Введение
В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам.
Обращение к разработке технологии подготовки к итоговой аттестации выпускников по английскому языку обусловлено отсутствием специальных работ, посвященных этой проблеме. Анализ существующих исследований позволил выявить сохранение в педагогической науке интереса к вопросу о корреляции предметных результатов образования с коммуникативной компетенцией; метапредметных результатов образования, универсальных учебных действий с тестовой компетенцией (умении учиться и выполнять тестовые задания); личностных результатов с отношением к знанию, учением и результатами экзамена. Немаловажную роль в этом процессе играют качества учителя, от которого зависит эффективность подготовки к экзаменам. С.Бургес и К.Хед выделяют качества успешного учителя подготовки к экзаменам. По их мнению, успешный учитель подготовки к экзаменам – тот учитель, который считает экзамены полезными и важными, эффективно управляет своим временем и временем обучающихся, знает и понимает специфику экзамена, учитывает интересы и беспокойства обучающихся, дает честную и прямую обратную связь на работы обучающихся; мотивирует обучающихся и развивает самообучение [15, с. 8].
Актуальность работы заключается в необходимости анализа результатов современного научного знания педагогов, разработчиков контрольно-измерительных материалов об условиях и факторах успешности сдачи ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку.
Задачей нашего исследования является разработка системы подготовки учащихся к ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку, актуализация качеств успешного учителя-тьютора в этой системе, а также описание методологии подготовки к итоговой аттестации.
Объект исследования – методология и методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по английскому языку.
Методы исследования
Анализ педагогической литературы и метод системного анализа опытного обучения позволили выявить и показать валидность положений о роли концепции Всероссийских проверочных работ и концепции специальных компетенций в подготовке к ГИА по английскому языку.
В статье использован метод моделирования подготовки к ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку. Данный метод позволил выявить условия, в нашем случае ЕГЭ ориентированного учебно-методического комплекса (Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ) по английскому языку), содержание, тестовый метод.
Результаты исследования и их обсуждение
М.В.Вербицкая, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам, в статье «ЕГЭ по иностранному языку: to speak or not to speak» раскрывает особенности эволюции экзаменационной модели ЕГЭ по иностранному языку, раскрывает особенности предмета, формулирует концептуальные подходы к созданию контрольных измерительных материалов.
Всероссийская проверочная работа (далее ВПР) – это новая форма оценочных процедур в области иностранного языка, но она концептуально близка к ЕГЭ. Различие состоит в том, что ЕГЭ – многоуровневый экзамен, охватывает 3 уровня общеевропейских компетенций владения иностранным языком (от А2+ до В2) и выполняет функцию вступительного экзамена в высшие учебные заведения, а ВПР предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс иностранного языка (английский язык) на базовом уровне [2, с. 26]. Описание и образцы ВПР задают общий вектор развития оценочных процедур в области иностранного языка как учебного предмета и нацеливают учителей и учащихся на достижение конкретных результатов в формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетенции.
Отбор содержания для ВПР и контролируемые результаты обучения должны основываться на компетентностном и деятельностном подходах и представлять собой конкретные умения в четырёх основных видах речевой деятельности. Поскольку формы и содержание контроля неизбежно влияют на процесс обучения, форма и содержание ВПР должна ориентировать учителя на деятельностный, коммуникативный характер урока, проблемно-поисковые, а не чисто репродуктивные задания [2, с. 27].
Как деятельностный учебный предмет, иностранный язык предполагает решение задачи формирования коммуникативной компетенции, представляющей единство пяти различных составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Основным результатом обучения иностранному языку следует считать овладение речевой компетенцией, а именно умениями в говорении и письме (создании письменных текстов разных жанров и стилей), аудировании (понимании речи на слух) и чтении. При этом коммуникативные умения говорения, письма, аудирования и чтения базируются на владении языковыми средствами, на языковой компетенции, которая включает знание фонетических и лексических единиц, грамматических форм и конструкций, а также навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте [3, с. 15].
Опыт работы экспертом региональной предметной комиссии ГИА-11 по английскому языку в Забайкальском крае с 2016 по 2018 годы показал, что нужны определенные организационные и научно-методические решения в отношении ГИА по английскому языку. Выделяют 3 пути подготовки к экзаменам:
1. Тренировка формата (rote teaching);
2. Ориентация на экзамен (exam practice).
3. Обучение по ФГОС (competence development).
В соответствии с этим способами Р.П.Мильруд определены следующие компетенции для успеха на экзамене:
1. Форматная компетенция (знание формата конкретного экзамена);
2. Тестовая компетенция (владение форматами разных экзаменов);
3. Стратегическая компетенция (готовность реагировать на неожиданность);
4. Коммуникативная компетенция (языковой и речевой компонент);
5. Этическая компетенция (усвоение правил честной игры).
Учитывая исследования В.М.Вербицкой, концепцию подготовки к экзаменам С.Бургес и К.Хед и концепцию Р.П.Мильруд, нами разработана система подготовки к экзаменам.
Система подготовки к ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку
Цель: эффективная подготовка к экзамену.
Условия: высокая степень мотивации обучающихся, наличие современного учебно-методического оснащения, наличие современного технического оборудования. Большую роль в системной подготовке к экзаменам играет используемый учебник. Он должен содержать востребованные виды заданий, чтобы школьники привыкли к новым форматам и это не вызывало у них непонимания или стресса при сдаче экзамена. В СОШ № 1 рп. Охотск Хабаровского края введен УМК «Spotlight», обеспечивающий возможность полноценной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по английскому языку.
Созданы методические рекомендации, стратегии и пошаговые инструкции работы над каждым разделом, списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала, поддержания, окончания разговора (письменного высказывания); тематические кейсы с вопросами, фразами на определенную тематику для подготовки к устной части экзамена.
4 типа заданий по говорению: Задание-интервью, задание-презентация, задание-переговоры, задание-обсуждение.
Полезные фразы описания фотографии:
- This picture is…
- It was probably taken inside/outside
- In the background/in the foreground
- Describe what the people are doing (looking at the people I get the impression that they are…)
- What the people look like
- What the people are wearing (casually, formally-dressed, fashionably- dressed
- How the people are feeling (bored, annoyed, upset, lonely, happy/unhappy, relaxed, worried, confident, puzzled, exited, pleased, thrilled, relieved, amazed)
- Describe the season/weather (I think/suppose/guess it’s summer…as…)
- Talk about the atmosphere in the picture (friendly, peaceful, relaxing, tense, warm, cosy…)
- Talk about your personal attitude to the picture (Personally I, as for me, frankly speaking, generally speaking, this activity is not my cup of tea)
Краткий комментарий по работе:
Содержание обучения – ОГЭ/ЕГЭ ориентированные УМК, пособия по подготовке к экзаменам, демоверсии ОГЭ/ЕГЭ последних лет. Разработаны планы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку согласно спецификации и кодификатору.
Метапредметные и предметные умения в разделах «Письмо» и «Говорение».
- Учите задавать вопросы различных типов
- Выберите одно–два предложения из текста, с которым вы собираетесь работать на уроке
- Старайтесь не отходить от контекста урока
Методы обучения – интерактивный метод, тестовый метод, метод анализа и синтеза, деятельностный метод, информационно-коммуникационные технологии. Нами разработан и используется Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ) по английскому языку.
Формы обучения – урок-практика языка в формате ОГЭ/ЕГЭ. Необходимые умения и навыки формируются уже в процессе самих уроков и выполнения домашних заданий, иными словами, в процессе освоения школьной программы. Важно дать на уроке возможность учащимся практиковаться в речевой деятельности на иностранном языке. Соблюдать баланс своей речи и речи обучающихся, баланс репродукции и продукции, баланс спонтанной и подготовленной речи.
Кружки, направленные на подготовку к экзаменам. В школе введены ОГЭ/ЕГЭ ориентированные кружки «Мастерская письма и чтения «English_Knowhow» и «Conversation club». Выпускаются еженедельные информационные газеты «Tips & Tricks».
Диагностика эффективности. Применяются следующие формы диагностики подготовленности обучающихся:
1. Анализ качества выполнения работ по видам речевой деятельности, выявление проблемных зон: основные потенциальные трудности и ошибки,
2. Пути преодоления трудностей и предотвращения ошибок.
3. Пробный экзамен;
4. Организация работы по ликвидации «пробелов»: возможные типичные ошибки.
Разработанный нами Дневник экзаменационной подготовки по английскому языку содержит подробную информацию о практической подготовке обучающегося к государственной итоговой аттестации по английскому языку: выполненных заданиях по программе и сдаче пробных экзаменов. Он поможет отработать разные аспекты экзаменационных заданий в событийном формате подготовки.
Результат – успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ.
Заключение
По результатам проведенных исследований сделан вывод о том, что многих исследователей объединяет общее заключение: эффективность подготовки к ГИА зависит от влияния образовательной среды, где усилены методическая, дидактическая и практическая части образовательной программы, проработаны технологии выполнения каждого задания КИМ ОГЭ-ЕГЭ, где осуществляется поэтапный статистический анализ результатов выполнения учащимися экзаменационной работы. Одним из средств такого анализа является дневник экзаменационной подготовки по предмету, который способствует формированию форматной и тестовой компетенций в событийном формате подготовки.
Анализ экспертной деятельности с 2016 по 2018 годы в составе региональной предметной комиссии Забайкальского края, а также опыт подготовки к итоговой аттестации выпускников дает нам основание сделать вывод о том, что система подготовки к ОГЭ-ЕГЭ требует не совершенствования, а кардинального изменения существа подхода к данному вопросу.
В целом нужно отметить, что анализ качественных показателей подготовки к итоговой аттестации учащихся позволил нам актуализировать насущную проблему образовательной программы – проблему обновления содержания и технологий языкового образования, которые бы соответствовали не только требованиям стандартов, но и потребностям формирования личности учащихся.
Список литературы
- Ариян М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие / М.А.Ариян, А.Н.Шамов; отв. ред. А.Н.Шамов. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017.
- Вербицкая М.В. Всероссийская проверочная работа как шаг на пути к обязательному ЕГЭ по иностранному языку // Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 24-31
- Вербицкая М.В. ЕГЭ по иностранному языку: to speak or not to speak // Педагогические измерения. 2018. № 2. С. 13-23.
- Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). – M.: ФИПИ, 2014.
- Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий устной части ЕГЭ. – М.: ФИПИ, 2016.
- Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом (раздел «Письмо»). – М.: ФИПИ, 2016.
- Дашидоржиева Б.В. Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ): Английский язык / Баирма Дашидоржиева. Издательские решения, 2018. 20с.
- Итоговая аттестация выпускников 2009 года образовательных учреждений Хабаровского края: иностранный язык / Сост.: Л.Л.Беляева. Хабаровск: ХК ИРО, 2010. 38 с.
- Махмурян К.С. Методика и технологии подготовки экспертов ЕГЭ по английскому языку (Раздел «Письмо»).- М.: МИОО, 2014.
- Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Коллективная монография под редакцией академика РАО А.А.Миролюбова. – М.: Титул, 2010. – С. 46–49.
- Об особенностях реализации содержания языкового образования в условиях развивающейся системы образования Хабаровского края: методические рекомендации по иностранным языкам к началу 2009-2010 учебного года / Сост. Л.Л.Беляева. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2009. 33с.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. – МГЛУ, 2003.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе – М.: Знание, 1983.
- Федеральный компонент государственных образовательных стандар-тов начального общего, основного общего и среднего (полного образования). В кн.: Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. - М.: Астрель, 2004.
- Burgess S., Head K. How to teach for Exams /Edited by J. Harmer. Pearson Education, 2005.