пазлы под музыку)
Незнайка. Вы быстро собрали пазлы. А из чего они сделаны (картона или бумаги).
Незнайка. Молодцы, а сейчас я хочу вам рассказать один секрет (как в мультфильме, котором вы смотрели). А на вас тоже обижаются игрушки.
Дети.Нет.
Незнайка. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить.
Дети. Игрушками надо обращаться бережно, не ломать их, чтобы они радовали нас долговое время.
Воспитатель. Незнайка, а мы знаем стихотворение.
1 Ребенок.
Заяц с куколкой играл
Платье куклы разорвал
Взял потом себе машинку
Разобрал на половину
Мячик маленький нашел
Этот мячик проколол
А когда конструктор взял все детали растерял.
Чем играть теперь другим?
Нет, не надо быть таким
Вы игрушки берегите и заботливо храните.
2 Ребенок.
Пусть игрушки дружат с нами.
Обижать их мы не станем.
Поиграем, а потом
Все на место уберем
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят когда их ломают.
Воспитатель. Мальчики, девочки, что вам было интересно на занятие. Что нового вы узнали? Чему вы научились. С кем вы поделитесь.
Воспитатель. Наше занятие подошел к концу. Мы попрощаемся с Незнайкой. До свидания, приходите еще. А мы возвращаемся в нашу группу.
Использованная литература
- В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Мозаика-синтез, 2011, 144с.;
- Н.С. Голицына "Конспекты комплексно тематических занятий", Москва "Издательство Скрипторий ", 2016 год соответствует ФГОС
- О.С.Ушакова, Е.М.Струнин "Игры и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет", Москва. Издательский центр "Вентана-Граф", 2016 год. ФГОС.
- Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи», 2011 год.
- Т.И.Подрезова "Материал к занятиям по развитию речи", Айрисс-Пресс, Москва 2011 год