Пояснительная записка
Изучение биологии невозможно без проведения экскурсий в природу. Это интересная и одновременно сложная форма работы. При подготовке и проведении экскурсий учитель сталкивается с рядом трудностей. Например, экскурсия в природную экосистему невозможно провести в рамках одного урока, да и добраться до леса порой бывает проблематично.
Звери и птицы имеют часто более совершенные органы чувств. Поэтому наблюдать в природе лисицу, барсука, оленя, эта большая удача.
Скудное видовое разнообразие растений в зимний период, пугливость животных – это минусы, которые поможет преодолеть виртуальная экскурсия. Материал для данной презентации собирался в течение 9 лет. Сначала это был сбор фотографий следов на снегу, сделанных во время лыжных прогулок и определение видового разнообразия. Параллельно велась исследовательская работа с учащимися, посвященная изучению многообразия растений и животных Пионерского озера и прилегающих территорий. Работа включала в себя изучение литературы, беседы со специалистами, неоднократные посещения данного природного объекта в разное время года, разбор и анализ собранных материал.
Урок проводится для учащихся 7-х классов при изучении экологии животных, и при изучении курса Зоологии (в разделе “Хордовые”), а также во внеурочной работе. Использование данной презентации на уроках вызывает живой интерес у учащихся, искреннее удивление обилию живых организмов, обитающих в пяти километрах от школы. У школьников возникает желание внести свой вклад в изучение и сохранение многообразия живой природы.
Цель экскурсии: Изучение многообразия живых организмов, населяющих экосистему смешанного леса в окрестностях г.Ухта.
Задачи:
Образовательные:
- выявить особенности жизнедеятельности зверей и птиц в зимний период, установить предпочитаемые места обитания и их связь с кормовыми и защитными потребностями животных, выявить основные приспособления к перенесению неблагоприятных условий;
- научить учащихся различать основные виды зимующих птиц и определять признаки деятельности обычных видов млекопитающих.
Воспитательные:
- развивать у учащихся понимание сложных сезонных явлений в природе, выявлять зависимость между поведением животных и изменениями окружающей среды, убедить учащихся в необходимости зимней подкормки птиц и зверей.
- продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся: воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к каждому компоненту экосистемы
- тренировать наблюдательность, умение делать выводы и обобщения.
закрепить умения школьников распознавать основные виды растений и животных; - показать влияние деятельности человека на изучаемую экосистему.
Оборудование и оформление: экран, мультимедийный проектор.
Методические советы на подготовительный период: учащиеся делятся на пять групп по 4–5 человек в каждой.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация
Слово учителя: Ребята, знаете ли вы, какие животные обитают в лесах, окружающих наш город? Откуда у вас такие сведения? Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по лыжне здоровья и составить список животных, следы жизнедеятельности, которых нам удалось встретить во время лыжных прогулок. Такие следы вы сможете увидеть во время семейных прогулок за город и в лыжных походах.
3. Проблема
Одной из глобальных экологических проблем современности является снижение биологического разнообразия – исчезновение видов животных и растений.
Одновременно в связи с урбанизацией повышается эстетическое значение живых организмов. Люди стремятся к природе. Пение птиц, порхание бабочек доставляют человеку огромную радость. Перед человечеством встает важная задача — сохранить живой мир и приумножить его богатства в условиях ускоряющегося технического прогресса. Выполнение этой задачи требует хорошего знания животных и животного мира в целом, тщательного их изучения.
4. Задания группам
Каждая группа получает карточку с заданием, знакомится с инструктивной частью задания до просмотра презентации, и с информационной после просмотра. (Приложение №1)
5. Презентация виртуальной экскурсии
Комментарии к презентации – Приложение №2
6. Работа в группах
7. Отчет о проделанной работе
8. Рефлексия
Ребята высказывают свое мнение о том, что удивило их во время экскурсии, что нового они узнали о родном крае?
Методические советы на период ближайшего последействия: Можно предложить учащимся подготовить презентации по теме: “Следы на снегу” или “Лесные обитатели Ухтинского района”.
Список используемых источников
- Гудков В.М. Следы зверей и птиц энциклопедический справочник-определитель, изд.«Вече», 2016 г.
- Ошмарин П.Г. Пикунов Д.Г. Следы в природе М.: Наука, 1990г.
- Теплов Д.Л., Титов Е.В. “Самостоятельная работа учащихся на экскурсии” Биология в школе. 1997, № 1,с.81,№ 2,с.80, № 3,с.78, № 4, с.73, № 5, с.76, № 6, с.76.
- Тюрнин Б.Н. Экскурсия в природу «По белой тропе», Сыктывкар, 1989г.
- Тюрнин Б.Н. Систематический список видов позвоночных животных Коми АССР, Сыктывкар, 1989 г.
- http://grossoxota.ru/promysel/chitaem-sledy-lesnyx-zhivotnyx-chast