Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «Мебель» в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Цель занятия: обобщить знания детей по лексической теме «Мебель».

Задачи занятия:

  • побуждать детей к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  • закрепить активный словарь по теме;
  • совершенствовать умение детей пересказывать близко к тексту;
  • совершенствовать умение использовать в речи существительные в родительном падеже;
  • совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
  • формировать монологическую речь;
  • закрепить умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • формировать умение правильно выполнять глазодвигательную и дыхательную гимнастику;
  • развивать внимание, логическое мышление;
  • развивать  подвижность мимических мышц;
  • воспитывать умение слушать ответ товарища и не перебивать;
  • устранять аграмматизмы, связанные с использованием в речи распространенных предложений.

Речевой материал: сундук, мебель, стол, жилое помещение, комната, картон, дерево, вата, железо, пластик, ткань, стекло, паралон, песок, комод, диван, телевизор, в центре событий, мастер, полочка, художник и т.д.

Оборудование: предметные картинки, рисунки детей, схема комнаты, игра «Что перепутал художник?», презентация, ноутбук, глина, вата, песок, дерево, пластик, картон, картинки к мимической гимнастике.

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбомов, иллюстраций и реальных предметов по теме «Мебель».
  • Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.
  • Разучивание стихотворений и загадок по теме.
  • Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
  • Рисование по теме «Мебель».

Ход занятия

1. Оргмомент

- Ребята, посмотрите, какую картинку нарисовал художник (картинка из игры «Что перепутал художник?»).

- Что перепутал художник? (ответы детей).

- Как вы думаете, почему произошла такая путаница? (ответы детей).

- Мы могли бы помочь художнику в этой ситуации? Как? (ответы детей).

- Тема нашего занятия «Мебель. Пересказ рассказа».

- Значит, какая цель нашего занятия?

- Верно, закрепить полученные знания по теме мебели и узнать что-то новое.

- Чтобы помочь художнику, мы расскажем о мебели и отправим ему видео нашего занятия. Сегодня мы закрепим: для чего нужна мебель; вы узнаете, какая мебель появилась самая первая; выполним глазодвигательную гимнастику; вспомним, из каких материалов делают мебель; поиграем в игру «Что где?»;  будем пересказывать текст и выполним мимическую и дыхательную гимнастику. Работать будем подгруппами и индивидуально. Оценивать работу на занятии будем с помощью полочек и книг. Если ответ правильный, то на какую полочку поставим книгу? (На верхнюю).

- Если были допущены незначительные ошибки и неточности? (На среднюю полочку).

- Если в ответе было допущено много ошибок и неточностей? (На нижнюю).

2. Игра «Для чего нужна мебель?».

- Ребята, что такое мебель?

- Верно, мебель – это предметы обстановки жилого помещения. Для чего нужна людям мебель?

3. Работа с компьютером

- А кто знает, какая мебель появилась у людей самой первой?

- На самом деле, сундук является самой первой мебелью. В силу того, что его легко можно было переставить с места на место, он был одним из самых важных предметов каждого дома. Посмотрите, ребята, это настоящий, старинный сундук (показываю презентацию).

- В нем хранилось очень много вещей. Это были предметы одежды, посуды, украшений.

- Со временем, сундуки стали делать самых разных размеров и ставить вертикально. Позже, в сундуке стали делать полочки. Этот предмет теперь называется - шкаф.

Посмотрите – это старинный шкаф, а вот – современный.

- Сейчас, мы с вами выполним глазодвигательную гимнастику. Глазами, не поворачивая головы, будем следить за передвижением домовенка Кузи с маленьким сундучком.

- Оцените себя, за выполнение глазодвигательной гимнастики.

4. Игра «Из чего делают мебель?»

- Пришло время отдохнуть и поиграем в игру «Из чего делают мебель?». Гоша, подойди, пожалуйста к столу и найди материалы, из которых не изготавливают мебель.

Ребенок находит картон и песок.

- Верно. А теперь, назови все материалы, которые мастер использует в работе, когда изготавливает мебель.

Ребенок выполняет и называет.

Картон, песок, дерево, железо, паралон, пластик, ткань, стекло.

- Пока звучит музыка, вы движетесь вокруг стола. Как только музыка перестает звучать, вы берете материал, из которого можно изготовить детали мебели или саму мебель. Будьте внимательны.

- Оцените свою работу.

5. Игра «Что где?» (за столами)

- Сейчас вы будете работать по подгруппам. На карточке изображена комната. Вам надо быть очень внимательными, чтобы правильно расставить мебель в комнате и расположить окно. Работаете дружно, помогаете друг другу. Внимание! Прямо перед вами – окно. В центре комнаты – стол. В левом дальнем углу – комод. На комоде – телевизор. Справа от стола – диван, на котором сидит семья. Проверьте – все ли правильно (Задаю вопросы детям «Где стоит стул?» и т.д.).

6. Пересказ

- Сейчас мы с вами будем пересказывать текст. А о чем он, вы поймете, когда отгадаете загадку Ярославы и вспомните, какую мебель вы рисовали с воспитателем.

Удобный мебели предмет.
Сундук – его отец иль дед.
В нем много ящиков живёт,
Он называется… КОМОД

- Отгадка – комод. А какой стол вы рисовали с Натальей Александровной?

- Верно, рассказ о кухонном столе и комоде. Называется он - «Как Комод почувствовал себя в центре событий» и поможет нам в этом схема комнаты, которую вы сейчас выполнили.

- Что значит в центре событий?

- Быть в центре событий – это обращать на себя внимание, или быть тем, кем интересуются. Послушайте текст.

Как Комод почувствовал себя в центре событий

Комод скромно стоял в углу комнаты. А в центре – важно красовался круглый Стол. За Столом происходили интересные события. Здесь обедали, проводили веселые праздники, читали книги, мастерили разные поделки. Словом, Стол был всегда в центре событий. И Комод ему чуточку завидовал. Ему тоже хотелось, чтобы ему больше уделяли внимания.
Однажды в доме появился Телевизор. И его поставили на Комод. Когда показывали интересные передачи, все усаживались напротив Комода на диван и смотрели телевизор. Комод был счастлив. Теперь он тоже почувствовал себя в центре событий.

Вопросы:

- Где стоял Комод?

- Где стоял Стол?

- Что происходило за Столом?

- Что хотелось Комоду?

- Куда поставили телевизор?

- Почему Комод был счастлив?

Физминутка

- Выходите и вставайте в круг.

- Давайте ненадолго превратимся в артистов.

- Покажите мимикой и движениями, грустный Комод.

- Сделайте глубокий вдох и на плавном выдохе движением руки вытрите пыль с Комода.

- Покажите важный Стол.

- А теперь, движением руки на выдохе вытираем пыль со Стола.

- Покажите мимикой и движениями, грустный Стол.

- Покажите выражением мимики и движениями, счастливый Комод.

- Проходите на места.

- Послушайте рассказ.

Ответы детей.

- Оцените свою работу – одна книга за выполнение схемы, а вторая – за пересказ.

Итог

- Как вы думаете, какой мебели не хватает, чтобы Стол находился в центре событий? Почему?

- Верно. А для того, чтобы появились стулья, вы на логочасе выполните с воспитателем графический диктант. Тот, кто выполнит его без ошибок, сможет расположить свой стул рядом со столом на схеме. На следующем занятии мы поговорим о профессии человека, который изготавливает мебель.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Посмотрите на свою полочку и оцените свою работу на занятии.

- Почему ты считаешь, что ты работал хорошо? и т.д.

- На занятии мы закрепили знания о мебели. Посмотрев его, художник больше не допустит таких ошибок.

- Занятие окончено. Вы свободны.