Предназначен для проведения уроков повторения в 5-6 классах в предканикулярный период.
Задачи:
- осознание значения математики в повседневной жизни;
- повторение пройденного материала (комбинаторика, измерение площадей, применение формулы S=Vt).
Цели [1]:
Предметные:
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельностей.
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Форма обучения: фронтальная.
Форма организации обучения: практическое занятие.
Методы обучения: словесный и практический.
Средства обучения: карточки заданий, измерительная рулетка, мячи, зеркала, мел для черчения по асфальту, внутренний двор с хорошей погодой.
0. Организационный момент
Ученикам заранее сообщается, что урок будет проведен вне кабинета, на улице. Но необходимость проверить соответствие одежды остается.
I. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений
Разминка.
- Добрый день, уважаемые ученики будущего шестого (седьмого) класса! Сегодня наше занятие пройдет в групповой работе и поэтому нам необходимо разделиться на команды: белых, желтых, красных и зеленных (Количество команд определяется количеством человек в классе. Достаточно 6 человек в команде). Прошу распределиться по своему желанию (Распределение участников команд можно провести и быстрой жеребьевкой). Цвет команды, и соответственно задания, определит жребий. У меня в мешочке по 4 кусочка мела каждого цвета (белого, желтого, красного, зеленого). Прошу выбрать по одному человеку из команды для участия в жребии.
Выбранные учащиеся подходят к учителю.
- Какой цвет вы бы предпочли?
- А какое наименьшее количество мелков нужно было бы достать, чтобы среди них точно оказался бы предпочитаемый вами цвет? (Ответ: 13).
- Что ж, давайте посмотрим, как распределит жребий наши цвета.
С более подготовленным классом, можно провести беседу о том, что вероятность достать еще не выпавший цвет увеличивается.
Ученики, с закрытыми глазами, одновременно достают по 4 кусочка, и, у кого больше одинаковых, тот выбирает цвет первым.
- Итак, цвет команд определен. Вот ваши задания. Прошу ознакомится с ними. Обращаю ваше внимание, что в каждой команде есть задание, основанное на данных другой команды. Сразу хочу вас успокоить, что если ошибка в подсчетах была совершена не вашей командой, то это не будет зачтено вам, как отрицательный результат. За сегодняшний урок получат «5» ученики, чья команда стала лучшей, и «4» - ученики, команда которых займет второе место. Успех команды будет оценен количеством верно выполненных номеров (чем их больше, тем больше баллов получит команда). Причем, не во всех номерах вам понадобятся знания математики. Некоторые задания основаны на задачах, поставленных жизнью. А проверка заданий будет происходить по готовности. Т.е. как только вы считаете, что задание выполнено необходимо пригласить учителя для его проверки и сразу получить баллы.
В моем личном опыте мы распределяли кружки-баллы на карте, которая весела в кабинете. К сожалению, теперь многие учителя нашей школы вынуждены переходить из класса в класс и такая роскошь как личный кабинет нам стала недоступна.
II. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий
Просим учеников прочитать полученные карточки заданий. Обращаем их внимание на предложенные инструменты. Отвечаем на возникшие вопросы. И сообщаем, что задавать вопросы во время выполнения заданий будет можно. Желательно соблюдать порядок выполнения заданий, но это не обязательное требование.
В данной статье приводится пример лишь одной карточки. Остальные, еще три карточки, можно найти в приложении № 1, а комментария к ним в приложении № 2.
Карточка «Красные»
1 |
Разминка: зарисуйте или запишите предметы, находящиеся в доступе вашего зрения, в следующие неравенства. Образец: _________ ≤__________ <_________ _________ >__________ >_________ |
0-1 |
|
2 |
Используя предложенные инструменты, рассчитайте, пожалуйста, периметр и площадь клумбы. Сделайте схематичный чертеж (именно чертеж, а не просто многоугольник), запишите ответы здесь и по просьбе команды «Зеленых» передайте их им.
P= _________ |
0-3 |
|
3 |
Прямоугольный треугольник: При построении пирамид в Древнем Египте применялся треугольник, который в последствие и был назван египетским. Этот обычный треугольник, со сторонами 3х4х5, очень полезен, так как всегда напротив наибольшей стороны получается прямой угол. Воспользовавшись веревкой с узлами, изобразите прямой угол на асфальте. |
0-6 |
|
4 |
Высота дерева: Рассмотрите иллюстрацию: |
0-6 |
|
5 |
Какое задание Вам понравилось больше всего? Приготовьтесь рассказать его решение другим командам. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
0-3 |
III. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя
Комментарии к заданиям (раздел для педагога, с ответами и расширенными комментариями к оцениванию):
Карточка «Красные»
1 |
Разминка: зарисуйте или запишите предметы, находящиеся в доступе вашего зрения, в следующие неравенства. Образец: _________ ≤__________ <_________ |
Обратите внимание на то, что не во всех программах 5 класса дается знак больше и равно. |
|
2 |
Используя предложенные инструменты, рассчитайте, пожалуйста, периметр и площадь клумбы. Сделайте схематичный чертеж (именно чертеж, а не просто многоугольник) и запишите ответы здесь и передайте их команде «Зеленых».
P= _________ |
0-3 |
|
3 |
Прямоугольный треугольник: При построении пирамид в Древнем Египте применялся треугольник, который в последствие и был назван египетским. Этот обычный треугольник, со сторонами 3х4х5, очень полезен, так как всегда напротив наибольшей стороны получается прямой угол. Воспользовавшись веревкой с узлами, изобразите прямой угол на асфальте. Ответ:
|
0-6 |
|
Высота дерева: Рассмотри иллюстрацию: Встаньте так, как показано на рисунке. |
0-6 |
||
Какое задание Вам понравилось больше всего? Приготовьтесь рассказать его решение другим командам. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
0-3 |
IV. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий
Ученики делятся своими мнениями о проделанной работе и рассказывают решение понравившегося им задания.
V. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания
Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. — «Отрывки из писем, мысли и замечания» (1828) — Александр Пушкин
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). Опубликовано:17.12.2010/ 10:24. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/938 . Дата последнего обращения: 16.06.2018.
- Перельман Я.И. Занимательная геометрия./ ред. Кордемского Б.А.7-е изд. – Ленинград: Москва, 1950. – 296 с
- Фотографии с сайта «Лесная промышленность» http://wood-prom.ru/clauses/spravochnye-dannye/kak-opredelit-vysotu-dereva-kak-izmerit-vysotu-der