Экологический проект: "Земля наш дом родной"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
В.А.Сухомлинский

Актуальность

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы как педагоги формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников мы рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, мы старались достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Мы убеждаем  детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.

Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы  привлекаем каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаем  условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Как педагоги, наша  задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Паспорт проекта

Название проекта: «Земля - наш общий дом».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Период выполнения: с октября по май.

Цель проекта:

  • Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
  • Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

  • формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
  • расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
  • формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
  • привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
  • доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

Показатели результативности:

в ходе реализации проекта дети:

  • формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;
  • узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;
  • с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;

в ходе проекта педагог:

  • осуществляет инновационную деятельность;
  • повышает свой профессиональный уровень;
  • в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы;
  • познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, дидактическими играми;
  • самодельными журналами и книжками о путешествиях по нашей планете;

I этап – подготовительный

  • Подготовка к внедрению проекта.
  • Подобрать методическую литературу по теме.
  • Подобрать художественную литературу для чтения детям.
  • Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
  • Информационный материал для родителей.
  • Составить перспективный план мероприятий.
  • Разработать тематический досуг для детей «День Земли».
  • Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).

II этап - основной

  • Выполнение проекта.
  • Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто чем питается?», «Найди домик», «Поможем растению», ««Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?».

Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе».

Трудовая деятельность: посадка семян помидор.

Пакеты от сока обретают вторую жизнь.

Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.

Бутылки, коробки из-под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята проявили фантазию и творчество и дали мусору вторую жизнь.

Познавательное развитие.

  • наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков;
  • наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;
  • рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях;
  • рассматривание первоцветов;
  • ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;
  • наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны;
  • рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
  • рассматривание плаката на тему «Как вести себя в лесу?»;
  • рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд»;
  • опыты с водой и землёй. «Посев семечка», «Откопай разгадку», «Растения пьют воду».

Рассказ воспитателя. «О Всемирном празднике «День Земли», «Наш дом, наша планета - её надо любить и беречь».

Развивающие игры. «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница».

Речевое развитие.

Словесные игры: «Как это было», «Волшебный мешочек», «Домино», «Мир вокруг нас», «Что было, что будет», «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».

Беседы с детьми по темам: О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».

Пословицы и загадки о весне, земле.

Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».

Чтение художественной литературы:

  • Л.Толстой «О. Муравьях».
  • М.Сырова «Подснежник».
  • Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
  • А.Блок «На лугу».
  • С.Маршак «Весенняя песенка».
  • Е.Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».
  • К.Ушинский «Утренние лучи».
  • М.Пришвин «Разговор деревьев».
  • В.Зотов «Береза», «Дуб».

Просмотр диафильмов и мультфильмов.

  • Н.Калинина «Загадки воды».
  • Н.Притулина «Подарок Ёжика».
  • Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?».
  • «Как козлик Землю держал».
  • К.Паустовский «Барсучий нос».
  • Е.Марысаев «Медвежкина мама».

Экологический праздник «День Земли».

Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».

Изучение песен: «Дождик», «Ласточка», «Весна пришла».

Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.

Физическое развитие.

Подвижная игра: «У медведя во бору», «Поймай комара», «Лягушки и цапля». Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Жуки», «Пчёлки и ласточки».

Игра-соревнование: «Кто быстрей?», «Осы, пчёлы, шмели».

Физкультминутка: «Животные в лесу», «Божья коровка».

Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».

Развивающая среда.

Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения»»,«Насекомые», «Цветы» и др.

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений», «Что сначала, что потом».

Плакат «Птицы нашего края», «Животные».

Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др.,

Лото «Мир животных», «Птицы», «Кто где живёт?».

Взаимодействие с родителями.

  • Сбор фотографий, материала по теме.
  • Оформление стенда «22 апреля День Земли».
  • Домашнее задание для родителей и детей:
  • «Планета Земля глазами детей» - конкурс рисунка и поделки.
  • Создание альбома «Берегите Землю».
  • Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников», «Экологическое образование в семье».
  • Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем!».

III этап - заключительный

Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Планета Земля глазами детей!».

Оформление альбома «Берегите Землю».

Посадка аллеи «Фруктовое дерево» уход за саженцами.

Сложилась традиция - сажать в День Земли деревья, кустарники на территории детского сада, в ближайшем парке, сквере. В этой акции обычно принимают участие семьи дошкольников с детьми, они стараются принести саженцы выращенные своими руками.

Конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из мусора: «Мусорная фантазия».

Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.

Бутылки, коробки из-под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята со своими родителями должны проявить фантазию и творчество и дать мусору вторую жизнь.

Акция «Помоги природе».

(Социальный, экономический и экологический аспект).

День Земли - прекрасный повод, чтобы прибрать свой двор, улицу, город. В этот день очень важно выйти на улицы родного города и хоть как-то ему помочь: убрать мусор, вскопать газоны, посадить деревья возле домов и в парках, убрать возле памятников, собрать мусор на берегу озера.

Детский сад поддержал эту акцию и принял в ней самое активное участие.

Так же было предложено детям пригласить своих родителей принять участие в субботнике, посвящённому Дню Земли. На приглашение принять участие в субботнике откликнулись не только сотрудники учреждения, но и родители с детьми.

Все активно взялись за дело. Были разбиты клумбы, посев семян и рассады цветочных культур в рассадные ящики, посажены цветы выращенные родителями, вскопана земля вокруг деревьев, убраны участки групп.

За время субботника папы отремонтировали песочницы и наполнили их песком, повесили скворечники для птиц, отремонтировали оборудование. Не отставали от взрослых и дети, они организовали субботник в игровых уголках и помогали взрослым в приведение в порядок игровой площадки. Ведь именно в защиту природы задуман этот праздник.

Литература

  1. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
  2. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду».
  3. Колдина Д.Н.» Рисование с детьми». «Конспекты занятий».
  4. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности».
  5. Кравченко И.В. ,Т. Л. Долгова.» Прогулки в детском саду».
  6. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в дет. саду».
  7. Николаева С.Н. «Юный эколог».
  8. Рыжова Н.А. «Почва - живая земля».
  9. Плеханова А.А. «От земли до неба».

Заключение

В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой – поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.

Пусть на планете Земля будет чистый небосвод.