Открытый музыкально-теоретический квест среди учащихся 3-х классов ДШИ и ДМШ по сольфеджио «Приключения у Лукоморья» (по мотивам поэмы А.С.Пушкина и оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»)

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (62 МБ)


Действующие лица: 7 команд (в каждой команде 5 участников, всего 35 человек из разных ДШИ и ДМШ) Ведущая, Кот, Баян, Людмила, Наина, Пушкин.
3 уч-ся в народных костюмах у входа, 7 преподавателей для сопровождения команд.

Оборудование и материалы: Видеопроектор, Сундук, Плакат Дуб, Приглашения, Записки, Бейджики для уч-ков команд, Таблички на столики с названием команд, Золотые желуди, Сверток в сундук, Золотые монетки-конфетки. Призы, Дипломы.

Участники приходят к определенному времени, регистрируются, переобуваются и на лестнице (3 учащиеся в народных костюмах – 1 регистрирует, 2 – говорит номер класса, 3 – вручает приглашение) каждому участнику вручают номер класса (где можно переодеться) и приглашение.

Участник читает приглашение и следует к плакату, где нарисован дуб (в фойе с право), находит сундучок и вытаскивает из него записку с бейджиком своей команды. Так определяется состав семи команд. Ждут остальных участников. Преподаватель, сопровождающий команду отмечает ФИ и № школы, помогает прочитать девиз и познакомить участников друг с другом. Когда команды собраны их приглашают в фойе с лево, там стоят столики для участников, жюри, видеоэкран и скамейки для зрителей. На столах названия команд, участники рассаживаются по местам.

Действие начинается.

Ход сценария

Слайд 1 (звучит музыка)

Ведущая: - Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы окунёмся в атмосферу сказочно красивой поэмы А.С.Пушкина и оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» и проведем квест по сольфеджио «Приключения у Лукоморья» среди учащихся 3 классов ДШИ и ДМШ.

Квест — это увлекательная «живая» игра для команд наших участников.

В этом необычном и захватывающем приключении вам не обойтись без смекалки, знаний, и умения работать в команде.

Итак, у нас сегодня семь команд из разных музыкальных школ и школ искусств города, а судить наши команды будет уважаемое жюри:

  • Председатель Городского методического объединения преподавателей муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования, директор МБУДО «ДШИ № 18»  – Савченко Елена Анатольевна;
  • Заведующий городской секцией «сольфеджио» городского методического объединения, преподаватель МБУДО «ДМШ № 6» - Пархоменко Ольга Алексеевна;
  • Директор МБУДО «ДШИ № 20», преподаватель теоретических дисциплин - Царёва Алла Владимировна;
  • Заместитель директора по учебной работе, преподаватель МБУДО «ДШИ № 17» - Бойкова Ирина Николаевна;

Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит
Тот, кто меньше ошибется
Тот в бою и победит.

Поэма А.С.Пушкина и опера М.И.Глинки ... Два шедевра... Один в поэзии, другой - в музыке.

Пушкин начал писать поэму в 1817 году (Сколько лет назад? – 200 лет), когда ему было 18 лет, и через три года закончил. Опера создавалась на протяжении пяти лет, с 1837 года (Сколько лет назад? – 180 лет). Глинке в было больше тридцати лет.

Пушкин и Глинка были знакомы и даже собирались вместе работать над сценарием будущей оперы. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты.

На основе сказочной поэмы М.И.Глинка создал произведение о победе добра над злом, любви над предательством и коварством, воплотил народную веру в торжество света над тьмой.

Итак, приключение начинается.

Слайд 2

Ведущая:

- У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

Слайд 3

Кот (выходит кот под музыку)

«Для вас, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых…»

Придумал я свои вопросы
И вот вам первое задание:

Чтоб заглянуть за Лукоморье,
Вам нужно вспомнить чудеса
И написать их мне в посланье
Там чудеса…….: там…, а дальше вы сами знаете…

(Кот уходит)

Ведущая: - Перед вами лежит листок с 1 заданием, нужно написать коту послание, вписать чудеса которые происходили у Лукоморья, вспомнить и перечислить их. Итак, время пошло, на экране песочные часы отсчитывают время.

Слайд 4 Песочные часы.

- сейчас на экране появится подсказка, если внимательно посмотреть, то можно найти чудеса на слайде, быстрее кот очень ждет от вас послание.

Слайд 5 с подсказкой (звучит музыка).

Ответы команд, за каждое чудо по 1 баллу (карточки-посланья, в которых участники вспоминают и вписывают чудеса из пролога)

Ответы отдают жюри.

- Ну что все справились? Пока жюри считает баллы, давайте с вами посмотрим фрагмент и вспомним чудеса.

Слайд 6 (Видеофрагмент).

Слайд 7

Баян (выходит Баян под музыку или сам играет!!!):

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана.

– Здравствуйте, дети! Вы, конечно, знаете что произошло в поэме?

- Да (дети)

- А вы знаете кто я?

- Баян-сказитель. (дети)

- Вы, наверно, тоже пировать пришли на свадьбу к Руслану и Людмиле? Тогда давайте познакомимся.

Ведущая: - Сейчас каждая команда дружно назовет свой девиз, итак:...

Команды представляют себя (название и девиз)…

Баян: - Я подготовил для вас второе задание:

Вы так понравились Ученному коту, что он вам передал три звена своей златой цепи на память. Вы их видите на своих листочках. Каждое звено нужно заполнить ответами на мои вопросы:

Слайд 8

1. В слове Баян нужно изменить одну всего лишь букву, чтобы получилось другое слово из сказки Пушкина. Зачеркните одну букву и исправьте на другую. Смотрите внимательно для вас подсказка на экране (Буян)

Слайд 9

2. Во втором звене нужно написать название сказки А. С. Пушкина, где встречается это слово «Сказка….? («Сказка о Царе Салтане»)

3. Ну и, наконец, в третьем звене вспомните композитора, который написал оперу по этой сказки, там тоже есть чудеса, только из три. (Н.А.Римский-Корсаков)

Правильный ответ приносит 1 балл. Всего 3 балла за 3 вопроса.

Слайд 10 (муз. Фрагмент! Включить когда скажу)

Ведущая:

- А сейчас задание третье:

- Послушайте вступление песни и ответьте на 3 вопроса:

1. Мелодия песни начинается с полного такта или с затакта? (Затакт)

2. На каком инструменте аккомпанирует Баян-сказитель? (На гуслях)

3. Укажите размер песни (4/4)

Звуковая дорожка

Правильный ответ приносит 1 балл. Всего 3 балла за 3 вопроса.

Слайд 11

Ведущая:

- Ну что, угадали? Буян — остров в «Сказке о царе Салтане...»

...Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана…

Слайд 12

...Все смолкли, слушали Баяна:
И славил сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец…

Людмила (выходит под музыку. Музыкальный номер Никитина и Будникова!!!):

ДЫМ!!!

Слайд 13 (Здесь в конце выключить свет и дать заставку целотонная гамма Черномора похищения Людмилы)

Ведущая:

Но Что за шум?
Как-будто чувств оцепененье,
И мрак таинственный кругом?
Да, это же Людмилы похищенье!
Горбатым Карлой, чародеем...

Итак, команды, поспешим
На запад следом за Русланом.
Там в предрассветии туманном,
Среди белеющих вершин,
В пещере древний старец Финн
Руслана встретил как родного,
И слушал тот святое слово
При свете трепетном лучин.

Слайд 14 (включить музыку)

Появляется Наина под муэыку:

- Толпою годы пролетели.
Прошла уже моя весна —
Конечно, я теперь седа,
Немножко, может быть, горбата;
Не то, что в старину была,
Не так жива, не так мила;
Зато (прибавила болтунья)
Открою тайну: я колдунья!"

Слайд 15

- Я – Наина - злая ведьма, люблю всем строить козни, особенно мужчинам. А знаете почему? Потому, что ответ вы получите, тогда, когда найдете соответствующие правильные ответы в своих карточках. Тогда и посмотрим кто на чьей стороне? (Наина садится у ширмы и колдует)

Ведущая: Итак, ребята, для вас задание четвертое:

Перед вами две карточки, на одной номера вопросов и сами вопросы, а на другой, розовой карточке - ответы. Вам нужно найти соответствующий правильный ответ и поставить в кружочке номер вопроса. Каждый вопрос – 1 балл, 6 вопросов и 6 баллов за это задание.

Слайд 16 (включить музыку)

- Итак, время пошло.

Пока жюри считает баллы, Наина задает вопросы командам.

Слайд 17

Наина: - Я чуть не забыла, сейчас расскажу кому я строила козни, всем мужчинам этой поэмы, но, вы, конечно, должны отгадать о ком из мужских персонажей идет речь. Кто правильно и быстрее других назовет имя, получит от меня лично приз.

Слайд 18 (по мере ответа, нажимать кнопку)

1.

“… воитель смелый, 
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей…” (Рогдай) – приз

2.

“…Крикун надменный, 
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей…” (Фарлаф) – приз

3.

“…Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан…” (Ратмир) – приз

4.

“Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Еще ничей в его обитель
Не проникал доныне взор…” (Черномор) – приз

5.

Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит, 
Ее внимательно читая.” (Старец Финн) – приз

6.

“Не ест, не пьет… влюбленный;
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И, щипая ус от нетерпенья,
Считает каждые мгновенья”. (Руслан) - приз

- Молодцы, ну а мне пора в мой волшебный замок, а то пропущу самое интересное, там щит и меч, под облаками!!!

Слайд 19 (включить диктант, когда скажу)

Ведущая:

- Щитом покрывшись, он нагнулся,
Мечом потряс и замахнулся;
Но тот взвился под облака;

- Кто замахнулся? Кто взвился? Что-то я совсем запуталась в сюжете, столько событий, никак не могу запомнить. А вы знакомы с сюжетом поэмы? Тогда помогите и мне восстановить порядок действий. Для этого нужно прослушать диктант и поставить такты в нужном порядке, вписать номера тактов, а затем исполнить эту мелодию с дирижированием во всеуслышание. Максимальная оценка за конкурс – 8 баллов за 8 тактов.

Задания пятое - Занимательный диктант

- Внимательно прослушайте мелодию и впишите в кружочки предложенных фрагментов номера тактов.

Запускать 4 раза, карточки сдаем жюри.

Слайд 20

Ведущая: - А теперь давайте этот диктант споем дружно и продирижируем, только давайте, верхнюю строчку транспонируем на октаву вниз, чтобы нам удобно было петь, итак, тональность? (ми минор) настроить и один такт просчитать.

Поют с дирижированием все вмести диктант.

Слайд 21 (включить музыку сразу)

Ведущая: Задания шестое называется «Кот в мешке».

- Кот оставил нам музыкальное задание, а сам влез в мешок и сказал, пока вы его не решите, он из мешка не вылезет. Вам нужно определить тональность и найти в мелодии интервалы между звуками: ч.5 и ч.4. Отметить их скобками и подписать.

Если команды ответят правильно, получат 3 балла за это задание.

Жюри подсчитывает баллы и определяет победителей.

- А теперь для вас игра «Кот в мешке». Команды должны определить по цитате, о каком герое поэмы или о какой вещи идет речь, а за правильный ответ, они получат поощрительный приз (5 призов). Итак, 1 вопрос:

1.

Людмила ею завертела;
На брови, прямо, набекрень
И задом наперед надела.
И что ж? о чудо старых дней!
Людмила в зеркале пропала;
Перевернула - перед ней Людмила прежняя предстала;
Назад надела - снова нет; … (Шапка-невидимка)

Слайд 22 приз

2.

«Коснися им чела Людмилы,
И тайных чар исчезнут силы...»
(Волшебный перстень, которым надо было коснуться до лба Людмилы чтобы она очнулась)

Слайд 23 приз

 3.

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной ……..
Таится сила роковая... (Борода)

Слайд 24 приз

4.

«Дай, Перун, булатный …  (Меч)»

Слайд 25 приз

5.

«Достоин плача жребий мой.
И я был витязь удалой!» (Голова)

Слайд 26 приз

Слайд 27 (сразу включить звук)

Ведущая: - Ну вот, ребята, вы уже почти у цели! Вам осталось пройти один этап и догадаться, какая пословица спрятана в нашем сундуке. Только разгадав пословицу сундук откроется и вы получите призы. А догадаться вам помогут золотые желуди. Они спрятались, там, где вы начинали квест. Догадались? Бегите и найдите золотые желуди, на обратной стороне написаны слова, из которых нужно составить правильно пословицу. Там есть и пустые желуди без слов. Как только найдете все золотые желуди с надписями возвращайтесь на места.

Участники ищут слова, спрятанные на дубе в фойе и возвратившись собирают пословицу.

Слайд 28

«Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро». Затем открывается сундук и сверяется правильно ли составлена пословица.

Слайд 29 (сразу включить звук)

Слайд 30 Неожиданно выключается свет, звучит «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила» и ...  (ДЫМ!!!)

Появляется «А.С.Пушкин»: - «Не в силах удержаться и хочу вас поздравить. Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями! Я очень рад, что вы знаете мою раннюю поэму.

Ведущая:

Лет прошло уже немало,
Как Людмила встретила Руслана,
Как надменный карла Черномор
Спрятал девушку среди полнощных гор.
Дивную историю спасенья
Рассказал великий наш поэт,
Голову склоняем в восхищенье
Пред поэтом в его 20 лет!

Слайд 30 Слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения.

- А сейчас блиц-опрос Проверим как вы знаете содержание поэмы: - Кто раньше свиснит, тому и отвечать, за правильный ответ вы получите бонусы – в виде золотых монет (конфет).