Цель: познакомить учащихся с понятием молодежной субкультуры и видами молодежных субкультур.
Задачи:
1) выяснить исходный уровень информированности учеников по проблеме «Молодежные субкультуры»;
2) повысить уровень информированности учащихся по проблеме «Молодежные субкультуры»;
3) создание психологический портрет представителей молодежных субкультур;
4) воспитать чувство толерантности к различным видам субкультур;
5) формировать представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе; формировать неприятие таких асоциальных явлений как отрицание общекультурных ценностей, цинизм, злоба, инфантилизм, агрессия, национализм, наркомания, сексуальная распущенность;
6) способствовать развитию нравственного самосознания;
7) учить детей размышлять над смыслом жизни, не бояться высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения;
8) помочь разобраться в многообразии современных молодёжных течений, выяснить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений, обозначить портрет современника.
Методы:
1) Обсуждение в группах;
2) Обучение практикой действий;
3) Дискуссия;
4) Коллективные групповые задания с элементами ролевой игры;
Ход мероприятия
1. Вступление
Добрый день, ребята!
2. Актуализация проблемы (мотивация проблемы)
Тема, которую мы с вами сегодня затронем на нашей секции поднята не спроста.
Все вы, рано или поздно, покинете школу, кто то после 9 класса, кто то после 11. Но всех вас ожидает в будущем встреча с новыми людьми, с совсем другим, уже не школьным коллективом. У вас появятся друзья – это могут быть люди с разными взглядами на жизнь, на многие вопросы. Чтобы лучше понять этих людей, и, понять, нужно ли вам их общество и их общение – вот для этого наша сегодняшняя тема. Можете сами её назвать, увидев 1 слайд. Тема работы нашей секции – «Молодёжные субкультуры: ЗА или ПРОТИВ?»
Сегодня мы постараемся разобраться в том, что несут молодежные субкультуры вам, молодым людям, для того, чтобы вы не оказались в опасных ситуациях, которые могут нанести вред вашему здоровью: физическому и моральному, разрушить вашу личность. Вы должны уметь отделить «хорошее» от «плохого», понимать, чему следует подражать, а чего следует опасаться.
3. Основная часть
Познакомимся с историей возникновения термина «молодёжные субкультуры».
3 слайд. В 1950 г. американский социолог Дэвид Райэмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры, как группы людей преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Дик Хэрбидж в своей книге «Субкультура: значение стиля» писал – субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».
4 слайд. Итак, молодёжная субкультура это культура определённого молодого поколения, обладающего общностью: стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
- Ребята, чем же отличаются друг от друга субкультуры? 5 слайд
- Стилем одежды;
- Поклонение различным жанрам музыки;
- Манера поведения;
- Определённый сленг;
- Общественные убеждения
Когда и как возникли 1-е молодёжные субкультуры в России? 6 слайд
Всё началось с появления в 1950-е годы «стиляг» - эпатажной и контркультурной группы городской молодёжи. Они и стали символов первой волны неформалов. Одевались они стильно, за что и получили кличку «стиляги». Музыкальным пристрастием стиляг был «джаз», а затем «рок-н-ролл». Основное обвинение, которое предъявлялось им – это преклонение перед Западом. В конце 50-х годов появились КСПэшники. КСП – это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи). КСПэшник мог не писать стихов,и песен, не играть на гитаре, но он должен был присутствовать на вечерах постоянных для каждого клуба. Высоцкий, Окуджава тоже посещали КСП, но они не участвовали в жизни этих объединений.
С середины 60-х годов молодёжное движение приобретает важную составляющую – рок-музыку. Появляется советская хипповская субкультура под названием «Система». 7 слайд
Вскоре за хипповским движением возникает движение панков, имеющих более мощную социальную базу – молодёжь индустриальных центров.
Всплеск молодёжной субкультуры в СССР относится ко 2 половине 1980-х годов. Тогда начал рушиться «железный занавес». В страну начали массово проникать западные культурные реалии, ослабел идеологический контроль. Одной из ведущих субкультур того времени стали – металлисты – поклонники тяжёлого рока. Чаще всего металлистами становились выходцы из рабочей среды, учащиеся ПТУ. 8 слайд
В 1986 году существование неформальных групп было признано официально. Российские неформалы стремились копировать характер течений западной молодёжной культуры.
Во всем мире насчитывается более 70 молодёжных субкультур. Вот некоторые из них:
9 слайд
Все субкультуры можно разделить по их основной направленности: 10 слайд
Например:
- музыкальные, сюда относятся поклонники различных стилей и жанров музыки;
- субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх;
- субкультуры, выделяющиеся по стилю в одежде и поведению – имиджевые;
- политические и мировоззренческие;
- субкультуры хулиганов.
Каковы же причины объединения молодых людей в неформальные группы?
11 слайд
- Нежелание быть как все
- Одиночество
- Непонимание в семье
- Неуспеваемость в школе и отчуждение школьного коллектива
- Желание утвердиться, привлечь к себе внимание
- Дань моде
- Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональны впечатлениях
- Вызов обществу, возможность проявить протест
- Идейные убеждения
- Отсутствие интереса к чему либо и цели в жизни
- Копирование образцов западной культуры
- Способ развлечься
12 слайд
Работа в группах (дети получают задания)
Ребята, все вы разделены на команды. 4-е команды будут представлять какую-либо молодёжную субкультуру, 5-я команда – это эксперты, они выслушав ваши сообщения, выразят своё мнение по поводу вопросов «ЗА» или «ПРОТИВ».
У вас на столах лежат необходимые материалы, обсудите их в команде и подготовьте небольшое сообщение о данной молодёжной субкультуре по данному плану. Через 8-10 минут мы все их заслушаем.
Обсудите в группе и подготовьте сообщение о молодёжной субкультуре.
План ответа:
- Почему данная субкультура так называется?
- Какое это течение? (музыкальное, имиджевое, хулиганское, политическое и мировоззренческое, хобби и др. )
- Идеология (философия) этой субкультуры
- Описание внешнего вида и атрибутика
- Что вам нравится в этом молодёжном течении?
- Что отталкивает?
Выступление команд (25 мин) озвучивают презентацию.
Заключение
А теперь, слово экспертам. (Выступают эксперты)
Изучив многие аспекты этой темы, мы приведём аргументы, как в пользу молодёжных субкультур, так и против.
Молодежная субкультура - проявление свободы личности:
- Причастность к какому-либо неформальному объединению позволяет реализовать право человека на свободу самовыражения.
- Участие в неформальных объединениях - хороший способ найти новых друзей и единомышленников.
- Принадлежность к выбранной субкультуре дает подросткам и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал.
- Молодежные субкультуры помогают ребятам избавиться от комплекса неполноценности.
- Субкультура удовлетворяет юношескую потребность в поиске смысла жизни, новых ощущений и удовольствий.
- Молодежные субкультуры являются источником новых знаний. Учёные считают, что участие в молодёжных группах способствует социализации.
Молодежная субкультура - результат вседозволенности:
- Представители отдельных субкультур (гопники, скинхеды) переходят границы, установленные действующим законодательством.
- Поиск новых ощущений и попытка найти себя зачастую приводит к появлению вредных привычек.
- Эпатажный внешний вид, свойственный представителям многих субкультур, вызывает непонимание со стороны общества и провоцирует ссоры с родителями.
- Некоторые молодежные субкультуры являются опасными для здоровья.
- Молодежная субкультура - всего лишь способ уйти из реального мира, погрузившись в мир своих увлечений и грез.
- Чрезмерное увлечение некоторыми субкультурами может привести к депрессии и суициду.
- поклонение и фанатизм уничтожает личность… в Библии сказано…не сотвори себе кумира.
Ребята, мы видим, что у субкультур есть как положительные, так и отрицательные черты.
И, конечно же, неформальные объединения имеют право на существование – мы ведь все разные и это очень хорошо! За исключением криминальных субкультур, которые унижают, оскорбляют человеческое достоинство, угрожают здоровью и жизни людей.
С какими бы людьми вас не сталкивала жизнь…помните, выбор всегда за вами. Какими вы будете, с кем вы будете… зависит только от вас. Сделайте правильный выбор!
Раздаю листы. На этих листочках написаны замечательные слова:
Всего доброго! И помните выбор всегда за вами!