Цели урока:
- образовательная: проверить знания обучающихся по теме, обобщить и расширить знания, полученные на предыдущих уроках физики, показать опыты, демонстрирующие законы отражения и преломления света.
- развивающая: развивать у обучающихся логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к физике, пробудить стремление к творчеству.
- воспитательная: развитие коммуникативных (умение работать в группе) и коммуникабельных (умение слушать других и высказывать свое мнение) качеств.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин)
У каждого на столе лежит «Карточка к уроку» (Приложение 1), которая заполняется постепенно, в течение всего урока.
2. Актуализация знаний (2 мин.)
Учитель: Ребята, наше занятие мне бы хотелось начать со стихотворения.
Шел по пустыне человек,
Три дня не ел, не пил.
Но вдруг оазис увидал,
И из последних сил
Дополз. И голову поднял -
Кругом - один песок,
Нет ни деревьев, ни воды
И смерть на волосок...
- Ребята, кто может рассказать, о чем идет речь в этих строчках?
- Объясните причину возникновения миража с точки зрения законов физики.
Если ученики не могут объяснить данное явление, учитель объясняет самостоятельно.
Учитель: на самом деле мираж — это оптическое атмосферное явление преломления и отражения световых лучей. Оно возникает, когда в нижних слоях атмосферы образуется несколько чередующихся слоев воздуха различной плотности и температуры, поэтому солнечные лучи, проходя через них, идут не прямолинейно, а искривленно. В результате этого на горизонте или над ним появляется зеркальное изображение отдаленных, но реально существующих мест.
Итак, цель нашего сегодняшнего урока – обобщение знаний по теме «Законы отражения и преломления света» (ребята записывают в карточку урока).
3. Демонстрация опытов (2 мин.)
Учитель: Ребята, а теперь обратите ваше внимание на стол. Здесь представлены: зеркало, свеча, стакан, бутылка с водой и ложка. Кто из вас с помощью данных предметов сможет продемонстрировать законы отражения и преломления света? (Вызывается несколько учеников, которые проделывают опыты и объясняют их).
4. Эксперименты (20 мин).
Учитель:на самом деле, опытов, демонстрирующих законы геометрической оптики, много и сейчас мы проделаем еще несколько из них.
На каждой парте лежат конверты с заданием. Ребята вскрывают конверт №1 (Приложение 2).
Опыт на многократное отражение (получение многократного отражение свечи за счет уменьшения угла между двумя соединенными зеркалами).
Каждая пара проделывает опыт, объясняет его и строит в «Карточке к уроку» изображения, получаемые от 2-х зеркал, вносит необходимые записи. Одна из пар проделывает весь опыт у доски, объясняет его классу.
Учитель: итак, ребята, мы с вами говорим о законе отражения света. А как вы думаете, свет отражается только от зеркальных поверхностей? У вас в «Карточках к уроку» в опыте №2 условно изображено 2 вида поверхностей: гладкая и шероховатая (в виде ломаной кривой). Я попрошу вас построить отраженные лучи для 2-х этих случаев.
Два человека (по желанию) проделывают задание у доски, после чего, совместно с учителем, объясняют полученные результаты.
Учитель: спасибо, ребята, садитесь. А давайте теперь проверим наши результаты непосредственно на опыте.
Учитель самостоятельно показывает опыт всему классу.
Опыт с лазером (отражение падающего луча от поверхности зеркала и от поверхности диска). Демонстрация результатов отражения на слайде.
Учитель: Давайте вспомним, о каком еще законе оптики мы сегодня говорили? (закон преломления света). В нашей жизни закон преломления света встречается довольно часто. И следующий опыт, который мы с вами проделаем, посвящен ему.
Опыт с монетой.
Ребята вскрывают конверт №2, проделывают опыт и объясняют результат. Одна из пар проделывает опыт у доски (Приложение 2).
5. Подведение итогов. Домашнее задание (5 мин.)
Учитель: многие световые явления на первый взгляд кажутся загадочными и необъяснимыми. И в качестве домашнего задания я предлагаю вам познакомиться с еще одним явлением, которое получило название «Эффект гало».
У каждого из вас есть листочки, на которых перечислены адреса сайтов в сети Интернет. Именно здесь вы сможете найти описание и объяснение многих оптических явлений, а также познакомиться с другими законами физики. Найти ответа на интересующие вас вопросы (Приложение 3).
Сегодня мы выяснили, что мираж — это оптическое атмосферное явление преломления и отражения световых лучей, которое, вместе с тем, находит отклик в сердцах поэтов и художников.
Шел по пустыне человек
Три дня не ел, не пил
Но вдруг оазис увидал,
И из последних сил
Дополз. И голову поднял -
Кругом - один песок,
Нет ни деревьев, ни воды
И смерть на волосок...
Мираж... О, эти миражи
В пустыне жизни нашей!
Была вода - и нет воды,
Была любовь - и нет любви,
Была мечта - и нет мечты,
Лишь боль за день вчерашний...
Автор стихотворения - Катерина Гольцберг.