Коррекционно-образовательные цели:
- Уточнить и расширить словарь по теме «Зима».
- Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать связную речь.
- Развивать тонкую моторику и общую.
- Развитие речи с движением.
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Развивать память, мышление.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Сюжетные картинки с зимним пейзажем, снежные комочки, клюшки, корзины.
- Картинки для игр – «Сосчитай», Подарки снеговикам».
- Картинки с изображением зимующих птиц.
- Разрезные картинки по теме «Зимние забавы»
- Слайды по теме «Зима».
- Песня «Что такое зима» С.Г.Островой
- П.И.Чайковский «Декабрь»
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал.
Организационный момент
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
- Снег выпадает, вьюги завывают,
- Новый год встречают? Когда это бывает?
Логопед: Зима это что?
Вот и подходит к концу время года – зима. Сегодня на календаре 27 февраля, осталось всего два дня, и мы будем встречать весну-красну.
И сегодня мы с вами вспомним о том, что мы знаем о зиме. Мы будем играть в игры, и все они будут о зиме, а помогать нам будет снежный комочек.
- Покатился снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том игра-загадка
Подберите к ней отгадку.
Игра со снежком «Назови признаки зимы»
Логопед:
Снежок скорее ты лови,
Полным предложением говори.
Дети ловят снежок и называют признаки зимы.
Логопед: А теперь давайте послушаем звуки зимы: скрип шагов, завывание метели, дворник чистит снег лопатой. Дети внимательно слушают и отгадывают звуки.
Логопед:
Покатился дальше снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том игра-загадка,
Подберите к ней отгадку.
Логопед: Ребята, а чем покрыта земля зимой? У слова снег есть слова-родственники. А какие это слова мы сейчас узнаем. Эти слова похожи по своему звучанию. Логопед выставляет предметные картинки: /снежинка, снегирь, снеговик, снегоход, Снегурочка/
Дети называют предметы и выделяют слово – маму.
Логопед: Снежный комочек катится дальше и снова игра.
Упражнение: «Сосчитай по картинкам»
- упражнять в согласовании числительных с существительными.
Логопед: Ребята, вы знаете любимый цвет зимы?
Упражнение: «Про что можно сказать – белый, белая?»
Логопед: Ребята, а зима вас еще не заморозила?
Физкультминутка
Не боимся мы метели |
Дети грозят пальчиком |
Рукавички мы надели |
Вращают кистями рук |
Ногами мы потопаем |
Топают ногами |
Руками мы похлопаем |
Хлопают руками |
Побегаем кругом |
Бегают по кругу, взявшись за руки |
И сядем отдохнем |
Садятся на корточки |
При повторной игре – на свои места.
Логопед: Ребята, к нам в гости пришли Снеговик и снеговичок. Давайте подарим им наши подарки. Что мы подарим Снеговику, а что снеговичку?
Дети:
Снеговику подарим снежинку, а снеговичку - снежиночку.
Снеговику подарим сосульку, а снеговичку - сосулечку.
Снеговику подарим санки, а снеговичку - саночки.
Снеговику подарим шарф, а снеговичку – шарфик.
Снеговику подарим ёлку, а снеговичку – ёлочку.
Логопед: Какая же игра вас ждет сейчас?
Покатился снежный ком
И нашел загадкин дом.
В доме том живут загадки
И какие в ней отгадки.
/слайды-загадки о зимующих птицах/
Логопед: Ребята, мы с вами путешествовали по зимнему лесу и слушали пение птиц. Упражнение: Отгадай птицу по её пению /слайды/
Подвижная игра: «Воробей»
Среди белых, голубей |
/дети идут по кругу, изображая походку голубей; |
Скачет шустрый воробей |
в центре один ребенок - он скачет, как воробей/ |
Воробышек-пташка, |
/дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. |
Серая рубашка. |
«Воробей» пытается вылететь из круга; дети, |
Откликайся, воробей, |
взявшись за руки, не пускают его./ |
Вылетай - ка, не робей! |
|
Игра: Перелетные – зимующие птицы
/на мольберте по 2 человека/
Логопед:
Покатился снежный ком и нашел загадкин дом
В доме том живут загадки, подберите к ним отгадки.
Логопед: подумай и ответь.
- на чем катаются дети зимой?
- что зимой лепят дети?
- что зимой делают дети во дворе?
- чтобы кататься, с горки нужны?
- чтобы кататься по льду на катке нужны?
Спортивная игра - эстафета «Кто быстрее?» /шайба, клюшка/
«Зимние забавы» – разрезные картинки
Логопед: Какое чудесное время года – зима! Сегодня вы порадовали нас своими знаниями о зиме. Мы говорим зиме до свидания.