Данный урок проводится в 5 классе и является вводным в системе занятий, посвященных изучению темы «Имя прилагательное». На уроке используются различные методы и приемы: работа в группах, индивидуальная работа, работа в парах. Урок полностью соответствует требованиям ФГОС и способствует формированию аналитических умений, развитию речи, направлен на решение проблемных задач.
Цель: Формирование понятия об имени прилагательном.
Задачи:
- Обеспечить усвоение основных признаков имени прилагательного как части речи.
- Продолжать формировать специальные умения анализа слова, как части речи, установки связи слов в предложении.
- Развивать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.
- Развивать аналитические способности учащихся, память.
- Содействовать развитию речевых навыков детей.
- Воспитывать стремление применять новое знание на практике.
- Учить работать в группах, парами.
Ход урока
Орфографический тренинг (с. 30)
Непогода, неправда, неожиданность, недостаток, недоразумение, неискренность, неумейка, неприятель, это не задача, а уравнение.
Постановка учебной задачи. Работа в группах
1 группа: подберите определения к словам из орфографического тренинга.
2 группа: отгадайте, о какой птице идет речь? Как вы это определили?
… по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицей.
Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С.Аксакову).
3 группа: прочитайте текст, выпишите слова, которые обозначают: 1) цвет; 2) отношение автора к предмету описания.
… по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицей.
Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С.Аксакову).
4 группа: найдите слова, называющие признак предмета.
… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой сад, помню, кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. (И.Бунин).
5 группа: отгадайте загадки, что вам помогло отгадать их? Каким эпитетом определяют этих животных в русских народных сказках?
1.
Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу.
2.
Желтая хозяюшка из леса пришла,
Всех кур пересчитала и с собою унесла.
3.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
Проверка работы групп
Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока. Как она будет звучать?
Запишем тему «Имя прилагательное как часть речи».
- Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
- Что вам известно об имени прилагательном? Что хотите узнать? (какими морфологическими признаками обладает прилагательное, как изменяется, какую роль играет в предложении, как используется в речи)
Работа с текстом
Итак, начинаем наше знакомство с этой частью речи. Сейчас я буду читать по одному предложению, а вы определите, что это за зверь.
Этот… зверек живет в лесу. | Мало информации |
У него.. хвост. |
Непонятно: у всех зверей есть хвост. |
Шубка у зверька летом…, а зимой… |
Этот зверь меняет окраску, но такой зверь не один. |
…зверек всего боится. |
Теперь понятно, это заяц. |
Его так и зовут: зайчишка-трусишка. |
|
Сколько мне пришлось прочитать предложений, пока вы догадались точно, о ком идет речь? (5, минимум 4) Почему нам сразу не удалось назвать зверька?
Работа в парах
Вставьте пропущенные в эти предложения пропущенные слова, которые бы дали нам больше информации о зверьке. Работаете в парах. У некоторых из вас карточки с подсказками на столах.
Проверка. Чтение текста по предложению, выбор оптимального варианта, показ его на экране (обратить внимание на повторы, если будут).
Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу.
У него короткий хвост.
Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая.
Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится.
Его так и зовут: зайчишка-трусишка.
Какой части речи вставленные слова? Докажите.
Составление кластера
Что вы узнали об имени прилагательном, выполняя это задание? Что обозначают прилагательные? На какие вопросы отвечают? Как вы думаете, почему эти слова называются прилагательными? К чему они прилагаются? (Прилагаются к существительному для обозначения его свойств или качеств).
Как это происходит в нашей речи? Послушайте сказку и ответьте на вопрос: как прилагательные согласуются с существительными?
От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.
- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Что вы узнали из сказки?
Следовательно, в нашей речи имена прилагательные принимают на себя род и число имени существительного, с которым связаны. Подробно об этом будем говорить на следующих уроках. А сейчас следующая задача - научиться устанавливать связь прилагательных и существительных в тексте.
- Вот наш текст о зайце: установите связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится (продолжение работы в парах с последующей проверкой и выявлением связи в предложениях разобранного текста).
- Испытывали ли вы трудности, устанавливая связь слов в предложении?
Какую синтаксическую роль обычно выполняют прилагательные ? (Дополнение кластера)
Совершенствование культуры речи: возможность подбора синонимов и антонимов
В давние-давние времена жил один волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру.
Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Эти слова, употреблённые рядом, один за другим, помогают нарисовать предмет или картину достаточно полно, ярко.
– Как называются такие слова? (Синонимы)
Работа с учебником
Поможем волшебнику собрать синонимы-жемчужины. № 323. (робкий – скромный, гладкий – ровный, осторожный – предусмотрительный, вежливый – тактичный, передовой – прогрессивный, забавный – смешной, угрюмый – хмурый).
Как называются слова, противоположные по смыслу? Как вы думаете, среди прилагательных есть антонимы? № 324. (Темный – светлый, громкий- тихий, свободный – подневольный, тесный, чистый – грязный, мягкий – твердый). С двумя парами слов составьте словосочетания и запишите их.
Работа с текстом
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие седые лежат под деревьями сугробы. Серебряный снег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому чистому снегу, одевает его жемчужной корою. Поверх этого снежного покрывала раскинулся необыкновенный узор. Маленькие и большие, глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса.
1 вариант выписывает синонимы, 2 вариант – антонимы. Сделайте выводы о роли прилагательных – синонимов и антонимов в речи.
Синонимы в тесте помогают избежать повторов и выразить мысль точно, образно. Антонимы помогают передать контраст, делают картину более выразительной и точной.
Рефлексия
Закончить наш урок я хочу одной притчей.
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:
– Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: “Я принимаю радость в свою жизнь”, но радости в моей жизни нет.
Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
– Назови, что ты выбираешь из них.
Ложку, ответил юноша.
– Произнеси это пять раз
– Я выбираю ложку, – послушно повторил юноша пять раз
– Вот видишь, – сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз, она не станет твоей. Надо…
Что же надо? (Надо протянуть руку и взять ложку.)
Вы поняли, почему я рассказала эту притчу? Какие знания вы «взяли» сегодня? Что вам удалось? Что вызвало затруднения? Запишите свои наблюдения в лист самооценки.
Д\з. На выбор
- №325;
- составить 5 предложений на тему «Зима», употребив прилагательные;
- сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном;
- выписать из художественного текста 5 предложений с прилагательными, обозначить род, число, падеж прилагательных.