Цели и задачи:
- Расширить у детей объём знаний и С.Я.Маршаке, как о детском писателе, закрепить умение узнавать произведения по отрывку, умение инсценировать произведение, выразительно читать диалог действующих лиц, углубить знания детей о разных сторонах творчества Маршака. (составление загадок, переводы, сказки)
- Воспитывать любовь и уважение к творчеству Маршака, развивать творческую активность.
Методы: Драматизация, вопросы, художественное слово, сообщение, декларирование.
Оформление: Портрет писателя, выставка книг и рисунков.
Звучит начало стихотворения «Вот какой рассеянный»
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки.
Вот такой рассеянный
С улицы Бассейной.
Ведущий: Из какого произведения вы слышали отрывок? Кто его написал?
Сегодня к нам в гости пришли герои книг С.Маршака. Узнаете их?
Рассеянный: Здравствуйте, правильно, ребята! Это стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак. И если бы он был жив, то ему исполнилось бы 130 лет 3 ноября 2017 года. Сегодня этому замечательному человеку мы посвящаем наш праздник. Сочинять стихи Маршак начал задолго до того, как научился писать. Он сочинял двустишия, четверостишия и скоро забывал, придуманные на ходу строчки. Когда ему было 5 лет, он впервые участвовал в детском утреннике и читал свои стихи, но не со сцены. Он сбежал в проход между рядами и стал громко и размеренно читать стихи, отбивая шагами такт. Взрослые вернули его на сцену, но маленького Маршака это удивило – ведь стихи легче сочинять, когда ходишь и отбиваешь в такт ногами.
Стихи и сказки С. Маршака знают дети самого раннего возраста: «Детки в клетке», «Багаж», «Почта». И до сих пор, хотя прошло много лет, его стихи и сказки пользуются огромной популярностью среди взрослых и детей.
Сегодня мы узнаем лучшего знатока произведений С.Маршака. За каждый правильный ответ вы будете получать жетончик. В конце праздника мы узнаем победителя.
- Какие произведения С.Маршака Вы знаете? (ответы)
Звучит отрывок:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он ленинградский почтальон.
Ведущий: Из какого стихотворения эти строчки? (ответ)
Рассеянный: Правильно. Это стихотворение называется «Почта», и написал его тоже Маршак.
(Входит почтальон в фуражке и с сумкой)
Почтальон:
У меня сегодня много писем в сумке на боку,-
Викторину отгадайте, я вам может помогу!
(Вытаскивает письмо под №1, читает его, в нём - викторина)
1.
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой! (Мяч)
2.
Стала девочка котёнка укладывать:
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху. (Усатый полосатый)
3.
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире
И не две, а все четыре».
4.
Эй, не стойте слишком близко
Я тигрёнок, а не киска. (Детки в клетке)
5.
Побежала мышка – мать,
Сыну утку в няньке звать:
- Приходи к нам тетя утка,
Нашу детку покачать. (Сказка о глупом мышонке)
- А о каком мышонке ещё есть сказка? (Об умном)
6.
На свете старушка спокойно жила
Сухарики ела и кофе пила.
И был у старушки породистый пёс
Косматые уши и стриженный нос. (Пудель)
7.
Петя бросил снежный ком
И попал в окошко
Говорят в стекло снежком
Угодил Серёжка. (Где тут Петя, где Серёжа)
8.
Ровно за десять минут до отхода
Твистер явился на борт парохода.
Рядом старухи в огромных очках,
Рядом девица с мартышкой в руках. (Мистер-Твистер)
9.
Ищут пожарные, ищут милиция
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати. (Рассказ о неизвестном герое)
Почтальон : Молодцы, ребята! Ну у меня работы много, а письма я все вам доставил по адресу: «На праздник! Ребятам!» И передаю их Рассеяному.
Рассеянный: А во втором письме – загадки. Самуил Яковлевич очень любил сочинять их для детей. Попробуем разгадать некоторые из них.
1.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь)
2.
Синий домик у ворот,
Угадай кто в нём живёт,
Дверца узкая под крышей -
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все стороны летят. (Почтовый ящик)
3.
Всегда шагаем мы вдвоём
Похожие как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью. (Тапочки)
4.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём. (Часы)
5.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко,
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)
6.
Что такое перед нами
Две оглобли за ушами
На глазах по колесу,
И седёлко на носу? (Очки)
7.
Принялась она за дело
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
8.
Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком
Но с каждым днём терял он вес,
И наконец совсем исчез. (Календарь)
Письмо №3 : Наряду с книжками для малышей, считалками, загадками, Маршак писал и для ребят по старше, для школьников. Он написал: цикл стихов «Друзья - товарищи», «Хороший день», «Весёлое путешествие», «от А до Я», «Весёлый счет».
Сейчас мы послушаем несколько весёлых, забавных стихов Маршака.
(Стихи читают ребята «Мастер-ломастер»)
Письмо №4: Самуил Яковлевич Маршак не только писал стихи и сказки, но и переводил лучшие книги английских писателей. Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить английский язык, он пешком совершил большое путешествие по Англии. Ему очень понравилась английская поэзия и он начал переводить её на русский язык. Сейчас ребята нам прочитают несколько стихотворений – переводов.
(«Кузнец», «Три зверолова», «Семейка», «Сенокос», «О девочках и мальчиках»)
Рассеянный: А вот и последней письмо.
Письмо № 5: А в нём пьесы – сказки. Оказывается С.Я.Маршак сочинял для детей и пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Теремок», «12 месяцев», «Горя бояться – счастья не видать».
Сейчас мы с вами посмотрим инсценировку пьесы-сказки «12 месяцев»
Картина 3
В домике сидят старуха и её дочка, разговаривают.
Можно подготовить инсценировку кукольного спектакля «Теремок», стихов «Волк и лиса», «Багаж».
Использовать песню на стихи Маршака «Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши девчонки».
Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру «Пожарные».
Рассеянный: У Самуила Яковлевича Маршака есть и сказка и стихотворение о пожаре. («Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»)
- Как они называются? Правильно. Так вот нам нужно потушить «Кошкин дом». Мне нужны 10 человек: по 5 человек в 2 команды.
Ваша задача: построить быстро колодец и потушить пожар. Каждый участник может положить только одну палочку, затем бежит на место и передает право бежать другому. Последний участник команды надевает форму и с ведром бежит к колодцу. Кто быстрее затушит «Кошкин дом».
В конце подводят итоги и самым активным участникам праздника вручают книжки С.Я.Маршака.