Цель:
- Расширить знания детей об особенностях такого природного явления, как ветер, его свойствах и свойствах воздуха, подвести детей к принятию и выделению противоречий, решению элементарных поисковых задач.
- Закрепить умения детей узнавать предметы из резины, рассказывать о её свойствах.
- Формировать понятие о жизненной необходимости чистого воздуха для всего живого (взаимосвязь живых организмов со средой обитания);
- Развивать желание любоваться природой, беречь её. Развивать интерес к экспериментам, любознательность.
Словарная работа:
- Обогащение: загрязненный воздух.
- Активизация: резина, резиновый, прозрачный, невидимый.
Материал к занятию:
- картинки-иллюстрации с изображением работы ветра, «Шарик-Смешарик»;
- стаканы с водой, соломка для коктейля,
- полиэтиленовые мешочки, веер.
Предварительная работа:
- наблюдение на прогулке за деревьями в ветреную погоду, за рыбками в аквариуме;
- игра-эксперимент «Узнай все о себе, воздушный шарик».
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику.
Воспитатель: Под лёгкую музыку в зал входят дети, выстраиваются в шеренгу.
Здравствуйте, дети! Рада вновь встретиться с вами. С каждой нашей встречей вы становитесь всё сильнее, веселее, здоровее! Ведь так? И сегодня вас ждёт много нового и интересного! А, ну-ка, поведите своими носиками, понюхайте! Чувствуете запах? Это запах необычного путешествия! А отправимся мы сегодня с вами в путешествие. Этот путь будет долгим и трудным, а чтобы преодолеть все препятствия, давайте возьмём с собой в дорогу наши добрые пожелания. Передайте друг другу в ладошки вместе с теплом своей души добрые слова (передают по цепочке). Теперь у всех нас хорошее настроение, в путь!
Слайд 1 (воздух)
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу – скажем.
«Здравствуйте!» и подарим свои улыбки и хорошее настроение себе и нашим гостям. (Здороваются).
Дети стоят полукругом.
Входит Шарик - Смешарик.
Воспитатель:
- Посмотрите, кто к нам в гости пришел! Познакомьтесь!
Шарик – Смешарик: Меня зовут Шарик-Смешарик. А вас как зовут? (подходит ко всем детям, по очереди; дети называют свои имена).
Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики, шарик хочет рассмотреть вас как следует (дети садятся). Какие вы все красивые, нарядные. А шарик красивый? А из чего он сделан? Расскажите, какой он? (нарядный, веселый, круглый, легкий, воздушный, резиновый).
- А почему шарики делают из резины? (резина легко растягивается - его легко можно надуть, резина тонкая для шарика).
Воспитатель: - Шарик, мы очень рады твоему приходу, приглашаем тебя на наше, занятие, устраивайся поудобнее.
Воспитатель: - Какие ещё вещи человек сделал из резины? (дети перечисляют: резиновые перчатки, сапоги, мяч, шины для автомобиля, игрушки различные). Тонкая – толстая (уточнить понятия).
(Картинки на доске, резиновые предметы).
- Вот посмотрите какие бывают предметы из резины.
- А сейчас давайте с вами поиграет.
Игра «Найди резиновые предметы»
- На столе лежат предметы, вам нужно выбрать только те предметы, которые состоят из резины, давайте по очереди вы будете подходить к столу, брать предмет и приносить нам.
- Вот, видишь Шарик, какие молодцы у нас ребята? (Шарик хвалит ребят: Да, молодцы ребята, как вы много знаете).
Воспитатель: - Ребята, а Шарик знает «невидимку», которая помогла ему стать вот таким круглым, легким, воздушным.
Послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас!
Что это?
Вы догадались, что это? (воздух).
- Где он находится? (находится вокруг нас). А что вы знаете про воздух, какой он бывает? (прозрачный как стекло, невидимый).
Воспитатель: - Верно, и я знаю, что воздух находится везде, вокруг каждого из нас, на улице, в помещениях. Можем мы без него прожить? (нет). Почему? (воздухом мы дышим).
А кому еще нужен воздух? (животным, растениям).
(Картинки кто дышит воздухом)
А коту и собаке нужен воздух? Почему?
Хорошо или плохо, если воздух грязный?
(плохо, потому что и люди, и животные, и растения будут болеть).
А как можно назвать еще грязный воздух?
(ЗАГРЯЗНЕННЫЙ)
Картинки: грязный воздух и чистый.
- Определите, на какой картинке чистый воздух, а на какой загрязненный? (чистый воздух на природе - в лесу, на лугу; там, где нет машин и заводов).
Но, чтобы воздух был по-настоящему чистым и свежим - нужно, чтобы было как можно больше растений, это они очищают воздух.
- Как вы думаете, что может загрязнять воздух? (машины, труба котельной).
По улицам проезжает много автомобилей, и засоряют воздух, выхлопными газами, так же воздух загрязняют заводы, выпуская из труб дым.
- Что же нужно сделать, чтобы мы могли дышать чистым, свежим воздухом? (сажать деревья, цветы, ремонтировать машины, чтобы они меньше дымили).
- А чтобы быть здоровыми? - будем чаще гулять на свежем воздухе.
Смешарик: - Вот интересно находится ли воздух в воде?
Воспитатель: Посмотрите на доску.
(Картинка рыбы в аквариуме)
- Что вы видите в аквариуме? (плавают рыбки, пузырьки поднимаются вверх).
Воспитатель:
- Эти пузырьки наполнены воздухом. Ведь рыбы тоже дышат воздухом. Только тем, который находится в воде.
- Давайте и мы попробуем сделать выдох в воду.
ОПЫТ № 1 (с водой)
Подходите к столам, садитесь.
- Возьмем соломинки, сильно вдохнем, а выпустим струю воздуха через соломинку в воду.
- Что произошло? (поднимаются из воды пузырьки). Что находится в пузырьках? (воздух).
Вот какое открытие мы с вами сделали - воздух может находиться даже в воде.
Как необходим нам воздух!
ОПЫТ № 2 (с веером)
- А теперь посмотрите на предметы, лежащие на столе, с помощью каких предметов мы можем заставить воздух двигаться? (веер). Заставьте воздух двигаться, колебаться. Что почувствовали? Да, легкий ветерок.
- Что же заставляет качаться ветки деревьев?
- Верно, это тоже ветер.
- Но что же такое тогда ветер? Давайте поразмышляем вместе.
- Помашите еще раз веерами.
- Значит ветер – это движение воздуха. Какие же вы молодцы! Мы вместе со Смешариком сделали открытие: ветер получается, когда движется воздух.
Воспитатель:
ОПЫТ № 3 (с пакетом)
Воспитатель: - Давайте попробуем обнаружить «невидимку» - воздух.
Возьмите пакеты и попробуйте поймать в него наш воздух. Но постарайтесь сразу поймать «невидимку», зажмите пакет внизу.
- Поймали «невидимку»? Молодцы. Поднимите пакеты. Что внутри пакета? (воздух). Тяжелый пакет? (Нет, легкий). Так расскажите все, что вы знаете про воздух? (легкий, прозрачный, невидимый, чистый и т.п.).
- А теперь выпустите его на волю. (Разжимают, разглаживают и убирают пакеты).
Сейчас давайте встанем на коврик и немного разомнемся.
Динамическая пауза «Ветер-ветерок»
Жарко, душно детям нашим – тянутся.
А мы ручками помашем - машут на себя руками.
Вот он - легкий ветерок, он нам здорово помог - машут на себя руками.
Дует ветер, задувает, и деревья он качает - руки вверху, наклоны туловища в стороны.
Ветер тише, ветер стих - опустились ветки вниз – руки медленно опускаются, туловище наклоняется вперед. Затем выпрямляются и потягиваются.
Шарик-смешарик: - Ребята, какие же вы молодцы! Как много всего вы знаете про воздух и ветер! А у меня есть много друзей – шариков, которые хотят с вами поиграть, вот такие шарики я вам дарю.
- Спасибо шарик. До свидание.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, что мы сегодня узнали.
- Из чего делают шарики?
- Какие еще вещи сделаны из резины?
- Что находится в шарике? (воздух)
- А вокруг шарика? (воздух)
- А воздух, какой?
- Что загрязняет воздух?
- В воде есть воздух?
- Мы можем прожить без воздуха?
- А если мы помашем веером, что получится? (ветер).
Молодцы. Сегодня мы узнали много интересного, но пришло время прощаться, давайте скажем:
До свидания!