Проблема раннего обучения детей чтению дискутируется на протяжении многих лет. Эта проблема имеет как сторонников, так и противников, даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. На мой взгляд, система раннего развития ребёнка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на неё как одно из средств познания мира ребёнком. Суть не в целесообразности раннего обучения чтению, а в том, как лучше это сделать. Прежде, чем говорить о раннем обучении чтению, уточним сущность чтения – это сложный процесс, состоящий из ряда операций:
- опознание буквы,
- её связи с фонемой,
- слияние букв в слоги,
- слогов в слова.
Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), правильностью, осмыслённостью. Одна из причин трудностей в обучении чтению является:
- педагогическая запущенность (возникает из-за отсутствия личностно-ориентированного подхода), вызванная форсированностью темпов обучения (темп подачи материала превышает возможности ребёнка по его усвоению);
- многочисленные пропуски занятий;
- недостаточный контроль за усвоением знаний;
- равнодушие семьи и др.
Опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребёнок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, даёт больше положительных эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению даёт возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности коррекционной педагогики. Рассмотрим некоторые аргументы в пользу вышесказанного:
- буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе; развивается аналитико-синтетическая деятельность;
- уточняется, обогащается словарь, ребёнок овладевает навыками словоизменения и словообразования;
- совершенствуются коммуникативные связи.
При выборе методики обучения чтению детей, имеющих речевые нарушения, трудности в общении, прежде чем отдать предпочтения тому или иному методу, необходимо уточнить, какой тип восприятия доминирует у ребёнка (аналитический или синтетический), и строить свою работу с учётом этой особенности. Одни дети быстрее усваивают материал поэтапно с последующим синтезом, другие легче овладевают новым материалом глобально (слово, слог) и только потом выделяют элементы: делят речевой поток на фразы, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки. Итогом работы является звуко-буквенный анализ. Таким образом, при обучении грамоте детей, имеющих речевые нарушения, ведущим является аналитико-синтетический метод. Помимо уточнения доминирующего типа восприятия необходимо выяснить, какой из анализаторов у ребёнка функционально сильнее: зрительный, слуховой, кинестетический или тактильный. Индивидуализируются не только методы, но и темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах. Помимо традиционных методов в процессе автоматизации поставленных фонем широко используется многократное проговаривание, чтение. Сформировать стабильный графический образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, её преобразование наиболее простым способом. Для развития зрительно-пространственной ориентировки целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволит избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приёмы обведения контура буквы пальцем, приёмы рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Чудесный мешочек»).
Трудности при выработке навыков слогослияния у детей с речевой патологией быстрее преодолеваются, если учитывать специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возможности каждого ребёнка в отдельности. Дети, имеющие речевые проблемы, легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Начинать следует с чтения слогов, затем переходить к чтению односложных слов с закрытым слогом, и только потом вводится чтение 2-3 сложных слов с прямыми слогами, стечением согласных. На начальных этапах обучения чтению хорошо использовать дидактические игры: «Буквы ходят в гости», «Окошечки», затем слоговые таблицы. Существенные проблемы у детей с речевыми нарушениями вызывает деление слов на слоги. Для преодоления этих трудностей используется цветовая маркировка слогов, деление на слоги с помощью вертикальных чёрточек, игры «Телеграф», «Помоги Незнайке», преобразование слов путём смены одного слога. Широко используется чтение с помощью окошечек. Пока дети находятся на слоговом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного ещё не сформированы, можно использовать различные игры, которые убеждают ребёнка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. При этом эффективны такие игры, как «Следопыт», «Разведчики». Ребёнок получает карточку, на которой написано слово или фраза, в зависимости от его читательских навыков («На шкафу», «Лежит в ящике» и т.д.). Ребёнок читает, выполняет инструкцию и находит сюрприз. По мере овладения качеством чтения текст усложняется: появляется двухступенчатая инструкция. Правильно прочитав её, ребёнок достигает намеченной цели и получает от этого огромное удовольствие. Успехи его поощряются.
В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребёнком к своим рисункам. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребёнка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретённые навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовках в газетах и т.д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребёнку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно учитывать объём материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребёнка.
Список литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. ред. М.А.Васильева. М.: Просвещение, 1985.
2. Мир детства. Оренбург, 1993.
3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: изд. «Академия». 1996.
4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – С-Пб.: Питер Пре, 1996.
5. Мусина В.С.Психология дошкольника. – М.: Просвещение. 1975.
6. Н.Н. Сметанникова Стратегиальный подход к обучению чтению. М.: «Школьная библиотека». 2005.
7. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. – М.: Знание, 1994.
8. Из чего строятся слова., Л. Венгер, ж/л Дошкольное воспитание, № 11 – 1994.
9. Воспитание личности. Я. Корчак., М.: Просвещение, 1992.
10. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу: психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинёв, /«Вирт»/, Санкт Петербург /«Дерваль»/.
11. Поваляева М.А., Беденко Г.В. Интегративный подход при коррекции просодической стороны речи. / Под ред. М.А. Поваляевой. Ростов на Дону: издательство РГПЧ 2000г.
12. Лаврентьева Г. Готовность детей к школе: начало успешного обучения. /Дошкольное воспитание 2000 - № 9.
13. Мир детства. Дошкольник.: под редакцией А.Г. Хрипковой; М.: Педагогика. 1989.