Тип урока: открытие новых знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
Цель: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П.Бажова «Серебряное копытце».
Задачи:
- Ознакомить с жизнью и творчеством П.П.Бажова;
- Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Обучать умению характеризовать поступки героев.
- Развивать память, речь, мышление;
- Воспитывать любознательность, доброту.
Планируемые результаты:
Предметные:
- овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения и умения работать с текстом;
- анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
- находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
- понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
Личностные:
- развитие чувства сопереживания, сострадания, эмоционального отклика о прочитанном;
- развитие умения понимать образный язык художественного произведения.
Метапредметные:
Познавательные:
- уметь составлять характеристику героев;
- уметь выделять главное;
- находить нужную информацию, используя толковый словарь;
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
- оценивать результаты работы;
Коммуникативные:
- участвовать в учебном диалоге;
- выражать свои мысли в учебном диалоге.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, анализ художественного текста.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, беседа.
Приёмы: «Взаимоопрос», «Доброе утро».
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, игровая, технология критического мышления.
Оборудование: презентация, конверты с заданиями, учебник литературного чтения 4 класс, выставка книг, раздаточный материал (приложение), рефлексия (плакат с изображением ёлки), толковый словарь, жетоны.
Ход урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент Психологический настрой |
1-2 мин |
- Еле шорохом шурша Я скажу слова "Доброе утро ..." и назову кого-то из вашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие. |
Слушают учителя, приветствуют учителя. |
II. Мотивация к учебной деятельности. |
2-3 мин |
- Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в сказочный дворец (слайд 2). Презентация 1. |
Слушают. Отгадывают загадку: |
III. Постановка темы и цели урока. |
2-3 мин |
- А чтобы узнать в какое произведение мы совершим путешествие, вы должны собрать пазл из конвертов, которые лежат на партах. Один конверт на пару. (слайд 6). |
Собирают пазл. (приложение 1) - Серебряное копытце. |
IV. Открытие новых знаний. 1) Выставка книг П.П.Бажова |
25-30 мин
|
- Посмотрите внимательно на наш сказочный дворец, что заметили? - Библиотека с произведениями П.П.Бажова. (слайд 8-9) - (Показывает выставку книг). Все эти произведения вы можете найти в библиотеке и прочитать. А мы продолжаем наше путешествие. |
- Произведения П.П.Бажова |
2) Знакомство с жизнью и творчеством автора | - Прежде чем мы начнём знакомиться с новым произведением, давайте познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя П.П.Бажова. Предлагаю совершить следующие путешествие, чтобы узнать о русском писателя П.П.Бажове (Включаю видеозапись) (слайд 10). |
Дети слушают и смотрят видео о творчестве и жизни автора. |
|
- В каком году родился автор? |
В 1879 году |
||
- Где родился Павел Петрович? | - г.Сысерть | ||
- Какие произведения написал? | - Малахитовая шкатулка, серебряное копытце и т.д. | ||
- Для кого писал? | - для детей и взрослых. | ||
- Что любил собирать? | - русский фольклор. | ||
3) Работа с толковым словарём | - Что такое фольклор? | - фольклор - устное народное творчество. | |
- Что такое сказ? Найдём значение этого слова в толковом словаре. |
В толковом словаре ищут лексическое значение слова. | ||
4) Словарная работа | Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Пожитки– мелкое имущество, домашние вещи. Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой. Барская рукодельня – ручной труд. Несподручно – неудобно. Пособник – помощник в делах. Голбчик – ступенька для всхода на печь. Ныне – сегодня. Статочное ли дело – хорошее ли дело. За правильные ответы даю жетоны. |
Объясняют лексическое значение слов. | |
5) Знакомство с произведением. а)Чтение произведения вслух. 6) Просмотр видеофрагмента. |
- Молодцы! Ушли от волка и прикатились к Медведю (слайд 13-14). - Начнём выразительное чтение сказа Серебряное копытце, но вы должны внимательно следить по учебнику (только 1 часть). - Просмотр видеофрагмента. Мы познакомились с произведением и можем двигаться дальше.(слайд 15) А к кому же мы попадём на этот раз? (слайд 16). Здесь лисичка с зайчиком весело пели песенку, да и нам с вами пора отдохнуть. |
Слушают и смотрят видеофрагмент. Продолжают читать вслух. |
|
Физкультминутка | Встаньте, пожалуйста. Включаю физкультминутку «Дед Мороз». |
Выполняют движения. | |
7) Первичное восприятие текста | - Продолжаем работу с произведением. Я предлагаю вам приём «Взаимоопрос». Вы придумываете вопрос по содержанию сказа записываете его на листочек (если необходимо) и задаёте его соседу по парте, после того как сосед ответит на ваш вопрос, он задаёт вам свой (Даю жетоны). | Возможные вопросы: 1. Назовите главных героев сказки. 2. Есть ли в этом произведении отрицательные герои? 3. Докажите свое мнение. 4. Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом? 5. Охарактеризуйте Кокованю, пользуясь цитатами из текста. 6. Охарактеризуйте Даренку. Подтвердите свое мнение цитатами из текста. 7. Охарактеризуйте волшебных животных, пользуясь текстом. 8. Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка? 9. Как они относились друг к другу? Почему вы так думаете? 10. Почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце? |
|
8) Вторичное восприятие текста |
Дополнительное задание: |
- каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; |
|
V. Подведение итогов. |
1-2 мин |
- Зачем Павел Бажов написал этот сказ? |
Сказка Бажова "Серебрянное копытце" учит: |
VI. Рефлексия |
1-2 мин |
- Что вы видите на доске? |
- Ёлку
Прикрепляют выбранный цветок. |
VII. Домашнее задание |
1-2 мин |
Запишем домашнее задание. Описать главных героев по плану (приложение 1, приложение 2) |
- Прощаются с учителем. |