Срок реализации: 01.06.2018 – 22.06.2018
«На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются
в твоей
доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи»
И.Суриков
В период летней оздоровительной кампании в школах организуются профильные отряды. Летом 2018 г. в МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан организована волонтёрская деятельность. Из числа учащихся 1–4-x классов будет создан профильный отряд, на базе которого реализуется программа «Фабрика добрых дел».
Актуальность программы
Программа «Фабрика добрых дел» так названа не случайно. Как известно, волонтёры – люди, бескорыстно совершающие добрые дела. Волонтёры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтёрские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединённых каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодёжных волонтёрских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтёрское движение сейчас развивается активно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т. е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, обучающие мероприятия, которые позволят детям полноценно отдохнуть и больше узнать о волонтёрском движении. Во время летней профильной смены ребята получат возможность окунуться в волонтёрскую деятельность более глубоко, апробировать новые формы профилактической работы. Работа профильного отряда выходит за пределы школы. Волонтёры будут оказывать посильную помощь ветеранам труда и одиноким пожилым людям, организовывать выступления в социальном доме для инвалидов, наводить порядок на территории посёлка, участвовать в акциях: «День России», «День памяти жертв Великой Отечественной войны». Через социальные сети будет запущена ещё одна акция «Ветеран и инвалид живёт рядом!», любой желающий может оказать помощь ветеранам, одиноким пожилым людям. На средства, собранные с благотворительной акции будут приобретены подарки для ветеранов и инвалидов.
В данной программе развиваются УУД. Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.
Регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения.
Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать, и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Направления и виды деятельности
Физкультурно-оздоровительная работа
Физкультурно-оздоровительное направление:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработку и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные и спортивные игры, эстафеты включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Творческопознавательная работа
Творческо-познавательное напрвление:
- Изобразительная деятельность;
- Конкурсные программы;
- Игровые творческие программы;
- Творческие конкурсы и игры;
- Праздники;
- Выставки.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.
Экологическая работа
Экологическое направление:
- Проведение интеллектуальных игр;
- Проведение экологических субботников;
- Уход за цветниками;
- Викторины;
- Игры;
- Акции.
Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Ребенок ещё в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе. Итогом работы становится акция «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Посещая лагерь, дети активно изучают природу и экосистему родного края, происходит непосредственное общение детей с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Патриотическая работа
Патриотическое направление
- Пробуждать в детях чувства любви к родине, семье;
- Формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
- Формирование толерантности.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявлением любви к Родине, к родному Краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов.
Направления реализации программы профильного объединения
- исследовательское – осмысление и анализ существующих программ деятельности волонтерского движения. Поиск эффективных методов и приёмов для успешной деятельности волонтерского движения. Диагностическая работа: поиск путей взаимодействия и сотрудничества волонтёров с государственными учреждениями и структурами. Проведение открытых дискуссий по актуальным проблемам волонтёрского движения;
- обучающее - развитие организаторских, коммуникативных способностей; формирование лидерских качеств;
- практическое – реализация полученных умений и навыков на практике: проведение акций, тематических мероприятий;
- содержательно-обобщающее - итоговая обобщающе-проектировочная игра: разработка способов и форм реализации волонтёрских проектов.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, посредством формирования у подростков социальной активности.
- Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
- Снижение уровня социальной напряженности детей посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда.
Задачи:
- Развивать волонтёрское движение среди ребят начальной школы, формировать позитивные установки учащихся на добровольческую деятельность.
- Сформировать сплочённый деятельный коллектив волонтёров.
- Развивать личные и социальные компетенции участников, необходимые в волонтёрской деятельности, повышать социальный статус волонтёра через средства массовой информации.
- Возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения.
- Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
- Создать механизм работы отряда с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей.
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности, вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую деятельность.
Этапы и сроки реализации программы
Программа реализуется в четыре этапа.
Подготовительный этап. На данном этапе ведётся подготовительная работа перед принятием детей: приведение в порядок территории лагеря, оформление комнат в соответствии с тематикой смены; подготовка необходимого для смены реквизита; инструктаж педагогического коллектива.
Организационный этап (1-3 дни). Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы. Привлечение участников для решения данного проекта.
На этом же этапе происходит заселение детей, распределение их по звеньям, первичное знакомство с тематикой смены. Проводятся мероприятия на знакомство, представление смены и звеньев.
Основной этап (4-16 дни). В течении основного этапа реализуются поставленные цель и задачи программы, определение содержания, составление плана работы, распределение обязанностей; проводятся различные лагерные мероприятия, ведётся внутриотрядная педагогическая деятельность.
Обратная связь (видеоотчеты, публикации в школьной газете).
Заключительный этап (17-18 дни). На данном этапе подводятся итоги смены, презентуется самостоятельный проект детей, выполненный в рамках тематики смены.
Акции проекта «Фабрика добрых дел»:
- Благотворительная акция «От сердца к сердцу» (Дом-интернат).
- Концерт «Это славное слово «Россия».
- Экологические акции «Чистый двор», «Чистый родник», «Чистый посёлок».
В акциях принимают участие все отряды во главе с воспитателями и вожатыми и активные семьи ребят. В проектную, образовательную и социально-воспитательную деятельность вовлекаются все субъекты образовательного процесса: воспитанники, родители и педагоги.
Данная программа составлена для работы разновозрастной группы детей 7–10 лет.
Программа рассчитана на 18 - дневное пребывание в условиях пришкольного лагеря.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Укрепление здоровья детей через соблюдение режима питания, витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
- Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом.
- Улучшение социально-психологического климата лагеря.
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
- Развитие патриотической и гражданской активности, важнейших морально-нравственных и духовно-нравственных качеств, расширение представлений детей об истории своей малой родины.
- Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями, формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга.
- Обогащение опыта общения с природой.
- Привлечение к разнообразной общественно значимой и досуговой деятельности.
- Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
- Смена запомнится детям и оказанное на них педагогическое воздействие возымеет положительный эффект.
Для педагогов:
- Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период.
- Повышение уровня педагогического мастерства.
Для родителей:
- Удовлетворённость родителей летним отдыхом детей.
Критерии результативности программы
Критериями оценки результатов является:
- желание/нежелание детей принимать участие в общей социально значимой деятельности;
- активность и инициативность в ходе выполнения данной деятельности;
- проявление требуемых морально-нравственных качеств в различных сферах жизни.
Принципы реализации программы
- принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
- принцип коллективной деятельности, взаимопомощи и поддержки;
- принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
- принцип самостоятельности и творческой индивидуальности, инициативы и оптимизма;
- принцип дифференциации воспитания:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности;
- толерантность;
- безвозмездность;
- патриотизм;
Основные технологии
- Проектный метод;
- Метод игры (игры отбираются в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации ;
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД);
- Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
- Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Механизм реализации программы
Летний оздоровительный лагерь «Фабрика добрых дел» с дневным пребыванием детей и подростков - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Рефлексия: ежедневная и в конце смены.
Режим дня
8:30 | Приход детей - Утро. Солнышко встает – спать ребятам не дает. |
9:00 |
Зарядка - Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку. |
9:30 |
Завтрак - Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво. |
10:00 -12:00 |
Мероприятия, спортивные соревнования, игры, экскурсии, работа по плану отрядов.- Кто-то любит танцевать, кто – то петь и рисовать. |
12:00 – 13:00 |
Прогулки, оздоровительные мероприятия. |
13:00 – 13.45 |
Обед - Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой обед вкусный? |
13:45 – 14:30 |
Клубный час. |
14:30 |
Уход домой. |
План-сетка
Дата |
№ п/п |
Содержание |
01.06 |
«Здравствуйте, будем знакомы!» |
Ознакомление с правилами и планами работы Инструктаж по ТБ. Беседа с инспектором ПДН |
02.06 |
«Юные друзья ПЧ» |
Игровая программа по правилам дорожного движения. |
04.06 |
«В здоровом теле – здоровый дух!» |
Беседа «Безопасная дорога домой» |
05.06 |
«Чепуха» |
Игры « Шиворот-навыворот». |
06.06 |
«Почитай-ка» |
Посещение библиотеки. Акция: «Книжкина больница» |
07.06 |
«Дом, в котором мы живём» |
Викторина «Мой край родной» |
08.06 |
«Дорога в облака» |
Беседа «Правила поведения в транспорте и общественных местах». |
09.06 |
«Путешествие в Спортландию» |
Квест-игра по станциям «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас». |
11.06 |
«Это ты, моя Россия!» |
Спортивные соревнования «Снайпер» |
13.06 |
«Брызги лета» |
Коллективно-творческая постановка «Под грибом» перед детьми ДОУ. |
14.06 |
«Непоседы» |
Посещение клуба, мастер класс клубных работников |
15.06 |
«Остров рекордов» |
Веселые старты «Быстрее, выше, сильнее». |
16.06 |
«Девочки – ромашки, а мальчики – колокольчики» |
Конкурс «Вальс цветов». |
18.06 |
«Зелёный патруль» |
Викторина «В гостях у Лешего». |
19.06 |
«Мойдодыр» |
«Праздник чистых рук»-инсценировка |
20.06 |
С друзьями не расставайтесь! |
«День бегуна». Нормативы. |
21.06 |
«Дорогою добра» |
Проект «Фабрика добрых дел» (итоги смены) |
22.06 |
«День памяти» |
Беседа о войне. Проект «Наша Победа» (краткосрочный) |
Количество смен: I смена.
Место проведения: МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан, Облученского района, ЕАО.