Цель: развивать умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.
Задачи:
- развивать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький;
- различать количество предметов, используя при этом слова один, много;
- воспитывать дружеские взаимоотношения.
Атрибуты:
- игрушки: белый мишка, грузовик; большие и маленькие шарики;
- большие и маленькие кубики;
- две корзиночки – синего и красного цвета;
- «Чудесный мешочек».
Ход занятия
Сюрпризный момент: воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове машины находятся мешка - Умка, шары и кубики.
Воспитатель: Дети, а кто это к нам приехал?
Дети: Белый мишка.
Воспитатель. Скажите мне, пожалуйста, из какой сказки это белый мишка к нам приехал. И как его зовут?
Дети. Это медвежонок – Умка.
Воспитатель. На чем приехал к нам Умка?
Дети. На машине.
Воспитатель. На какой машине?
Дети. На грузовике.
Воспитатель. Какие части есть у грузовой машины?
Дети. Колеса. Кабина. Кузов. Руль.
Воспитатель: Что привез мишка в грузовике?
Дети: Шарики и кубики.
Воспитатель предлагает детям подойти и взять по одному шарику (закрепляем понятие шар).
Воспитатель: Что у вас в руках? Какого цвета шар у тебя?
Дети. Шар. Желтый. Красный. Синий. Зеленый.
Воспитатель. Скажите мне, что можно делать с шаром?
Дети. Катать.
Воспитатель просить детей прокатить шарик друг другу.
Воспитатель. Что у нас осталось в кузове?
Дети. Кубики.
Воспитатель. Ребята, а кубик может катится?
Воспитатель предлагает детям взять в другую руку кубик и попробовать его прокатить.
Воспитатель. А почему кубик не катится, как шарик?
Дети. Он не круглый.
Воспитатель. А что есть у кубика?
Дети. У кубика углы.
Воспитатель: Что можно делать с кубиком?
Дети: Ставить друг на друга.
Воспитатель просит детей построить башенку из кубиков.
Поиграем «Собираем шарики и кубики»
Воспитатель просит детей помочь Умке разложить в корзиночки шарики и кубики. Шары нужно положить в корзиночку синего цвета, а кубики – в красную корзиночку.
В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубиков)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубики? (большие и маленькие). Сколько шаров лежит в коробке? (много), а кубиков? (много). Сколько шаров и кубиков осталось на полу? (ни одного).
Воспитатель. Хвалит детей. Поиграли, а теперь мы отдохнем.
Физкультминутка «Мишка»
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.
Воспитатель. Ребятки, посмотрите, Умка принес с собой такой красивый мешочек. Посмотрим. Что же там?!
Игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель произносит четверостишие:
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат кубики и шарики разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвет.
Воспитатель. Ребятки, скажите, какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Воспитатель. А что осенью очень часто идет?
Дети. Дождь.
Воспитатель. Нам с вами Умка подарил так много шариков и кубиков для игры. Давайте и мы сделаем Умке подарок. Согласны?
Дети. Да.
Аппликация «Укрась зонт»
На столе лежат фигуры: круг и квадрат. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре, называют их, наносят клей и приклеивают на зонт - ставят «заплатки» на место.
Умка благодарит детей за игры, за подарок. Прощается с ними и уезжает на грузовике.
Итог занятия
Воспитатель: Дети, кто приезжал к нам в гости? На какой машине приезжал? Что привозил Умка? С чем вы играли? Какие геометрические фигуры мы повторили? Что вам больше всего понравилось на занятии?
Всем спасибо. Все молодцы!!!