Цели:
- обобщить и систематизировать знания детей об осени;
- формировать эстетические представления;
- формировать экологическую культуру детей;
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Оформление:
- выставка букетов;
- плакаты;
- гирлянды из осенних листьев;
- выставка рисунков «Разбежались краски по осенней сказке»;
- поделки из природного материала «Их сделала сама природа»;
- музыкальные записи.
Конкурсы и игры.
- Игра «Передай осенний веночек по кругу».
- Игра «Кто быстрее перенесёт шишки».
- Конкурс «Кто быстрее съест яблоко».
- Игра «Съедобное и несъедобное».
Ход праздника
Дети под музыку заходят в зал.
Ведущий. – Ребята, сейчас мы вам загадаем загадки, а вы попробуйте их отгадать. Слушайте.
Ученик 1.
– Пусты поля, мокнет земля,
День убывает. Когда это бывает?
Дети. Осенью.
Ученик 2.
– Несёт она нам урожай,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья укрывает,
Но не касается елей и сосен,
Потому что это...
Дети. – Осень.
Ученик 3.
– Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
Дети. – Осень.
Ведущий. – Молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. Это осень. И сегодня мы с вами пригласим её к нам в гости.
Входит девочка в наряде Осени.
На экране презентация с использованием репродукций картин русских художников, на фоне тихой музыки (Г.Свиридов. Романс к повести А.С.Пушкина «Метель»)
Золотая осень. Борис Пастернак
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых клёнах флигеля,
Словно в золочёных рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишнёвый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Танец листьев. (Вальс. Музыка Шнитке)
Игра «Передай осенний веночек по кругу»
(От каждого класса приглашаются по 2 человека, 10 чел.)
Все игроки встают в круг и под музыку передают друг другу венок. Тот, на ком музыка прекратится, выходит. И так до последнего игрока, который и становится победителем.
Ведущий. Красиво в лесу, в парке осенью. Но украшают их не только деревья, но и животные. Что же они делают осенью?
Сценка «Разговор птиц»
Осень.
– Закричал раз утром мудрый ворон.
Ворон.
– Жители леса! Осень у лесного порога. Все ли готовы к ее приходу?
Птицы (все).
– Готовы.
Ворон.
– Перво наперво осень холоду напустит. Что станете делать?
Перелётные птицы.
- Мы улетим в тёплые края.
Зимующие птицы.
- А мы пуховые телогрейки наденем.
Ворон.
– Затем осень листья с деревьев начнёт срывать.
Зимующие птицы.
– Пусть срывает. Ягоды видней будут.
Ворон.
– Потом осень последних насекомых заставит спрятаться.
Зимующие птицы.
– А мы, дрозды, на рябину навалимся.
– А мы, дятлы, шишки начнём шелушить.
– А мы, щеглы, за сорняки примемся.
Ворон. – В конце концов осень скукой донимать станет.
Зимующие птицы.
– Нас скукой не проймёшь. Будем сыты - не заскучаем.
Осень. – Махнул тут крылом мудрый ворон и улетел.
Послушайте ещё одну историю. Только про зверей.
(Выходит Белочка.)
Белочка.
– Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носим мы, трудяги-белки,
Про запас грибы в дупло.
Осень.
- Белочка, а ты большой запас на зиму сделала?
Белочка. Грибов много набрала, орехов мало, а шишки очень тяжёлые.
Осень. Ребята, давайте поможем Белочке.
Игра-эстафета так и называется «Кто быстрее перенесёт шишки»
(Еловые шишки лежат с одной стороны зала в коробе, надо перенести на другую сторону в другой короб). От каждого класса по 5 человек.
– А кто это к нам идёт? Да это Ёжик!
(Выходит Ёжик с корзинкой яблок.)
Ёжик.
У меня здесь что-то есть,
Это «что-то» можно съесть.
Это «что-то» сладкое,
Круглое да гладкое.
Я нашёл его в саду,
Захочу - ещё найду.
Много-много притащу,
Всех вас сразу угощу.
Это «что-то» сладкое,
Круглое да гладкое.
Осень. Ребята давайте угадаем, что же Ёжик нашёл?
Конкурс «Кто быстрее съест яблоко»
(От каждого класса по 1 человеку)
Игра «Съедобное и несъедобное»
Съедобное – хлопаете в ладоши. Несъедобное – топаете ногами.
огурец | подушка |
опёнок |
холодец |
лягушка |
рыба |
мухомор |
петрушка |
перец |
помидор |
стакан |
кнопка |
котлета |
банан |
малина |
конфета |
маслёнок |
машина |
Появляется Алёнушка.
Аленушка.
– Здравствуйте, ребята! Не поможете ли вы в беде моей? Собирала я грибы да дикие яблоки, а братец мой, Иванушка, убежал куда-то и не откликается. Может он среди вас?
Дети:
- Нет, его здесь не было.
Аленушка:
- Где же он, шалун такой? Может сам прибежит. Устала я, посижу и грибы переберу. Помогите мне отделить съедобные грибы от поганок.
Дети читают стихотворение Зои Петровой «Как искать грибы»
Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых увести.Только ты не поддавайся
И поближе наклоняйся,
Раз поганки тут растут,
Значит, белый тоже тут!Там, где солнышко пригрело.
Задержаться можно смело.
Значит, здесь семья маслят
Или рыжики стоят.А под ёлкой, а под ёлкой
Кто-то прячется в иголках.
В тёмной шапке набекрень
Боровик укрылся в тень.А лисички и волнушки –
Те подальше от опушки
Водят яркий хоровод,
Кто увидит, тот возьмёт.А весёлые ребята,
Тонконогие опята.
Притаились возле пня
И кричат: «Ищи меня!».Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что прячет лес,
Это чудо из чудес!
Спасибо, ребята! Помогли мне разобраться с грибами. Давайте теперь потанцуем.
Коллективный танец.
Появляется Иванушка.
- Как здесь весело, танцуете, играете.
Ребята, посмотрите, танцуют лягушата. Два танцуют, а один сидит. Ты, почему не веселишься? Посмотри, как весело отплясывают твои братишки.
Лягушонок: Тут недавно… (плачет), они обижали (плачет).
Алёнушка:
- Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались почему. Очевидно, здесь были те, кто не бережёт природу. Но дорогой лягушонок, я уверена, что наши ребята знают, как вести себя в лесу. Хочешь, они тебе расскажут об этом?
Правила поведения в природе
(Дети читают правила.)
1. Берегите растения, ведь они – зелёные лёгкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязненный воздух от пыли и копоти.
2. Не ломайте ветки, не вытаптывайте траву, не рвите цветы.
3. Не бросайте в костёр куски резины или пластмассы. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.
4. Не загрязняйте воду, берега ручьёв и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
5. Не рвите полевые цветы, не собирайте их букеты. Можно составлять только из садовых цветов.
6. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
7. Не ловите насекомых - опылителей и насекомых - хищников (например: божьих коровок). Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
8. Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу – ведь там подрастают птенцы. Птицы – друзья растений, они спасают растения от насекомых-вредителей.
9. После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставляя его в лесу. Лес – это дом многих животных. Относитесь к чужому дому уважительно.
Дети читают стихи Бориса Заходера. «Про всех на свете»
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд,
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Лягушонок: Молодцы! Порадовали вы меня. Много знаете о природе. Берегите её. Развеселился я с вами, а теперь мне пора.
Заканчивается праздник показом моделей одежды осеннего сезона 2018 года.
В конце праздника Осень вручает всем классам подготовленные корзины с плодами.