Современная жизнь становит более и более высокие интеллектуальные требования, навыки которых необходимо прививать ребенку с ранних лет.
Технологии МЭШ предъявляют повышенные требования к уровню компьютерной компетентности не только к педагогам, но и к обучающимся.
Широкое использование на практике информационных технологий заставляет задуматься о том, что информатика в начальной школе становится одним из самых необходимых предметов, ведь именно эти компетенции дают необходимые навыки работы в сети интернет, работы с различными современными гаджетами, которые способны удовлетворить поставленные на сегодняшний день требования.
Необходимость раннего освоения информационных технологий помогает ребенку получить азы компьютерных систем и технологий, что позволит сформировать у ребенка научно-технический потенциал.
Выработка у обучающихся навыков работы с основным программным обеспечением позволит не только развить потенциал, но и выработать стойкие навыки в использовании ПК.
Информатика в школе, тем более для обучающихся начальной школы, становится все популярнее и занимает почетное место среди изучаемых наук.
Для этого имеется большое количество причин, среди которых основными являются: возможность организации обучения школьников младших классов в игровой форме, что значительно облегчает и ускоряет процесс обучения; применение навыков логического мышления на практике; системный подход к решению поставленных задач.
Информатика в начальных классах помогает расширить кругозор обучающегося начальной школы, познакомить его с множеством новых и интересных фактов, а также научит с помощью компьютерных технологий решать простые задачи. Основным заданием курса является развитие у ребенка навыков логического мышления и умения анализировать ситуацию, с целью выбора наилучшего метода для решения поставленного задания.
Изучение информатики в младшей школе должно соединять в себе две цели: общеобразовательную и прикладную. В основе общеобразовательной цели знакомство младших школьников с основами современной информатики, формирование навыков алгоритмического мышления, восприятие компьютера, как современного средства для приема и обработки информации. Прикладная цель заключается в освоении компьютерных технологий и выработку навыков работы с ПК.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.
Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное).
Виды внеурочной деятельности:
- Познавательная
- Игровая
- Трудовая (производственная) деятельность
- Досугово-развлекательная деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
- Проблемно-ценностное общение
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Мной, как учителем информатики было предложено одно из направлений как общеинтеллектуальное, связанное с информационными технологиями и видом деятельности - игровой.
Изучив дополнительную литературу по психологии и педагогике раннего развития можно сделать следующие выводы: логическое мышление детей, не развитое до 12 лет таковым и останется. Поэтому для подготовки детей к жизни необходимо как можно раньше развивать логические структуры мышления: способность к синтезу и анализу, формировать алгоритмический стиль мышления.
Умение в любой предметной области выделять систему понятий, представить в виде совокупности действий, описать алгоритмы – улучшает ориентацию человека в окружающем мире.
Для этого была разработана программа, которая включает в себя занятия для развития логического, алгоритмического и системного мышления, что дает возможность для создания предпосылок успешного освоения учащимися знаний и умений в областях, связанных с информатикой. Целью организации данных занятий является формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мир; развитие логического и алгоритмического мышления. Программа рассчитана на 4 года обучения.
Теоретическая часть основана на играх, заданиях, упражнениях направленных на развитие логического, комбинаторного мышления, вопросов, расширяющих кругозор учащихся в области информатики. Практическая часть реализуется на компьютерах. Состоит из логических, обучающих игр, текстовых и графических редакторов, моделирующих программ. Практическая часть преследует цель: освоение способов работы с компьютерами и различным программным обеспечением.
Родители нередко обращаются к учителям информатики с вопросами:
- Для чего нужна геймификация образования?
- Вредно ли использование МЭШ для здоровья школьников?
- Почему спортивные, образовательные игры – это хорошо, а компьютерные игры вызывают столько нареканий?
Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель. Игры – это не значит сидеть у компьютера и играть. Нет! Играть – это значит использовать все возможные компьютерные технологии.
Список использованной литературы
1. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru.
3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.– М., 2009.
4. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.
5. Интернет ресурсы:
- http://lego-rks-74.ru/
- http://www/lego.com/education/
- http://www.prorodot.ru
- http://lego.rkc-74.ru/
- http://www.lego.com/education/