Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание: Дать представление о разных видах часов, их предназначении. Познакомить детей с историей возникновения часов, формировать умение ориентироваться в прошлом часов, расширять знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни. Развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них, воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени, расширять кругозор, обогащать словарь детей. Развивать мышление, формировать творческие навыки, совершенствовать умение работать с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе, интерес к познанию нового.
Предварительная работа: рассматривание часов, выделение частей; чтение стихотворения С.Погореловского «Кремлевские куранты», беседа о песочных часах.
Демонстрационный материал: картинки с изображением солнечных часов, песочных часов, механических часов, картинка - петух, разные виды часов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром, когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт.
В: Чтобы узнать от кого оно, вы должны отгадать загадку.
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш … (НЕЗНАЙКА)
Посмотрим, что же он нам пишет?
Письмо от Незнайки: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. Мне сказали, что в этом детском саду самые умные ребята и сможете помочь в моей проблеме. Я постоянно везде опаздываю. Вот, например, вчера, я опоздал к другу на день рождение, а сегодня проспал в детский сад и так каждый день. И почему так происходит?! Помогите мне разобраться в этой ситуации».
В: Ребята, в чем причина его постоянных опозданий вы узнаете, если отгадаете загадку. Воспитатель загадывает загадку:
Мы день не спим, мы ночь не спим.
И день и ночь стучим, стучим. (часы)
В: правильно, это часы, и вот причина его опозданий, мы поможем ему?
Если бы не было часов, то человек мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то? (ответы детей)
Итак, мы отправляемся в путешествие, вернёмся в далёкое прошлое.
1 остановка «Живые часы»
Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Петя рано встает, голосисто поет,
Деткам спать не дает!
Узнали кто это? Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Петух важно ходит по двору, хлопает крыльями и, взлетев на забор, кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Везде ли есть петух? (высказывания детей)
- По пению петуха трудно определить точное время. Он может пропеть пораньше, попозже, может заболеть или проспать.
2 остановка «Солнечные часы»
- Какие же первые часы придумал человек?
Древние люди определяли время по солнцу. Как назывались эти часы? Кто знает? (картинка) Верно, солнечные. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы – пришло время людям идти по домам. И вдруг человек обратил внимание на тень, которая падала на землю от дерева, и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
В. В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца, нет тени.
А сейчас наши часы в группе показывают нам, что пора отдохнуть.
Физкультминутка
Вышла мышка как то раз
Поглядеть, который час Раз, два, три, четыре Мышки дернули за гири Вдруг раздался странный звон Убежали мышки вон |
(ходьба на месте) |
3 остановка «Водяные часы»
Думал человек думал и придумал другие часы. (картинка).
В высокий и узкий стеклянный сосуд наливали воду. На дне есть отверстие, капля за каплей вода вытекала из этого отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. Как только вода вся вытечет, надо налить новую, т.е. завести водяные часы.
В. Как вы думаете, удобны были эти часы? (нет, потому что постоянно приходилось доливать воду). И решили люди другие часы придумать.
4 остановка «Песочные часы»
И придумал песочные часы (картинка и образец). Вы знакомы уже с песочными часами. Они представляют собой два небольших стеклянных сосуда, имеющих форму конусов, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой сыплется сквозь отверстие в нижний сосуд.
Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута. Часы переворачивают и счет времени продолжается.
5 остановка «Механические часы»
В. Прошло много времени, и человек изобрел часы с механизмом (картинка и образец). Установил пружинку, закрутил ее, чтобы не раскрутилась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и передвигает стрелки. У них есть циферблат, на котором по кругу расположены что?
Д. Цифры
В. Правильно, от 1 до 12. А что находится в центре? (стрелки)
В. Что показывает короткая стрелка? (часы)
В. А длинная что показывает? (минуты)
В. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудешь их завести, они остановятся.
А есть часы, которые не надо заводить каждый день. (электронные часы)
Они работают от батареек, очень удобны в применении.
- Ребята, в настоящее время изобретено множество разнообразных часов. Все они разного размера, разной формы. Человек позаботился и о внешнем виде часов. (картинка)
Как называются часы, которые стоят на полу? …(напольные)
А часы, которые висят на стене, называются – как?..(настенные)
Часы, которые носят на руке, называются – как?..(наручные)
Нас по утрам будят часы, которые называют – как?.. (будильник)
Часы, которые носят в кармане, называются – как? ... (карманные)
Самые знаменитые часы России — это Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля (картинка).
В: Ребята, а давайте мы немного разомнем свои пальцы и сделаем полезный и нужный подарок для Незнайки, и тогда он перестанет опаздывать.
Пальчиковая гимнастика
Тики – так, тики – так |
указательные пальцы поднять |
Так ходики стучат |
вверх и покачивать ими вправо - влево |
Туки – так, туки – так, |
пальцы обеих рук широко раздвинуть, |
Так колеса стучат |
|
Туки – ток, туки – ток, |
сжать пальцы в кулаки и |
Так стучит молоток. |
стучать кулачком по кулачку |
Присаживаемся, приступаем к работе. (часы из картона и пластилина)
Итог: ребята, сегодня мы с вами познакомились с чем? (с историей часов)
Какие часы изобретали люди? (перечисляют). Какими часами мы пользуемся сейчас?
Готовые работы выставить для обсуждения.