Ландшафт. Человек в ландшафте. Ландшафтный дизайнер. Ориентирование

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием ландшафт, влиянием человека на ландшафты.  
  • Научиться способам  ориентирования в пространстве.
  • Познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна, уметь применять полученные знания в практической работе.
  • Познакомить учащихся с лекарственными растениями, способами их применения.
  • Способствовать эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию.

Задачи:

  • образовательные: создать условия для формирования у учащихся понятий о ландшафтах, их свойствах и видах, об использовании растений для благоустройства и озеленения территории, способствовать актуализации жизненного опыта учащихся, разработать оформление своего садового участка (клумбы); 
  • развивающие: способствовать развитию образовательной, информационной, социальной, поликультурной, коммуникативной компетентностей учащихся; 
  • воспитательные: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе, способствовать формированию эстетического вкуса; 
  • профориентационные: способствовать формированию знаний необходимых для профессий в области ландшафтного дизайна, для профессий в медицинской области.

Оборудование: физическая карта России, схемы, демонстрационные картины. Интерактивная доска, компьютер, презентация с видео.

Ход урока

1. Оргмомент

Мы сегодня работаем необычно, но дружно - сразу два класса: 5 и 8. Проверим готовность к уроку. Дневник, тетрадь для записей и хорошее настроение. Начинаем. Запишите число, классная работа и тему урока.

(2 слайд)

2. Тема урока и его цель

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое ландшафт, его виды, как человек в нем живет и ориентируется.

План урока: (учитель открывает перевернутые листы с планом).

1. Ландшафт.

2. Человек в ландшафте.

3. Ландшафтный дизайнер.

4. Ориентирование.

3. Изучение нового материала

Существует много понятий ландшафта. Сначала заглянем вглубь истории.

Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. Они при переводе с латыни «Евангелической гармонии» богослова Татиана заменили лат. слово regio — район, страна на lantscaf, что значит «единая священная земля, единой паствы (~ земля обетованная). В дальнейшем это понятие постепенно трансформировалось в понятие, далекое от первоначального смысла. К XVI веку начинает развиваться ландшафтная (пейзажная) живопись. На картинах изображались типичные виды земель. К началу XIX века ландшафт можно было охарактеризовать как окружающую наблюдателя территорию, которую можно осмотреть единым взглядом. С начала ХХ века термин «ландшафт» широко употребляется в географии, а со второй половины ХХ века — также в экологии.

Смотрим на экран. (3 слайд)

Запишите определение в тетрадь.

Ландшафт – это территория с содержащимися на ней и под ней горными породами, водами, почвами, растительностью, животным миром, нижним слоем атмосферы.
Многообразие человеческой деятельности в ландшафтах приводит к их изменению. Измененные ландшафты, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на человека и его хозяйственную деятельность. Последствия взаимодействий для человечества могут быть положительными или отрицательными.

От степени воздействия человека на ландшафты появились их разновидности. (4 слайд)

Давайте разберемся, в чем разница этих видов.

Запишите их в тетрадь.

  • Природные
  • Антропогенные
  • Природно-антропогенные
    • Сельско-хозяйственные
    • Лесохозяйственные
    • Городские
    • Природно-технические
    • Промышленные

Появилось новое для нас слово - антропогенный. Посмотрим, что оно обозначает. (5 слайд)

Словарь

АНТРОПОГЕННЫЙ, -ая, -ое. [от греч. anthrōpos - человек и -genēs - рождающий, рождённый] . ... Антропогенный - созданный человеком, или возникший в результате его деятельности.

1. Природный, практически не измененный человеком. (6 слайд)

2. Антропогенный, полностью измененный человеком. (6 слайд)

3. Природно-антропогенный, частично измененный человеком.

Как вы думаете, ландшафты, какого вида распространены на земле? Почему? (2 и 3, из-за хозяйственной деятельности человека) (7-11 слайд)

Смотрим на иллюстрацию и называем вид ландшафта.

А вот последнего вида природно-антропогенного ландшафта в тетради нет. Откройте учебник на стр.145, найдите, назовите и допишите его. (12 слайд)

Сегодня у нас в гостях уже знакомый ландшафтный дизайнер Конкина Галина Владленовна. Вам слово. (13 слайд)

Дизайнер

Ландшафтный дизайн – это направление в современном дизайне, которое ранее называлось садово-парковым искусством. Садово-парковое искусство – искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. Садово-парковое искусство использует подбор растений для разных климатических условий, размещение и группировка их сочетается с архитектурными сооружениями, водоёмами, дорогами, скульптурой.

Истоки садового искусства уходят корнями далеко в историю веков. Сады оформлялись до нашей эры уже в Древнем Египте, Греции, Риме при храмах, дворцах правителей и знати на высоких террасах, вокруг колоннад, беседок, при водоёмах и фонтанах. В средние века садово-парковое искусство расцветало в странах Востока и центральной Азии: плодовые и цветочные сады с сетью каналов и многоярусных газонов, с подстриженными деревьями, зеленью и изразцовыми бассейнами. Особенно поражают японские миниатюрные сады с карликовыми деревьями, причудливыми очертаниями водоёмов и пешеходных дорожек, с использованием песка, мха, камней и ярких цветочных акцентов. В 17 веке французские парки со строгой геометрической планировкой, размещённые на плоской поверхности или пологом склоне: зелёные партеры, бассейны, боскеты, скульптура, аллеи, расходящиеся лучами от дворца, создавали величественное зрелище Версаля (архитектор А.Ленотр). В 18 веке выделялись английские пейзажные парки, отличавшиеся свободной планировкой и использовавшие лужайки, озёра, реки, тропинки и группы деревьев. Архитекторы Ч.Бриджмен, У Кент дополняли парки романтическими руинами и имитациями сельских построек. В России расцвет садово-паркового искусства приходится на 18-19 век и связан с оформлением русских усадеб, парков в Петергофе, Царском селе, Павловске, в Кускове и Архангельском. В 19-20 вв. возникают новые виды городских парков: спортивные, выставочные, луна-парки, зоны отдыха, концертные площадки, детские игровые площадки, мини-парки в деловой зоне (плаза). Время потребовало создание проектного озеленения современных городов, соединяя архитектуру, скульптуру, садоводство в ландшафтный дизайн.

Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей, которые хранились в нем. Нет больших деревянных шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их тоже делают из древесины. Но это еще не самое страшное. Что было бы, если вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить - воздуха, кислорода? Ведь именно растения вырабатывают кислород, и благодаря им вокруг планеты образовалась атмосфера - воздушная оболочка, без которой невозможна жизнь.

4. Практическая работа

- План - разработка и оформление своего садового участка (клумбы);

- Анализ плана озеленения участка.

На слайдах вы увидели множество ландшафтных проектов. Работа над ландшафтом начинается с создания проекта – плана участка. (14 слайд)

Дизайнер изображает будущий проект на бумаге. План участка - это изображение ландшафта как бы с высоты птичьего полета. Давайте представим, как выглядят деревья, дома, кусты, дорожки и цветы, если мы смотрим на них сверху. (выполнение работы)

5. Обсуждение результатов работы

По окончанию практической работы проводится анализ и коллективное обсуждение ландшафтных эскизов. Выявление оригинального художественно-эстетического решения оформления садового участка. Высокий уровень техники исполнения, удовлетворённость учащихся выполненным заданием. Обсуждение проводится в виде выставочных работ.

6. Создание общего проекта (15 слайд)

Получить профессию ландшафтного дизайнера можно в Московском колледже №18. (16 слайд)

7. Физминутка (17 слайд)

8. Изучение нового материала для 5 класса и повторение для 8 класса

Какого бы вида не был ландшафт, если мы оказались на местности, то должны уметь ориентироваться. Запишите определение. (18 слайд)

Существуют основные стороны горизонта и промежуточные. Как получили свое название основные стороны горизонта?

(На севере у нас находится северный полярный круг и далее северный полюс, на юге - южный полярный круг и южный полюс. На востоке у нас восходит солнце, а на западе оно заходит.)

9. Самостоятельная работа

А теперь заполните схему. (19 слайд)

На карте принято стороны горизонта обозначать так верх – С, низ – Ю, слева – З, справа – В. (20 слайд)

С помощью чего можно ориентироваться в пространстве? (21 слайд)

Сегодня мы рассмотрим только один вид ориентирования: по местным признакам, используя компоненты или части ландшафтов. Остальные мы изучили на прошлом уроке.

Чтобы правильно ориентироваться на местности, не пользуйтесь одним-двумя способами. Соберите все доступные способы. (22 слайд)

  • на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
  • кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;
  • летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный - крутой;
  • ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;
  • снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - "шипы", направленные на юг;
  • на отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей;
    (23 слайд)
  • с северной стороны деревья, камни покрываются лишайниками, грибками;
    (24 слайд)
  • кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины и неровности находятся на северной стороне дерева.

10. Рефлексия

Тест по теме «Ландшафт»

1. Какой вид ландшафтов создан деятельностью человека?
А) широколиственный лес
Б) сад
В) степь.

2. Какие компоненты природы в большей степени влияют на разнообразие природных ландшафтов:
А) рельеф, климат, горные породы.
Б) человек, климат.

3. Для какого вида ландшафтов характерен замкнутый сбалансированный круговорот веществ:
А) антропогенный,
Б) природный.

4. На какой территории России будут преобладать природные ландшафты:
А) Восточно-Европейская равнина,
Б) Северная часть Среднесибирского плоскогорья.

5. Культурный ландшафт это:
А) городские постройки,
Б) промышленные предприятия,
В) сады, парки, пляжи.

Тест по теме «Ориентирование на местности»

1. Умение правильно находить стороны горизонта на местности это?
А) горизонт
Б) ориентирование 

2. Окрашенный в синий цвет конец стрелки, куда всегда должен показывать?
А) на юг
Б) туда, где встает Солнце
В) на север

3. Ориентироваться можно?
А) по дороге
Б) по муравейнику
В) по белкам 

4. Прибор, с помощью которого в любое время дня и ночи определяют правильное направление пути это?
А) азимут
Б) компас
В) термометр

5. В каком направлении возвращаются покорители Южного полюса:
А) Восточном
Б) Западном
В) Южном
Г) Северном 
Д) Все ответы верны

А сейчас мы совершим экскурсию в мир лечебных свойств растений, о которых сегодня упоминали на уроке. (25–27 слайд)

Действительно, растения обладают разными лечебными свойствами, которыми человек пользуется на протяжении многих веков.

1. Мох сфагнум.

Сфагнум – род мхов, с тонкими стеблями и мелкими листиками. Растение не имеет корневой системы. Сфагнум – главный образователь торфа, залежи которого образуются из-за отмирания стеблей, роста верхней части мха и его высокой влагоемкости. Сфагнум широко известен в медицинской практике многих стран, обладает антисептическими, бактерицидными, кровоостанавливающими и другими полезными свойствами. Некоторые виды сфагнума нашли применение в медицине многих стран мира, в России в настоящее время сфагнум не применяется. Известны кровоостанавливающие, антисептические, противовоспалительные, бактерицидные, гигроскопические свойства мха. Сфагнум уже много лет используется в медицинской практике европейских стран в качестве гигроскопического перевязочного материала, поскольку по своей гигроскопичности этот мох в 25 раз превышает вату.

Он обладает высокими газо- и влагопоглощающими свойствами, а также оказывает бактериостатический и бактерицидный эффект по отношению к патологической микрофлоре гнойных ран. В связи с этим во многих странах мох применяется и как заменитель ваты, и как самостоятельное эффективное лечебное средство для терапии инфицированных (гнойных) ран.

Сфагнум с его абсорбирующими свойствами используют для производства подгузников и гигиенических салфеток. В настоящее время мох сфагнум использует компания «Джонсон и Джонсон».

Китайцы используют отвар мха сфагнума в качестве дезинфицирующего и антибактериального средства при бактериальных инфекциях дыхательной системы, стоматите, заболеваниях носоглотки и слизистой ротовой полости.

2. Дуб.

Кора дуба для лечения собирается с молодых стволов, поросли и веток дерева. Кора с более старых дубов теряет часть своих лечебных свойств. Толщина дубовой коры должна быть не более 6 мм. Растрескавшееся или зараженное лишайником сырье сбору не подлежит.Заготовительные работы проводятся ранней весной, во время сокодвижения, что позволяет легко отделить кору. Сушат в тени, место сушки должно иметь хороший доступ воздуха и ветра. Не допускается попадание влаги. Периодически кору переворачивают. Высушенное сырье связывают в пучки. Хранят в мешках. Срок хранения — до 5 лет. Содержание галловой кислоты и ее производных объясняют дезинфицирующие, антигеморрагические и противолучевые свойства коры дуба. С ними же связана способность этого средства повышать плотность, уменьшать проницаемость сосудисто-тканевых мембран. В эксперименте обнаружено снижение сокоотделения и улучшение моторики желудка, уменьшение общей кислотности его содержимого и удлинение времени на всасывание слизистой оболочкой. Кора дуба в медицине используется для лечения десен, воспалительных заболеваний полости рта.

3. Осина.

Осина… Дерево, очень распространённое в России, весьма своеобразное и овеянное неким загадочным, даже зловещим ореолом. Много ли мы знаем о ней? Ну, конечно же, каждый слышал о том, что осиновые листья почему-то непрестанно дрожат, что осиновый кол обладает какими-то мистическими свойствами, и что дерево, на котором повесился, не выдержав мучительного раскаяния, Иуда Искариот, тоже было осиной. А вот о том, что осина обладает множеством целебных свойств, оказывающих воистину чудодейственное влияние на человеческий организм, знают далеко не все. 

Люди, живущие в окружении осиновых лесов, давно подметили, такой, на первый взгляд, довольно странный факт: стоит старой осине упасть, как на неё сразу набрасываются мыши, зайцы, косули, лоси и прочие лесные любители поглодать древесную кору. Набрасываются и съедают осиновую кору до последнего грамма, несмотря на то, что он очень горькая. А вот кору, к примеру, дуба или липы, гораздо более приятную на вкус, они почему-то не трогают. Загадка эта решается довольно просто: осиновая кора содержит множество полезных веществ, столь необходимых лесным животным в их нелёгком существовании. Конечно же, эти вещества способны оказывать позитивное воздействие и на здоровье человека.

Содержатся такие компоненты не только в коре дерева, но и в его листьях и почках. Лечебные свойства осины способствовали тому, что именно из её коры были получены первый аспирин и первые антибиотики. Обязано осине своим существованием и волшебное средство от всех болезней, прополис, образующийся при переработке пчёлами клея, собранного с осиновых почек. Настои и отвары почек осины применяются при заболеваниях суставов, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы, мази из этих почек снимают боли в суставах и успешно залечивают раны. Отвары из коры дерева улучшают работу пищеварительного тракта и используются для лечения гастритов, гепатитов, сахарного диабета. А листья этого необыкновенного дерева помогают избавиться от лишаев и бородавок и улучшают состояние людей, страдающих ревматизмом и подагрой.

Рецепты народной медицины чаще всего применяются в комплексе с обычным лечением или как дополнение к традиционному лечению. Но помните! Любой рецепт хорошо применять только после консультации со специалистом.

11. Итоги урока

Учитель комментирует и выставляет оценки за урок.

  • Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Какие были трудности?
  • Что хотели бы узнать дополнительно?

12. Домашнее задание

  • 5 класс. Выписать в тетрадь местные признаки ориентирования на местности.
  • 8 класс. Ответить на вопросы стр.147 учебника.