Методическая система подготовки к ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку (из опыта работы учителя)

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Введение

В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам.

Обращение к разработке технологии подготовки к итоговой аттестации выпускников по английскому языку обусловлено отсутствием специальных работ, посвященных этой проблеме. Анализ существующих исследований позволил выявить сохранение в педагогической науке интереса к вопросу о корреляции предметных результатов образования с коммуникативной компетенцией; метапредметных результатов образования, универсальных учебных действий с тестовой компетенцией (умении учиться и выполнять тестовые задания); личностных результатов с отношением к знанию, учением и результатами экзамена. Немаловажную роль в этом процессе играют качества учителя, от которого зависит эффективность подготовки к экзаменам. С.Бургес и К.Хед выделяют качества успешного учителя подготовки к экзаменам. По их мнению, успешный учитель подготовки к экзаменам – тот учитель, который считает экзамены полезными и важными, эффективно управляет своим временем и временем обучающихся, знает и понимает специфику экзамена, учитывает интересы и беспокойства обучающихся, дает честную и прямую обратную связь на работы обучающихся; мотивирует обучающихся и развивает самообучение [15, с. 8].

Актуальность работы заключается в необходимости анализа результатов современного научного знания педагогов, разработчиков контрольно-измерительных материалов об условиях и факторах успешности сдачи ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку.

Задачей нашего исследования является разработка системы подготовки учащихся к ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку, актуализация качеств успешного учителя-тьютора в этой системе, а также описание методологии подготовки к итоговой аттестации.

Объект исследования – методология и методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по английскому языку.

Методы исследования

Анализ педагогической литературы и метод системного анализа опытного обучения позволили выявить и показать валидность положений о роли концепции Всероссийских проверочных работ и  концепции специальных компетенций в подготовке к ГИА по английскому языку.
В статье использован метод моделирования подготовки к ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку. Данный метод позволил выявить условия, в нашем случае ЕГЭ ориентированного учебно-методического комплекса (Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ) по английскому языку), содержание, тестовый метод.

Результаты исследования и их обсуждение

М.В.Вербицкая, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам, в статье «ЕГЭ по иностранному языку: to speak or not to speak» раскрывает особенности эволюции экзаменационной модели ЕГЭ по иностранному языку, раскрывает особенности предмета, формулирует концептуальные подходы к созданию контрольных измерительных материалов.

Всероссийская проверочная работа (далее ВПР) – это новая форма оценочных процедур в области иностранного языка, но она концептуально близка к ЕГЭ. Различие состоит в том, что ЕГЭ – многоуровневый экзамен, охватывает 3 уровня общеевропейских компетенций владения иностранным языком (от А2+ до В2) и выполняет функцию вступительного экзамена в высшие учебные заведения, а ВПР предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс иностранного языка (английский язык) на базовом уровне [2, с. 26]. Описание и образцы ВПР задают общий вектор развития оценочных процедур в области иностранного языка как учебного предмета и нацеливают учителей и учащихся на достижение конкретных результатов в формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетенции.

Отбор содержания для ВПР и контролируемые результаты обучения должны основываться на компетентностном и деятельностном подходах и представлять собой конкретные умения в четырёх основных видах речевой деятельности. Поскольку формы и содержание контроля неизбежно влияют на процесс обучения, форма и содержание ВПР должна ориентировать учителя на деятельностный, коммуникативный характер урока, проблемно-поисковые, а не чисто репродуктивные задания [2, с. 27].

Как деятельностный учебный предмет, иностранный язык предполагает решение задачи формирования коммуникативной компетенции, представляющей единство пяти различных составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Основным результатом обучения иностранному языку следует считать овладение речевой компетенцией, а именно умениями в говорении и письме (создании письменных текстов разных жанров и стилей), аудировании (понимании речи на слух) и чтении. При этом коммуникативные умения говорения, письма, аудирования и чтения базируются на владении языковыми средствами, на языковой компетенции, которая включает знание фонетических и лексических единиц, грамматических форм и конструкций, а также навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте [3, с. 15].

Опыт работы экспертом региональной предметной комиссии ГИА-11 по английскому языку в Забайкальском крае с 2016 по 2018 годы показал, что нужны определенные организационные и научно-методические решения в отношении ГИА по английскому языку. Выделяют 3 пути подготовки к экзаменам:

1. Тренировка формата (rote teaching);

2. Ориентация на экзамен (exam practice).

3. Обучение по ФГОС (competence development).

В соответствии с этим способами Р.П.Мильруд определены следующие компетенции для успеха на экзамене:

1. Форматная компетенция (знание формата конкретного экзамена);

2. Тестовая компетенция (владение форматами разных экзаменов);

3. Стратегическая компетенция (готовность реагировать на неожиданность);

4. Коммуникативная компетенция (языковой и речевой компонент);

5. Этическая компетенция (усвоение правил честной игры).

Учитывая  исследования В.М.Вербицкой, концепцию подготовки к экзаменам С.Бургес и К.Хед и концепцию Р.П.Мильруд, нами разработана система подготовки к экзаменам.

Система подготовки к ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку

Цель: эффективная подготовка к экзамену.

Условия: высокая степень мотивации обучающихся, наличие современного учебно-методического оснащения, наличие современного технического оборудования. Большую роль в системной подготовке к экзаменам  играет используемый учебник. Он должен содержать востребованные виды заданий, чтобы школьники привыкли к новым форматам и это не вызывало у них непонимания или стресса при сдаче экзамена. В СОШ № 1 рп. Охотск Хабаровского края введен УМК «Spotlight», обеспечивающий возможность полноценной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по английскому языку.

Созданы методические рекомендации, стратегии и пошаговые инструкции работы над каждым разделом, списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала, поддержания, окончания разговора (письменного высказывания); тематические кейсы с вопросами, фразами на определенную тематику для подготовки к устной части экзамена.

4 типа заданий по говорению: Задание-интервью, задание-презентация, задание-переговоры, задание-обсуждение.

Полезные фразы описания фотографии:

  1. This picture is…
  2. It was probably taken inside/outside
  3. In the background/in the foreground
  4. Describe what the people are doing (looking at the people I get the impression that they are…)
  5. What the people look like
  6. What the people are wearing (casually, formally-dressed, fashionably- dressed
  7. How the people are feeling (bored, annoyed, upset, lonely, happy/unhappy, relaxed, worried, confident, puzzled, exited, pleased, thrilled, relieved, amazed)
  8. Describe the season/weather (I think/suppose/guess it’s summer…as…)
  9. Talk about the atmosphere in the picture (friendly, peaceful, relaxing, tense, warm, cosy…)
  10. Talk about your personal attitude to the picture (Personally I, as for me, frankly speaking, generally speaking, this activity is not my cup of tea)

Краткий комментарий по работе:

Содержание обучения – ОГЭ/ЕГЭ ориентированные УМК, пособия по подготовке к экзаменам, демоверсии ОГЭ/ЕГЭ последних лет. Разработаны планы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку согласно спецификации и кодификатору.

Метапредметные и предметные умения в разделах «Письмо» и «Говорение».

  1. Учите задавать вопросы различных типов
  2. Выберите одно–два предложения из текста, с которым вы собираетесь работать на уроке
  3. Старайтесь не отходить от контекста урока

Методы обучения – интерактивный метод, тестовый метод, метод анализа и синтеза, деятельностный метод, информационно-коммуникационные технологии. Нами разработан и используется Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ) по английскому языку.

Формы обучения – урок-практика языка в формате ОГЭ/ЕГЭ. Необходимые умения и навыки формируются уже в процессе самих уроков и выполнения домашних заданий, иными словами, в процессе освоения школьной программы. Важно дать на уроке возможность учащимся практиковаться в речевой деятельности на иностранном языке. Соблюдать баланс своей речи и речи обучающихся, баланс репродукции и продукции, баланс спонтанной и подготовленной речи.  

Кружки, направленные на подготовку к экзаменам. В школе введены ОГЭ/ЕГЭ ориентированные кружки «Мастерская письма и чтения «English_Knowhow» и «Conversation club». Выпускаются еженедельные информационные газеты «Tips & Tricks».

Диагностика эффективности. Применяются следующие формы диагностики подготовленности обучающихся:

1. Анализ качества выполнения работ по видам речевой деятельности, выявление проблемных зон:  основные потенциальные трудности и ошибки,

2. Пути преодоления трудностей и предотвращения ошибок.

3. Пробный экзамен;

4. Организация работы по ликвидации «пробелов»: возможные типичные ошибки.

Разработанный нами Дневник экзаменационной подготовки по английскому языку содержит подробную  информацию о практической подготовке обучающегося к государственной итоговой аттестации по английскому языку: выполненных заданиях по программе и сдаче пробных экзаменов. Он поможет отработать разные аспекты экзаменационных заданий в событийном формате подготовки.

Результат – успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ.

Заключение

По результатам проведенных исследований сделан вывод о том, что многих исследователей объединяет общее заключение: эффективность подготовки к ГИА зависит от влияния образовательной среды, где усилены методическая, дидактическая и практическая части образовательной программы, проработаны технологии выполнения  каждого задания КИМ ОГЭ-ЕГЭ, где осуществляется поэтапный статистический анализ результатов выполнения учащимися экзаменационной работы. Одним из средств  такого анализа является дневник экзаменационной подготовки по предмету, который способствует формированию форматной и тестовой  компетенций в событийном формате подготовки.

Анализ экспертной деятельности с 2016 по 2018 годы в составе региональной предметной комиссии Забайкальского края, а также опыт подготовки к итоговой аттестации выпускников дает нам основание сделать вывод о том, что система подготовки к ОГЭ-ЕГЭ требует не совершенствования, а кардинального изменения существа подхода к данному вопросу.

В целом нужно отметить, что  анализ качественных показателей подготовки к итоговой аттестации учащихся позволил нам актуализировать насущную проблему образовательной программы – проблему обновления содержания и технологий языкового образования, которые бы соответствовали не только требованиям стандартов, но и потребностям формирования личности учащихся.

Список литературы

  1. Ариян М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие / М.А.Ариян, А.Н.Шамов; отв. ред. А.Н.Шамов. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017.
  2. Вербицкая М.В. Всероссийская проверочная работа как шаг на пути к обязательному ЕГЭ по иностранному языку // Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 24-31
  3. Вербицкая М.В. ЕГЭ по иностранному языку: to speak or not to speak // Педагогические измерения. 2018. № 2. С. 13-23.
  4. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). – M.: ФИПИ, 2014.
  5. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий устной части ЕГЭ. – М.: ФИПИ, 2016.
  6. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом (раздел «Письмо»). – М.: ФИПИ, 2016.
  7. Дашидоржиева Б.В. Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ): Английский язык / Баирма Дашидоржиева. Издательские решения, 2018. 20с.
  8. Итоговая аттестация выпускников 2009 года образовательных учреждений Хабаровского края: иностранный язык / Сост.: Л.Л.Беляева. Хабаровск: ХК ИРО, 2010. 38 с.
  9. Махмурян К.С. Методика и технологии подготовки экспертов ЕГЭ по английскому языку (Раздел «Письмо»).- М.: МИОО, 2014.
  10. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Коллективная монография под редакцией академика РАО А.А.Миролюбова. – М.: Титул, 2010. – С. 46–49.
  11. Об особенностях реализации содержания языкового образования в условиях развивающейся системы образования Хабаровского края: методические рекомендации по иностранным языкам к началу 2009-2010 учебного года / Сост. Л.Л.Беляева. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2009. 33с.
  12. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. – МГЛУ, 2003.
  13. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе – М.: Знание, 1983.
  14. Федеральный компонент государственных образовательных стандар-тов начального общего, основного общего и среднего (полного образования). В кн.: Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. - М.: Астрель, 2004.
  15. Burgess S., Head K. How to teach for Exams /Edited by J. Harmer. Pearson Education, 2005.