Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.
Тип занятия: фронтальное.
Цель занятия: обобщить знания детей по лексической теме «Мебель».
Задачи занятия:
- побуждать детей к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
- закрепить активный словарь по теме;
- совершенствовать умение детей пересказывать близко к тексту;
- совершенствовать умение использовать в речи существительные в родительном падеже;
- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
- формировать монологическую речь;
- закрепить умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
- формировать умение правильно выполнять глазодвигательную и дыхательную гимнастику;
- развивать внимание, логическое мышление;
- развивать подвижность мимических мышц;
- воспитывать умение слушать ответ товарища и не перебивать;
- устранять аграмматизмы, связанные с использованием в речи распространенных предложений.
Речевой материал: сундук, мебель, стол, жилое помещение, комната, картон, дерево, вата, железо, пластик, ткань, стекло, паралон, песок, комод, диван, телевизор, в центре событий, мастер, полочка, художник и т.д.
Оборудование: предметные картинки, рисунки детей, схема комнаты, игра «Что перепутал художник?», презентация, ноутбук, глина, вата, песок, дерево, пластик, картон, картинки к мимической гимнастике.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбомов, иллюстраций и реальных предметов по теме «Мебель».
- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.
- Разучивание стихотворений и загадок по теме.
- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
- Рисование по теме «Мебель».
Ход занятия
1. Оргмомент
- Ребята, посмотрите, какую картинку нарисовал художник (картинка из игры «Что перепутал художник?»).
- Что перепутал художник? (ответы детей).
- Как вы думаете, почему произошла такая путаница? (ответы детей).
- Мы могли бы помочь художнику в этой ситуации? Как? (ответы детей).
- Тема нашего занятия «Мебель. Пересказ рассказа».
- Значит, какая цель нашего занятия?
- Верно, закрепить полученные знания по теме мебели и узнать что-то новое.
- Чтобы помочь художнику, мы расскажем о мебели и отправим ему видео нашего занятия. Сегодня мы закрепим: для чего нужна мебель; вы узнаете, какая мебель появилась самая первая; выполним глазодвигательную гимнастику; вспомним, из каких материалов делают мебель; поиграем в игру «Что где?»; будем пересказывать текст и выполним мимическую и дыхательную гимнастику. Работать будем подгруппами и индивидуально. Оценивать работу на занятии будем с помощью полочек и книг. Если ответ правильный, то на какую полочку поставим книгу? (На верхнюю).
- Если были допущены незначительные ошибки и неточности? (На среднюю полочку).
- Если в ответе было допущено много ошибок и неточностей? (На нижнюю).
2. Игра «Для чего нужна мебель?».
- Ребята, что такое мебель?
- Верно, мебель – это предметы обстановки жилого помещения. Для чего нужна людям мебель?
3. Работа с компьютером
- А кто знает, какая мебель появилась у людей самой первой?
- На самом деле, сундук является самой первой мебелью. В силу того, что его легко можно было переставить с места на место, он был одним из самых важных предметов каждого дома. Посмотрите, ребята, это настоящий, старинный сундук (показываю презентацию).
- В нем хранилось очень много вещей. Это были предметы одежды, посуды, украшений.
- Со временем, сундуки стали делать самых разных размеров и ставить вертикально. Позже, в сундуке стали делать полочки. Этот предмет теперь называется - шкаф.
Посмотрите – это старинный шкаф, а вот – современный.
- Сейчас, мы с вами выполним глазодвигательную гимнастику. Глазами, не поворачивая головы, будем следить за передвижением домовенка Кузи с маленьким сундучком.
- Оцените себя, за выполнение глазодвигательной гимнастики.
4. Игра «Из чего делают мебель?»
- Пришло время отдохнуть и поиграем в игру «Из чего делают мебель?». Гоша, подойди, пожалуйста к столу и найди материалы, из которых не изготавливают мебель.
Ребенок находит картон и песок.
- Верно. А теперь, назови все материалы, которые мастер использует в работе, когда изготавливает мебель.
Ребенок выполняет и называет.
Картон, песок, дерево, железо, паралон, пластик, ткань, стекло.
- Пока звучит музыка, вы движетесь вокруг стола. Как только музыка перестает звучать, вы берете материал, из которого можно изготовить детали мебели или саму мебель. Будьте внимательны.
- Оцените свою работу.
5. Игра «Что где?» (за столами)
- Сейчас вы будете работать по подгруппам. На карточке изображена комната. Вам надо быть очень внимательными, чтобы правильно расставить мебель в комнате и расположить окно. Работаете дружно, помогаете друг другу. Внимание! Прямо перед вами – окно. В центре комнаты – стол. В левом дальнем углу – комод. На комоде – телевизор. Справа от стола – диван, на котором сидит семья. Проверьте – все ли правильно (Задаю вопросы детям «Где стоит стул?» и т.д.).
6. Пересказ
- Сейчас мы с вами будем пересказывать текст. А о чем он, вы поймете, когда отгадаете загадку Ярославы и вспомните, какую мебель вы рисовали с воспитателем.
Удобный мебели предмет.
Сундук – его отец иль дед.
В нем много ящиков живёт,
Он называется… КОМОД
- Отгадка – комод. А какой стол вы рисовали с Натальей Александровной?
- Верно, рассказ о кухонном столе и комоде. Называется он - «Как Комод почувствовал себя в центре событий» и поможет нам в этом схема комнаты, которую вы сейчас выполнили.
- Что значит в центре событий?
- Быть в центре событий – это обращать на себя внимание, или быть тем, кем интересуются. Послушайте текст.
Как Комод почувствовал себя в центре событий
Комод скромно стоял в углу комнаты. А в центре – важно красовался круглый Стол. За Столом происходили интересные события. Здесь обедали, проводили веселые праздники, читали книги, мастерили разные поделки. Словом, Стол был всегда в центре событий. И Комод ему чуточку завидовал. Ему тоже хотелось, чтобы ему больше уделяли внимания.
Однажды в доме появился Телевизор. И его поставили на Комод. Когда показывали интересные передачи, все усаживались напротив Комода на диван и смотрели телевизор. Комод был счастлив. Теперь он тоже почувствовал себя в центре событий.
Вопросы:
- Где стоял Комод?
- Где стоял Стол?
- Что происходило за Столом?
- Что хотелось Комоду?
- Куда поставили телевизор?
- Почему Комод был счастлив?
Физминутка
- Выходите и вставайте в круг.
- Давайте ненадолго превратимся в артистов.
- Покажите мимикой и движениями, грустный Комод.
- Сделайте глубокий вдох и на плавном выдохе движением руки вытрите пыль с Комода.
- Покажите важный Стол.
- А теперь, движением руки на выдохе вытираем пыль со Стола.
- Покажите мимикой и движениями, грустный Стол.
- Покажите выражением мимики и движениями, счастливый Комод.
- Проходите на места.
- Послушайте рассказ.
Ответы детей.
- Оцените свою работу – одна книга за выполнение схемы, а вторая – за пересказ.
Итог
- Как вы думаете, какой мебели не хватает, чтобы Стол находился в центре событий? Почему?
- Верно. А для того, чтобы появились стулья, вы на логочасе выполните с воспитателем графический диктант. Тот, кто выполнит его без ошибок, сможет расположить свой стул рядом со столом на схеме. На следующем занятии мы поговорим о профессии человека, который изготавливает мебель.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Посмотрите на свою полочку и оцените свою работу на занятии.
- Почему ты считаешь, что ты работал хорошо? и т.д.
- На занятии мы закрепили знания о мебели. Посмотрев его, художник больше не допустит таких ошибок.
- Занятие окончено. Вы свободны.