Культура России первой половины XX века: расцвет или упадок?

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Содержательные: систематизировать знания и создать целостную картину периода раскрывая связи и отношения изученных фактов и процессов; выявить уровень знаний обучающихся  по разделу
  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Технологическая карта урока

Тип урока: урок методологической направленности (систематизация и обобщение знаний)

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные

  • Способность применять понятийный аппарат исторического знания;
  • Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • Проводить оценки исторических событий и личностей;
  • Определять и аргументировать свое отношение к событиям и личностям в истории и  их оценок.

Личностные:

  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • Способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • Понимание культурного многообразия, уважение к памятникам культуры, толерантность.

Метапредметные:

  • умение работать с информацией: анализировать, обобщать, сопоставлять, формулировать, обосновывать;
  • готовность к сотрудничеству, освоение основ межличностного взаимодействия.

Познавательные УУД:

  • умение извлекать информацию
  • умение на основе анализа делать выводы
  • умение обобщать

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать
  • умение оформлять свои мысли и строить речевое высказывание

Регулятивные УУД:

  • умение оценивать учебные действия, ставить цель
  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД:

  • мотивация к целенаправленной деятельности

Презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный этап.

 

 

Словесное приветствие. Настраивает на активную работу.

 

Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.

 

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
Познавательные: - Мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение)
Коммуникативные:
осознанное и произвольное речевые  высказывание,

Мотивация учебной деятельности учащихся Беседа.
Что подразумевается под совокупностью созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей?
Отвечают на вопрос, высказывают свои варианты. Приходят к выводу, что под совокупностью подразумевается культура.
Актуализация знаний. Культура отражение всех процессов и явлений общества.
Сапрыкин В.А. «В первой половине 20 века культура умирает под оболочкой внешне благополучной «сытой», но духовно пустеющей цивилизации».
Лейдерман Н. «Это был культурный взрыв колоссальной силы»
Отвечают на вопрос, высказывают свои варианты, аргументируют.

Постановка цели и задач урока.

Предлагает поддержать какую либо точку зрения. Способствует созданию дискуссионной ситуации - мнение класса разделилось.
Какой закономерный вопрос у нас возникает? Ответ: Культура первой половины 20 века: расцвет или упадок? (называют обучающиеся)

Участвуют в дискуссии. Формулируют тему и цели урока

Познавательные: мыслительные операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации
Личностные: Самоопределение, смыслообразование

Обобщение и систематизация знаний. (Подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Какие явления, процессы нашли отражение в культуре? Ответ аргументируйте. ФОУД - фронтальная. (ФОУД - форма организации учебной деятельности)

Отвечают на вопрос, высказывают свои варианты, аргументируют.

Коммуникативные: Построение  логической цепи рассуждений и доказательств

Применение знаний и умений

Предлагает выполнить задание на соответствие (приложение 1).
ФОУД – парная.
Работа с понятийным аппаратом. (приложение 2). ФОУД - фронтальная
«Кто лишний?» (приложение 3).
ФОУД - фронтальная.
Исторический лабиринт (приложение 4).
ФОУД - парная

Выполняют задания. Отвечают на вопросы, высказывают свои варианты, аргументируют.

Коммуникативные: Построение логической цепи рассуждений и доказательств
Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение), построение причинно-следственных связей
Личностные: определение своей позиции

 Контроль усвоения

Как «культурная революция» отразилась на Пензенской губернии?
Насколько пензенские культурные традиции вписались в новации 1920–1930-х гг. ФОУД - групповая.

Работа с историческими источниками (приложение 5). Выполняют задание, представляют результат своей деятельности.

Метапредметные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные: Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение), построение причинно-следственных связей
Личностные: осмысление

Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Подводит к выводу на вопрос: Культура первой половины 20 века: упадок или расцвет?

Рефлексия

Отвечают на вопрос. Делают вывод.

Оценивают свою деятельность. Анализируют достигнутые результаты.

Лист самоконтроля

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Метапредметные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Личностные: аргументирует свою позицию.