Интегрированный урок математики и изобразительного искусства по теме «Мы этой памяти верны» (урок о Сталинграде). 6-й класс

Разделы: Математика, МХК и ИЗО

Класс: 6


Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Вид урока: интегрированный урок (математика + изобразительное искусство).

Цели урока:

  • повышение мотивации к изучению предметов школьного курса;
  • создать условия для систематизации и обобщения знаний решения задач, составленных на основе исторического материала, при помощи уравнений;
  • создать условия для приобщения учащихся к произведениям изобразительного искусства, отрображающих события Великой Отечественной войны;
  • создание условия для формирования у учащихся чувства гордости за свой народ.

Задачи:

  • закрепить умения и навыки решения уравнений, задач на дроби и решения задач при помощи уравнений;
  • способствовать повышению познавательного интереса к математике через связи между предметами; развивать грамотную математическую речь;
  • развивать чувство патриотизма, гордости за свою страну через воспитание любви к родной истории; расширить общекультурный кругозор учащихся.

Межпредметные связи: история, математика, изобразительное искусство.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор с экраном;
  • раздаточный материал;
  • слайдовая презентация ключевых фрагментов урока;

Ход урока

Учитель ИЗО: Ребята, знаете ли вы, какое событие отмечает наш народ 9 мая?

(ответы учащихся)

- Верно, каждый год 9 мая мы празднуем великую дату –День Победы над фашистской Германией в годы ВОВ. Давно отзвучали раскаты войны, но память о ней жива в сердцах живущих ветеранах, тех, кто ковал Победу в тылу, кто выстоял и выжил в это лихолетье!

С каждым годом все меньше становиться тех, кто принимал участие в той войне, но мы потомки героического народа,Народа Победителя и в наших силах сохранить память о наших прадедах, которые ценой своей жизни сохранили мир для нас.

- Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, подолгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины

 Устный счет.

Учитель математики: Сегодня мы проведём с вами не совсем обычный урок. Это будет одновременно и урок математики, изобразительного искусстваи  истории, а ещё, думается, урок памяти и благодарности. А поможет узнать тему нашего урока устный счёт “Шифровальщик”. Решив правильно все выражения и соотнеся ответы с нужными буквами в алфавите, вы сможете прочитать фразу, которая подведёт нас к теме урока. (Мы этой памяти верны.)

6,1+0,12

О

5,2 * 0,1

В

-5 + 5 * 3

Э

81: 9 + 41

Ы

9 – 7,1

П

-60 - 5 *2 

Й

60,1 :10

А

45,4+0,6

Т

4,84 : 0,4

М

8 * 0,8

Н

0,87 • 100

Р

-0,1 * (-0,1)

И

0,25 : 5

Ы

-4,3 : 4,3

Я

4,8+2,1 * 2

М

0,9 * 0 + 2

М

12 - 2,6

Е

   

 

 

 

 

 

9

0,05

10

46

6,22

-70

1,9

6,01

2

-1

12,1

0,01

м

ы

э

т

о

й

п

а

м

я

т

и

 

0,52

9,4

87

6,4

50

в

е

р

н

ы

Сегодня на уроке мы будем говорить о событиях самой страшной войны в истории нашей страны - Великой Отечественной.

Сообщение темы и целей урока.

– Итак, тема нашего урока «Мы этой памяти верны…»

Учитель ИЗО: Ребята, что за даты высвечены на доске? Что они означают?

22 июня 1941 - 9 мая 1945

Две странички календаря.

              Два дня жизни планеты Земля.

                                         Два дня истории Человечества.

Учитель математики: Два дня календаря. А между ними….

Сколько же дней между этими датами? Поможет узнать нам об этом решение задачи:  Я задумала число. Если из этого числа вычесть 1000, а потом разность разделить на 2, то получится 209. Какое число я задумала?

Да ,между ними 1418 дней и ночей ожесточенных боев, которые вел советский народ против фашистской Германии.1418 дней трудных испытаний, выпавших на долю советского народа. 1418 дней,которые разделили время на «до» и «после» войны.

Учитель ИЗО: Нападение врага вызвало мощный патриотический подъем по всей стране. Деятели искусства не остались в стороне в это страшное для страны время. Уже на второй день войны на московских улицах появился плакат Кукрыниксов (художники М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

Разворачивается активная деятельность художников, которые вместе со всеми встали на защиту Родины. Они работали в различных направлениях: выпускали политические плакаты, вдохновляя людей на подвиг, выезжали на фронт, сражаясь в рядах Красной Армии и одновременно сотрудничая во фронтовых газетах, различных редакциях.

Плакаты, появившиеся в первые дни войны.

В них художники выражают всю боль, страх за детей и ненависть всего народа к врагу.

Годы ВОВ – это время массового и личного героизма. Героическими были большие города и маленькие населённые пункты.

- Можно назвать их всех героями?

- Почему?

- А что вы понимаете под словосочетанием город–герой? Почему так его назвали?

- Какие вы знаете города-герои? (Брестская крепость, Киев, Керчь, Минск, Москва, Санкт-Петербург (Ленинград), Волгоград (Сталинград), Мурманск, Тула, Смоленск, Одесса, Новороссийск)

Учитель математики: В Александровском саду у Вечного огня находятся стелы всех городов-героев,Каждый из этих городов видел ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников. Среди этих городов есть название одного города, битве за кототый, мы посвятим наш урок.Название этого города вам предстоит выяснить, решив уравнения (Сталинград.)

1) Решение уравнений.

Учащиеся самостоятельно решают уравнения.

Уравнение

Варианты ответов

1

7х + 4 = 6 - 3х

Б. 5; С. 0,2; Л. -5

2

12х + 14 = 5х – 7

Т. -3; А. 3; У.1

3

9 – х = 10 + 3х.

М. 17; А. ; Н. 9,5.

4

4 - 3х = 7 - 9х

Л. 0,5; К. 3; Т. -1

5

2х – 4 = 8х -10

Ы. -1; И. 1; У. 0

6

х + 5 = 4 + 2х

К. 0; Н. -1; Н. 1

7

11+ х =15 + 9х

О. -2; Г. -0,5; Е. 0,5.

8

 -5 -11х = -2 + 7х

Д. -6; Л. 6; Р. .

9

5,5 - 8х = -13х - 4,5

А. -2; Т. -0,5; О. 2

10

10. 20х -12 = -10 + 6х

Н. 7; Д. ; К. 4

Учащийся, первым решевший уравнение, вставляет букву, соответствующую верному ответу в таблицу. После решения всех уравнений получаем слово “Сталинград”.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

с

т

а

л

и

н

г

р

а

д

Учитель ИЗО: Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён.

Этот город-герой находится к нам ближе всех. Никогда не сотрётся в памяти народа подвиг защитников Сталинграда.

В.В.Стригин «Под Сталинградом. Бой в районе Кузьмичей»

А сколько дней длилось это беспримерное сражение? Каждый солдат понимал, что битва будет не на жизнь, а на смерть, каждый солдат принял в дни кровопролитных боев нерушимую клятву: "За Волгой для нас земли нет!"

Учитель математики: Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года.

Сколько дней продолжалась защита Сталинграда? (работа в парах)

Учитель математики: Ребята, давайте сверим свое решение.

Слайд:

июль 1942 года

14 дней

август

31

сентябрь

 30

октябрь

31

ноябрь

30

декабрь

31

январь 1943года

31 день

февраль

2

Всего - 200 дней

Учитель ИЗО: На войне самым быстрым, манёвренным, надёжным видом боевой техники были танки. Знаменитый Сталинградский тракторный завод в самом начале войны перешёл на выпуск таких необходимых для фронта машин. Завод продолжал работать даже тогда, когда к городу уже подошли фашисты. И когда не хватало экипажей для этих боевых машин, то сами рабочие завода вели их в бой. В подбитых советских танках немцы находили людей в рабочих спецовках, это вызывало у них крайнее недоумение и даже восхищение по отношению к защитникам Сталинграда.

Знаете ли вы, какой советский танк был признан лучшим за годы 2-й Мировой войны?

 (Т-34) Танки “тридцатьчетверки” стали символом Великой Отечественной.

Знаете ли вы ещё какие-нибудь советские танки ? (ИС)

Учитель математики: Об этих двух танках следующая задача.

Задача предлагается учащимся для коллективного обсуждения, с последующим решением составленного уравнения.

Скорость танка Т-34 была на 18 км/ч больше скорости тяжелого танка ИС-2. Известно, что за 2 часа танк Т-34 проходил такое же расстояние, что танк ИС-2 за 3 часа. С какой скоростью двигались танки?

Фрагмент решения задачи

VИС-2 – х км/ч

VТ-34 – (х + 18) км/ч

SИС-2 – 3х км

SТ-34 – 2(х + 18) км

Уравнение: 3х = 2(х +18)

Ответ: скорость танка Т-34 54 км/ч, скорость танка ИС-2 36 км/ч.

Учитель ИЗО: Танки хорошо проявляли себя в боях на открытых пространствах. Когда же начинались бои в самом городе, танкистам приходилось очень нелегко, особенно когда город почти разрушен, ведь тогда очень тяжело сориентироваться на местности. В таких случаях на помощь танкистам часто приходили мирные жители.

Это удивительно, но в городе, в котором бои шли за каждую улицу, каждый дом, подъезд, этаж и не осталось ни одного целого здания, всё равно как-то жили, прячась от разрывов бомб, мирные жители. Они, как могли, помогали бойцам Красной Армии, сами же страдали от холода и голода. Некоторое время спасал население от голода мукомольный завод (по-простому – мельница). Во время боёв он неоднократно переходил из рук в руки. И даже полуразрушенный и сожжённый он продолжал кормить сталинградцев, которые, рискуя собственной жизнью, буквально ползли к нему, чтобы раздобыть для детей горсть обожженной муки.

Учитель математики: Решите задачу, из которой узнаете какими были нормы продовольствия в Сталинграде.

Задача. Комитет обороны Сталинграда принял решение выдать населению на 5 дней продукты питания: сахар, муку и крупу. Причем на одного человека муки выдали в 2 раза больше, чем сахара, а масса выданной крупы составляла 0,4 массы сахара. Общая масса всех выданных продуктов 1кг 700г. Сколько сахара, муки и крупы в день получил, таким образом, каждый житель?

Ученик решает задачу у доски.

Фрагмент решения задачи



Уравнение: х + 2х + 0,4х = 1700

Ответ: каждый житель Сталинграда в день получил 200г муки , 40г крупы, 100г сахара.

«Штурм Мамаева кургана». Январь 1943 г. (Фрагмент панорамы).
Художники: Н.Андрияка, А.Горленко, П.Жигимонт, Г.Марченко, В.Кузнецов, М.Машковцев, Б.Николаев

Задание (работа в парах) Каждая пара получает таблицу о соотношении сил и средств сторон на Сталинградском направлении

Силы и средства

СССР

Германия

Личный состав (тыс. чел.)

160

Около 270

Орудия и миномёты

2200

3000

Танки

Около 400

Около 500

Боевые самолёты

454

До 1200

Сравнить числовые данные, сделать вывод.

(ответы учащихся)

Учитель ИЗО: - Да, перевес сил был на стороне противника. И всё же германская армия под командованием генерала-фельдмаршала Паулюса была разгромлена, что потрясло Германию. Сталинградская битва окончательно разрушила миф о непобедимости армии Гитлера.

- Как вы думаете, почему наша армия одержала победу под Сталинградом?

(ответы учащихся, комментарии учителя)

М.Самсонов. Бойцы Сталинграда. 1983

Первая победа. Первый отдых. Первый привал. А потом снова и снова в бой, в наступление…

Самые ожесточенные бои шли за «Мамаев курган», Еще долгое время после войны находили на нем отголоски войны.

Учитель математики: Ребята! Что означает слово “минута”? (Единица времени)

А что означает слово - “Минута молчания”? (Это несколько мгновений полной тишины в знак выражения горести об умерших)

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встаньте на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Учитель ИЗО: Вашим домашним заданием на сегодняшний урок было написать письмо - благодарность участникам ВОВ. Сегодня мы научимся складывать их в «Солдатский треугольник». В истории отечественной почтовой связи солдатские треугольники (изобретение находчивых воинов) занимают особое место. Конвертов не хватало, и с фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно.

Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Во время войны эти треугольники ждали, перечитывали друг другу, хранили, как частичку родного человека, как память о близких, погибших на полях сражения.

(Ребята складывают листочек по схеме ) Этими письмами после урока ребята оформят стенд.

Учитель математики

Задача. В Сталинградской битве участвовало 1, 104 млн. человек. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль “За оборону Сталинграда”. Ею были награждены 0,64 участников битвы. Сколько человек получили такую медаль?

(Самостоятельное решение задачи.)

Учитель ИЗО: Мамаев курган стал мемориалом стойкости и героизма советского народа.

Ф.И.Суханов. 1972 г.

Венчает памятник – ансамбль Мамаева кургана скульптура Матери-Родины – в резком стремительном порыве женщина, вставшая на кургане. Лицо суровое и волевое. Мать призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Порыв ветра отбросил шарф, рука твердо подняла меч правосудия.

Учитель математики:

  • Выполнив вычисления, узнайте
  • а) высоту главного монумента(вместе с мечом): 17,56+67, 44 = (85 м)
  • б) длину меча, выраженную в метрах: 1,2 * 27,5 =  (33 м)
  • в) вес  меча, выраженный в тоннах 31,5:2,25 = (14 т)

Скульптура “Родина-мать зовет!” имеет массу 8000 т и сделана из бетонных блоков и 2400 т металлических конструкций. Какова масса бетона, если меч длиной 33 м весит 14 т, что составляет 0,0025 массы бетона. Какую часть составляет масса меча от массы всей скульптуры?

Рассказ ученика о мемориале «Мамаев курган» с показом слайдов.

Сталинградская битва перешагнула 70-летний рубеж своей истории. Бег времени неумолим. Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны, и, кажется, всё позабылось, раны должны зарасти. Но чем дальше уходят времена, тем ярче высвечиваются подвиги солдат.

Учитель ИЗО: Подвиг людей, вставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа.

Задание на дом.

Решите уравнения, и вы узнаете, как называется самый знаменитый дом Сталинградской битвы.

1 слово

  • 1) 3х = 21
  • А) 63 Б) 0,7 В) 1/7 Д) 7
  • 2) х :0,4 =10
  • Е) 40 Ж) 400 З) 8 О) 4
  • 3) 2х + 4 = 5
  • Л) 1 М) 0,5 Н) 5 Р) -1

2 слово

  • 1) 3 – х = 2,1
  • А) 9 П) 0,9 В) 1,9
  • 2) 5х :0,2 =100
  • А) 4 Ж) 40 З) 0,4
  • 3) х + (- 0,7) = - 5
  • В) - 4,3 М) 4,3 Н) -5,7
  • 4) -3х = 21
  • А) -63 Ю) 7 Л) -7
  • 5) х :(-2,5) = 2
  • Е) 5 Ж) - 500 О) - 5
  • 6) -2х - 4 = 4
  • Л) 4 В) - 4 Н) 16
  • 7) 0,2 – 1,6 + х = 0
  • А) 1,4 В) – 1,4 Н) 1,6

Итоги урока

Урок у нас был необычный. Мы еще не раз вернемся к рассказам о событиях и людях, о тех героях: солдатах и тружениках тыла, кто ковал Победу в тылу и на фронте, кто выстоял и выжил в тяжёлые годы истории нашей Родины.

  • Что особенно вам запомнилось на уроке?
  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • Как оцениваете свою работу?