Урок 1. Урок изобразительного искусства
Цели деятельности учителя: сформировать у учащихся умение составлять композицию открытки, оформлять ее в соответствии с выбранной композицией; выполнить поздравительную открытку к 8 марта, подготовить открытку к работе на уроке ИКТ для заполнения и оформления текста. Использовать открытки для оформления интерьера школы к празднику 8 Марта.
Задачи:
- Образовательные: формирование у учащихся умений составлять композицию открытки, оформлять ее в соответствии с выбранной композицией.
- Коррекционные:
- Развивать навыки составления композиции на тему «Открытка к 8 Марта», умение последовательно вести работу над рисунком,
- Развивать творческое воображение, умение видеть и понимать прекрасное в праздничной цветочной композиции, совершенствовать пространственную ориентировку детей в листе бумаги;
- Воспитательные: Воспитывать чувства прекрасного, аккуратность при выполнении рисунков
Планируемые результаты:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;
- развитие этических чувств прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Предметные:
- получат возможность научиться самостоятельно выполнять поздравительную открытку;
- освоят приёмы и способы работы с акварельной краской и гуашью, цветными карандашами и фломастерами;
- приобретут графические навыки передачи цветов, растений.
Тип урока: урок «открытия» нового знания; бинарный.
Ключевые слова и понятия: весна, праздник, 8 марта, открытка, приёмы рисования.
Оборудование:
- Для учащихся баночка для воды, палитра, кисти, гуашь, ножницы фигурные, бумага, карандаши, фломастеры;
- Для учителя: ПО Microsoft PowerPoint, мультимедийный проектор, презентация; листы А4; простой карандаш.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
«Игра на внимание»: Посмотрите внимательно на картинки, что нужно приготовить к нашему уроку (ластик, простой карандаш, цветные карандаши… что я пропустила? Альбомный лист)
В этот светлый день весны
Дарят женщинам цветы.
А в садах и школах детки
Мамам мастерят поделки!
(8 Марта)Мне ответить вам не лень:
Этот праздник – женский день!
Ответьте, какого числа отмечают Международный женский день? В России 8 марта впервые отметили в 1913 году. А кого все поздравляют 8 марта? (мам, бабушек, сестер)
Вы любите своих мам, бабушек, сестер? Расскажите мне о своих мамах: какие ваши мамы?
Ребята, а какой подарок считается самым лучшим? (сделанный своими руками)
Давайте сделаем подарок нашим любимым мамам!
Все хожу, все думаю, смотрю:
Что ж я завтра маме подарю?
Может, куклу? Может быть конфет?
Нет!
Вот тебе, родная в твой денек
Аленький цветочек-огонек!
Тема урока: Оформление поздравительной открытки к 8 Марта.
Цель: чему мы сегодня будем учиться на уроке? (мы будем учиться рисовать поздравительную открытку)
Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как её иногда называли в конце XIX — начале XX века, «артистическая карточка», имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определённой даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. У каждого народа своя версия возникновения открытки… Возрождение открытки началось в 90-е годы. Именно тогда стали появляться издательства, специализирующиеся на их производстве. Сейчас мы постепенно переходим от «машинных» к открыткам, сделанным вручную. Нand-made с применением декоративных и натуральных материалов: ткани, кожи, сухоцветов, минералов – ценится больше. У этих открыток есть душа.
Современные открытки, фотооткрытки. (Слайды 2 и 3)
Открытка выполнена своими руками. (Слайд 4)
Первые открытки были без рисунка, с одним текстом. (Слайд 5)
Рождественские открытки с маркой на обратной стороне впервые появились в Германии в 1870 году и своим появлением они, прежде всего, обязаны франко-прусской войне. Начиная с этого времени люди стали посылать не только обычные письма, но и поздравительные открытки. (Слайд 6)
Открытки советского времени.
Они печатались миллионными тиражами и одну и ту же открытку можно было купить в киоске в любом городе Союза. (Слайд 7)
Игра «Фантазеры»
Посмотрите на открытку, какие элементы не дорисовал забывчивый художник? (на открытке не дорисована цифра восемь, цветок, не дописаны буквы «марта»).- Посмотрите на открытки. Что общего в них? (на них написана цифра 8 и слово марта, цветы). А чем отличаются друг от друга? (на них на всех по-разному написана цифра 8 и слово марта, и цветы тоже разные.) Итак, из каких элементов состоит поздравительная открытка «С 8 марта?» Цифра 8, слова МАРТА, цветов.
Ребята, а вы знаете, какие цветы стали символом 8 марта? (мимоза, тюльпаны, подснежники) Давайте украсим ими наш рисунок!
Мы выбираем открытку-книжку. Открытку мысленно надо поделить на две части. У книжки есть обложка, на которой мы рисуем букет с календарным листом.
Составление композиции: Композицию начинаем с цветов. Каждый для себя выбирает свои цветы. (Розы, мимозы, тюльпаны) Обязательно оставляем место для календарного листа. Намечаем календарный лист Детально прорисовываем цветы и листья. См. слайд 8.
Украшаем открытку цветами, выполняем рисунок еле нажимая на карандаш.
Гимнастика для пальцев
Раскрашиваем получившийся рисунок акварельными красками или гуашью (материал по выбору.)
Очень тонкими еле светлыми линиями определим местоположение листа календаря справа и бутонов роз с левой стороны бумаги. (Слайд 9)
Первым делом прорисуем розу, которая слева. Начинаем рисовать с ее середины, лепестки бутона и раскрывшиеся лепестки. (Слайд 10)
По такому же принципу рисуем вторую и третью розу. (Слайд 11)
Нарисуйте лепестки самой нижней розы и наведите контур листика календаря.
Сотрите вспомогательные линии.
Края листиков розы не гладкие, поэтому стираете по одному листику и наводите на этом же месте по предыдущей форме контур зубчатый.
Нарисуйте жилки на листиках и можно еще нанести некоторые детали. Вот вам готовая открытка к 8 Марта. (Слайд 12)
На календарном листе мы напишем 8 Марта.
Практическая работа
Дети самостоятельно рисуют цветы слева на открытке и календарный лист справа. На календарном листе пишут цифру 8 и слово "марта".
Чему мы учились на уроке?
Какие красивые получились открытки! Как обрадуются ваши мамы такому подарку!
Я тоже хочу присоединиться к вашему поздравлению, и дарю вам на открытку бабочку.
Всегда приятно в праздник получить красивую яркую открытку! Однажды в подарок маме я выбирала в магазине открытку. Продавец поставила передо мной целую коробку с разными открытками. Там были открытки с цветами, с животными, смешные и серьезные, с пожеланиями, сувенирные. Как же из огромного многообразия открыток выбрать именно ту, которая порадует мою маму? Как правильно выбирать открытку к празднику? Я поделилась своей проблемой с бабушкой. И тогда она показала мне свои открытки, которые хранит уже много лет. Эти открытки бабушке подарили близкие люди и друзья. Среди них были открытки подаренные моей мамой. Иногда бабушка их достает и перечитывает, ей приятно вспоминать о разных праздниках и событиях.
Конечно, никто не будет спорить, что лучшем подарком маме в этот день станут цветы.
Рефлексия
Возьмите магнит и прикрепите свою открытку под словом
- «У меня все отлично получилось»
- «Я доволен работой, но есть недочеты»
- «Не все получилось, но я исправлюсь»
У всех сегодня получились замечательные весенние открытки, которые подарят вашим мамам, бабушкам и сестрам хорошее настроение!
Критерии оценки:
1. Соблюдение технологии изготовления открытки.
2. Цветовое решение (колористическое решение).
3. Аккуратность.
4. Завершенность работы.
5. Художественный вкус.
Результат детского творчества на уроке. (См. Приложение 3)
Урок 2. Урок информатики
Вид урока: урок-практикум.
Тип урока: комбинированный.
Цель: знакомство учащихся с возможностями программы MS Publisher 2016; формирование практических умений и навыков использования и грамотного применения фона, и границы на странице, вставка рисунков и их оформления. Закрепление навыков работы в программе Paint. Развивать самостоятельность школьников, используя творческое задание, имеющее практическую направленность.
Задачи:
- Обучающая: научить грамотно вставлять объекты: текст, рисунки, фигурный текст, копировать, вставлять и переименовывать файлы, ориентироваться в файловом дереве компьютера, работать по инструкции; Закрепить навык работы с командами: Копировать, Вставить.
- Воспитательная: воспитание у ученика уважения к близким и окружающим людям, воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- Развивающая: развитие практических навыков и умений работы с компьютерными программами, знакомство с издательскими возможностями компьютера.
Оборудование: ПК для каждого ученика.
Программное обеспечение: ОС Windows, программа MS Publisher 2016.
План урока
- Организационный момент, целеполагание (1-2 мин)
- Повторение (1-3 мин)
- Объяснение нового материала (7 мин)
- Ответы на вопросы учеников. Актуализация знаний (1 мин)
- Практическая работа (20-25 мин)
- Экспертиза работ (5-7 мин)
- Подведение итогов. (5 мин)
Ход урока
1. Организационный момент, целеполагание
Демонстрация открыток, сделанных на уроке ИЗО и готовых открыток, сделанных по предложенным шаблонам. (см. Приложение 4).
Обязательно объяснить ученикам, что на этом уроке мы воспользуемся сканами рисунков со своей открытки, выполненной на уроке ИЗО, для того, чтобы создать новую электронную открытку. Этот вариант открытки позволяет получить неограниченное количество её копий, а также на основе рисунка мы можем создать несколько различных вариантов поздравительной открытки.
2. Повторение
Вопросы ученикам:
- Где хранится информация в папке или в файле?
- Как копировать папку?
- Как переименовать папку?
- Как переименовать файл?
- Как вставить копию файла или папки в нужную папку из другой?
- Можно ли, чтобы одновременно на компьютере были открыты несколько файлов и папок?
3. Объяснение нового материала
На рисунке 2 представлен макет открытки, выполненный в программе MS Publisher 2016.
Рисунок 2
Программа новая для учеников, но учитель обращает внимание на то что приёмы работы в ней аналогичны работе в программе MS Word.
Во время объяснения учитель показывает последовательность выполнения работы по созданию открытки, следуя предложенной инструкции.
4. Ответы на вопросы учеников. Актуализация знаний (1 мин)
Перед выполнением практической работы учитель уточняет всё ли понятно ученикам и отвечает на вопросы учеников и задаёт вопросы ученикам.
Вопросы ученикам:
- В какой программе можно убрать «грязь» с рисунка?
- В какой вкладке меняем цвет рамки?
- Чтобы изменить цвет рамки мы выбираем заливку фигуры или заливку контура?
- Каким инструментом можно выбрать (скопировать) цвет заливки с картинки?
5. Практическая работа (20-25 мин)
Детям раздаются инструкции для создания открытки. Учащиеся приступают к работе, учитель помогает им и координирует их действия. Ученик вычёркивает каждый пункт инструкции после его выполнения, что вынуждает учащегося последовательно работать с инструкцией.
Порядок выполнения практической работы на уроке
- Открыть скан своего рисунка в Paint, убрать всю «грязь» с помощью ластика и прямоугольного выделения.
- Рисунок сохранить
- Выбрать макет открытки, которую будете делать.
- Файл Копировать
- Файл Вставить в папку «Открытки 8 Марта» и сразу переименовать. Заменить слово образец на своё имя. Например, было имя «8 Марта открытка для мамы образец.pub», а стало «8 Марта открытка для мамы Валентины.pub»
- На титульный лист открытки (страница 1) вставить свой рисунок (Скопировать из папки и вставить.)
- Меняем рамочку (форму, цвет, узор) при желании.
- На последней странице (страница 4) написать своё имя и поставить какую-нибудь нераскрашенную раскраску.
- Ставим раскраску на 3 страницу рисунка
- Пишем поздравление
- Открытку сохраняем.
- При желании можно сделать ещё и другую открытку, без текста.
Подробная инструкция для ученика находится в файле Приложение 2, а используемые раскраски в файле Приложение 5.
6. Экспертиза работ (5-7 мин)
Готовые работы учеников можно посмотреть в файле Приложение 1.
7. Подведение итогов (5 мин)
По результату урока был оформлен стенд в холле начальной школы. (См. Рисунок 3)
Рисунок 3
Источники информации
- Конспект урока ИЗО: Оформление поздравительной открытки к 8 марта http://www.moi-sat.ru/publ/konferencija_quot_metodicheskie_razrabotki_quot/obuchenie_i_vospitanie_detej_s_narusheniem_intellekta/konspekt_uroka_izo_oformlenie_pozdravitelnoj_otkrytki_k_8_marta/10-1-0-371
- Как нарисовать открытку на 8 марта https://www.lesyadraw.ru/raznye/rasteniy/kak-narisovat-otkrytku-8-marta.html
- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0
- Презентация "История возникновения Рождественской открытки" https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-vozniknoveniya-rozhdestvenskoy-otkritki-770260.html
- 8 марта - старые открытки СССР https://123ru.net/mix/138426191/
- Старинные почтовые открытки России http://retrobazar.com/journal/interesting/405_starinnye_pochtovye_otkrytki_rossii_.html