«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
В.А.Сухомлинский
Актуальность
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы как педагоги формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Экологическое воспитание дошкольников мы рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, мы старались достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Мы убеждаем детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаем условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Как педагоги, наша задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Паспорт проекта
Название проекта: «Земля - наш общий дом».
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Период выполнения: с октября по май.
Цель проекта:
- Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
- Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
- расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
- формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
- привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
- доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.
Показатели результативности:
в ходе реализации проекта дети:
- формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;
- узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;
- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
в ходе проекта педагог:
- осуществляет инновационную деятельность;
- повышает свой профессиональный уровень;
- в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы;
- познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, дидактическими играми;
- самодельными журналами и книжками о путешествиях по нашей планете;
I этап – подготовительный
- Подготовка к внедрению проекта.
- Подобрать методическую литературу по теме.
- Подобрать художественную литературу для чтения детям.
- Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
- Информационный материал для родителей.
- Составить перспективный план мероприятий.
- Разработать тематический досуг для детей «День Земли».
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
II этап - основной
- Выполнение проекта.
- Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто чем питается?», «Найди домик», «Поможем растению», ««Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?».
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе».
Трудовая деятельность: посадка семян помидор.
Пакеты от сока обретают вторую жизнь.
Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.
Бутылки, коробки из-под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята проявили фантазию и творчество и дали мусору вторую жизнь.
Познавательное развитие.
- наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков;
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;
- рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях;
- рассматривание первоцветов;
- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;
- наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны;
- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
- рассматривание плаката на тему «Как вести себя в лесу?»;
- рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд»;
- опыты с водой и землёй. «Посев семечка», «Откопай разгадку», «Растения пьют воду».
Рассказ воспитателя. «О Всемирном празднике «День Земли», «Наш дом, наша планета - её надо любить и беречь».
Развивающие игры. «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница».
Речевое развитие.
Словесные игры: «Как это было», «Волшебный мешочек», «Домино», «Мир вокруг нас», «Что было, что будет», «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».
Беседы с детьми по темам: О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».
Пословицы и загадки о весне, земле.
Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».
Чтение художественной литературы:
- Л.Толстой «О. Муравьях».
- М.Сырова «Подснежник».
- Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
- А.Блок «На лугу».
- С.Маршак «Весенняя песенка».
- Е.Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».
- К.Ушинский «Утренние лучи».
- М.Пришвин «Разговор деревьев».
- В.Зотов «Береза», «Дуб».
Просмотр диафильмов и мультфильмов.
- Н.Калинина «Загадки воды».
- Н.Притулина «Подарок Ёжика».
- Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?».
- «Как козлик Землю держал».
- К.Паустовский «Барсучий нос».
- Е.Марысаев «Медвежкина мама».
Экологический праздник «День Земли».
Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».
Изучение песен: «Дождик», «Ласточка», «Весна пришла».
Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.
Физическое развитие.
Подвижная игра: «У медведя во бору», «Поймай комара», «Лягушки и цапля». Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Жуки», «Пчёлки и ласточки».
Игра-соревнование: «Кто быстрей?», «Осы, пчёлы, шмели».
Физкультминутка: «Животные в лесу», «Божья коровка».
Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».
Развивающая среда.
Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения»»,«Насекомые», «Цветы» и др.
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений», «Что сначала, что потом».
Плакат «Птицы нашего края», «Животные».
Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др.,
Лото «Мир животных», «Птицы», «Кто где живёт?».
Взаимодействие с родителями.
- Сбор фотографий, материала по теме.
- Оформление стенда «22 апреля День Земли».
- Домашнее задание для родителей и детей:
- «Планета Земля глазами детей» - конкурс рисунка и поделки.
- Создание альбома «Берегите Землю».
- Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников», «Экологическое образование в семье».
- Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем!».
III этап - заключительный
Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Планета Земля глазами детей!».
Оформление альбома «Берегите Землю».
Посадка аллеи «Фруктовое дерево» уход за саженцами.
Сложилась традиция - сажать в День Земли деревья, кустарники на территории детского сада, в ближайшем парке, сквере. В этой акции обычно принимают участие семьи дошкольников с детьми, они стараются принести саженцы выращенные своими руками.
Конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из мусора: «Мусорная фантазия».
Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.
Бутылки, коробки из-под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята со своими родителями должны проявить фантазию и творчество и дать мусору вторую жизнь.
Акция «Помоги природе».
(Социальный, экономический и экологический аспект).
День Земли - прекрасный повод, чтобы прибрать свой двор, улицу, город. В этот день очень важно выйти на улицы родного города и хоть как-то ему помочь: убрать мусор, вскопать газоны, посадить деревья возле домов и в парках, убрать возле памятников, собрать мусор на берегу озера.
Детский сад поддержал эту акцию и принял в ней самое активное участие.
Так же было предложено детям пригласить своих родителей принять участие в субботнике, посвящённому Дню Земли. На приглашение принять участие в субботнике откликнулись не только сотрудники учреждения, но и родители с детьми.
Все активно взялись за дело. Были разбиты клумбы, посев семян и рассады цветочных культур в рассадные ящики, посажены цветы выращенные родителями, вскопана земля вокруг деревьев, убраны участки групп.
За время субботника папы отремонтировали песочницы и наполнили их песком, повесили скворечники для птиц, отремонтировали оборудование. Не отставали от взрослых и дети, они организовали субботник в игровых уголках и помогали взрослым в приведение в порядок игровой площадки. Ведь именно в защиту природы задуман этот праздник.
Литература
- Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду».
- Колдина Д.Н.» Рисование с детьми». «Конспекты занятий».
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности».
- Кравченко И.В. ,Т. Л. Долгова.» Прогулки в детском саду».
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в дет. саду».
- Николаева С.Н. «Юный эколог».
- Рыжова Н.А. «Почва - живая земля».
- Плеханова А.А. «От земли до неба».
Заключение
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой – поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.
Пусть на планете Земля будет чистый небосвод.