«Вопрос о мотивации учения
есть вопрос о процессе самого учения.»
П.Я.Гальперин
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? На этот вопрос мне хотелось бы сегодня дать ответ и поделиться опытом.
Причины потери мотивации неоднозначны: (Слайды 2, 3)
- перегрузка однообразным учебным материалом;
- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
- ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. (Слайд 4)
В своей работе я использую различные приемы повышения учебной мотивации, но особое место уделяю некоторым:
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является дидактическая игра: (Слайд 5)
- помогает снять чувство усталости;
- раскрывает способности детей, их индивидуальность;
- усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно в 1-м и 2-м классах. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте использую сказочные персонажи и игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки», «Живые звуки», «Твердый – мягкий». Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др. Для уроков чтения – игры-драматизации. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка.
Проблемный вопрос: (Слайд 6)
- подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания.
Сейчас у меня 3 класс, за время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. (Слайды 7–9)
Например, на уроке литературного чтения по теме А.И.Куприн «Синяя звезда», урок начинаю словами из стихотворения:
Что в человеке красота?
Что если нет в душе добра.
Что за добро, где нет тепла,
Любви, заботы, щедрости и чести?
Как безобразна красота с её пустой душой.
Задумайтесь и взвесьте……
- Предлагаю детям выдвинуть проблему урока. После нескольких высказываний выводим проблему вместе: Что для человека важнее – ДОБРОТА или КРАСОТА?
Чтение такого объемного произведения превращается в активное и легкое усвоение не только навыков эмоционального чтения, работа с текстом, характеристика героев, но и усвоения этических норм.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками.
Исследовательские проекты. (Слайды 10–12)
- простор для творческой инициативы учащихся и педагога;
- применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Пример уроков технологии, где изучали тему «Уход за комнатными растениями». Эту тему я продолжала изучать и на уроках окружающего мира. Результатом труда стали проекты о комнатных растениях. Каждый увлеченно делился опытом о своих открытиях.
Работа с тренажерами. (Слайды 13, 14)
Я использую на уроках математики и русского языка.
Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:
- при закреплении нового материала;
- при поведении самостоятельной, проверочной работы;
- при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащиеся работают в персональных тетрадях (тренажерах), через некоторое время (3-5 минут) тетради собираются, а после урока я подсчитываю и фиксирую количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.
Большое количество тренажеров есть в нетбуке.
Ребятам очень нравится работать с тренажерами, после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Групповая работа (Слайды 15, 16.)
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую групповую работу. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. При использовании этого метода регулируются внутри коллективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет "право на ошибку").
Пример этому - урок окружающего мира по теме «Первые русские князья». Это урок с большим объемом новой информации. Каждая группа получила лист с заданием – изучить время правления князя, его характер и поступки.
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Заключение
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, желание работать, узнавать новое.
Спасибо за внимание.