Когда на первом родительском собрании, мы говорим о социальном партнерстве в образовании, то делаем упор на единство системы взаимодействия с родителями, тренерами и студентами.
Родители – самые главные и важные люди в жизни каждого студента. Но с приходом в образовательные учреждения, особенно такой направленности как училище олимпийского резерва, у студентов появляется новый «родитель» – тренер. И тут возникает особый резонанс в системе воспитания. Статус родителя, в какой-то мере теряет свою значимость. Тренер является основным наставником во всех сферах жизни тренирующегося студента.
В этот момент от классного руководителя будет зависеть, как родители построят контакт со своими детьми. На какой уровень выйдут отношения в семье. С какими трудностями встретится студент.
С момента начала занятий профессиональным спортом, тренер перед каждым студентом, является образцом поведения и результативности в спорте. Все спортивные успехи на прямую зависят от взаимодействия наставника и тренирующегося. Когда отношения выходят на доверительную ступень, то результативность в спорте будет на высоком уровне. Если же говорить про образовательную часть, то тут классный руководитель и педагоги остаются один на один со студентом, в системе воспитания и получения знаний.
Взаимодействие между родителями и педагогом учреждения – это часть образовательного процесса, которая будет способствовать всестороннему развитию, а также это дополнительная помощь педагогу в воспитании наших учащихся. Родители, у которых налажены отношения с ребенком, входят в систему воспитания и активно участвуют в ней.
Общение, основанное на взаимном доверии и сотрудничестве между родителем каждого ребенка и педагогами учреждения, имеют большое значение особенно в период адаптации студента к образовательным процессам, это придает ему уверенность в выборе профессии.
Первое индивидуальное собеседование должно быть проведено до начала учебного года для того, чтобы родители узнали об условиях, в которых будет находится их ребенок во время всего воспитательно-образовательного и тренировочного процесса. Данная встреча проходит в августе, в период вступительных испытаний. Организует ее администрация училища. В состав комиссии входят: заместитель директора по спорту, первый заместитель директора, директор спортивной школы, заместитель министра по спорту. Эта встреча позволяет родителям предоставить информацию членам комиссии о своем ребенке, а также освещаются их пожелания как потребителей. Дальнейшие встречи планируются в течение учебного года и должны основываться на профессиональных оценках преподавателя и тренера, в которых следует освещать общее развитие студента в социальном и эмоциональном состоянии, доводить до сведения о прогрессе в обучении и спорте.
Я как классный руководитель, использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы. Так же провожу анкетирования и социометрию в группе каждый семестр. Результаты обучения за каждый месяц направляются родителям при помощи мобильных приложений – WhatsApp и Viber. Это позволяет родителям контролировать образовательную часть и в момент ухудшения результатов, оперативно отреагировать.
Параллельно с мероприятиями, инициированными классным руководителем, родители выбирают степень их вовлеченности в образовательный и тренировочный процесс в соответствии с их потребностями и готовностью. Одна группа родителей больше ориентироваться на ребенка, на все вопросы, связанные с прогрессом в обучении и социализации; другие будут предпочитать иногда добровольно посвящать свое время для участия в спортивной жизни своего ребенка. Важно, что педагог должен уважать это и одобрять различные типы участий родителей.
Характер взаимодействия с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к системе профессионального образования, по-разному видят свою роль в организации воспитательной работы, по-разному воспитывают ребенка в семье.
Стилю общения с родителями я придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. В основном строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Показываю, что каждый ребенок достоин внимания. Ближе к концу года общаюсь индивидуально с каждым родителем студента, подводя итоги года.
Если обнаружены значительные трудности, требующие вмешательства внешнего специалиста, классный руководитель должен объяснить это родителям, обосновав своё решение в отношении ребёнка. В нашей группе уровень социального неблагополучия ниже среднего. Ребят, стоящих на учете, нет.
Моя работа как классного руководителя основана тесном взаимодействии с группой. Стремлюсь сохранить доверительные отношения, основанные на уважении и душевной теплоте. Интересуюсь всем, что волнует и тревожит каждого студента моей группы, не отмахиваюсь и не отгораживаюсь от них. Стараюсь быть справедливой и оценивать поведение не только по конечному результату, но и учитываю обстоятельства и мотивы того или иного поступка. Как итог, каждый студент чувствует себя значимой и адекватной личностью.
Прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя, вряд ли будет успешна без поддержки, родителей и тренера. Наши воспитательные действия едины, и дополняют друг друга. Мы всегда находимся с тесном контакте. При появлении каких-либо проблем, обсуждение проходит со всеми участниками воспитательного процесса. Это и телефонные звонки, личные встречи, тренерско-педагогические советы, а также родительские собрания.
Для меня очень важна оценка коллег, которые работают в моей группе. На сегодняшний день они отзываются о группе, как о коллективе с благоприятным климатом и уровнем воспитанности учащихся, 80% учащихся являются ударниками. Ребята не разу не пожалели о выбранной профессии, они упорно идут к своей цели, добиваются результатов, как в образовании, так и в спортивной деятельности.
По моему убеждению, это возможно, когда родители, тренер и классный руководитель двигаются к одной цели. И эта цель – здоровый, развитый во всех отношениях человек.