Цель: создание условий для развития логического мышления детей, через решение математических задачи, упражнений и игр.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение ориентироваться в окружающем пространстве (умение пользоваться картой);
- закреплять умения выполнять словесные инструкции воспитателя;
- закреплять умение детей «читать» и называть совместимые признаки знаков-символов (признаки геометрических фигур).
Развивающие:
- развивать сенсорную и познавательно-исследовательскую деятельность;
- формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы;
- формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием;
- стимулировать интеллектуальное развитие ребенка;
- развивать умение делать выводы, аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, проявлять инициативу, отзывчивость.
Методы и приёмы: моделирование игровой проблемной ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, технология мнемотехники, упражнения на развитие логического мышления творческого характера, дидактические пособия наглядных материалов, физкультминутка.
Развивающая среда: палочки Кюизенера, мнемодорожки, дидактический материал для решения задач, индивидуальный раздаточный материал для выполнения логических заданий, лед для проведения опытно-исследовательской деятельности, пособие «Первый дар Фрёбеля».
Предварительная работа: чтение сказки «Снежная Королева», логические игры математического содержания, моделирование из геометрических фигур.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Психологический настрой
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
(создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка)
Воспитатель: Ребята, какой сегодня день недели? (ответы детей)
- Какой вчера был день недели? (ответы детей)
- А какой будет завтра? (ответы детей) Молодцы!
- Скажите, какое сейчас время года? (ответы детей)
II. Мотивация к деятельности
(создание условий для проявления познавательной активности детей)
За окном слышно завывание вьюги. С сильным стуком распахивается окно и в группу залетает письмо с льдинкой.
- Ребята, как вы думаете откуда появилось письмо? (ответы детей)
Прочитаем его и узнаем, что в нем написано.
Воспитатель читает письмо:
«Я забрала Кая в свой замок, заморозила его сердце и разбила на мелкие льдинки. Чтобы спасти его, вам надо выполнить математические задания и собрать льдинки. Собрав все льдинки, вы освободите Кая из моего царства, если вы не справитесь, то Кай навсегда останется у меня».
III. Поиск решения проблемы
- Ребята, как вы думаете, от кого письмо? (ответы детей)
- Как вы догадались, ребята, что письмо от Снежной королевы? (ответы детей)
- Как мы можем помочь Каю? Какие у вас есть предложения? (ответы детей)
- Подумайте, как мы найти путь в замок? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а в письме что - то лежит. Что вы видите? (ответы детей)
- Для чего нам нужна карта как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Ребята, вас не пугают трудности? Вы готовы к ним? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда в путь. Вместе скажем волшебные слова:
1,2,3,4,5 –
Будем сказку вспоминать,
Герде надо помогать,
Кая нужно выручать….
IV. Планирование совместной деятельности
Посмотрим на карту, и вспомним кого встретила Герда в начале своего пути? (ответы детей)
А чтобы попасть к волшебнице, нам необходимо проложить путь (мнемодорожка №1)
Мы с вами у волшебницы.
- Посмотрите сколько цветов у волшебницы, вдохните аромат.
Дыхательная гимнастика: вдыхаем носом, выпячиваем живот, выдыхаем ртом, втягиваем живот (3-4 раза).
А вот и первое испытание:
- В каком месте клумбы растут цветы?
На клумбе 2 небольших цветка, красного цвета, овальные, найди и обведи.
Где они расположены на клумбе?
На клумбе 3 больших цветка не синего цвета, круглые, найди и обведи.
- Где они расположены на клумбе?
- Кто справился с заданием, можно самостоятельно составить и решить пример.
Решите примеры и посадите бабочку на цветок.
- Ребята, возьмите бабочку, которая вам понравилась, решите пример и посадите ее на ромашку.
Молодцы, ребята! Забирем осколок льдинки! Пора в путь. Смотрим по карте.
- Куда же нам идти дальше? Выкладываем путь (мнемодорожка 2)
- Куда мы попали? (ответы детей)
Правильно, мы попали во дворец к принцу и принцессе, но и там Кая тоже не оказалось, а, чтобы продолжить путь дальше, мы должны решить задачки – шутки, приготовленные принцессой и принцем.
- На столе стояло 3 стакана с ягодами. Принц съел один стакан ягоды и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (Три) - Почему?
- В зале зажгли 7 свечей. Потом 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (7)
- Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый?
- Ребята, мы правильно выполнили задание и за это принц с принцессой дали нам осколок льдинки?
Отправляемся дальше.
- Вспомните, кто повстречался Герде на пути и что же с ней дальше приключилось?
- Ребята, посмотрите на карту. Выкладываем путь (мнемодорожка 3)
А вот мы в гостях у маленькой разбойницы, давайте выполним ее задание! (Индивидуальная работа с детьми)
1. Рассели зверей по своим квартирам. Покажи стрелками: Лиса живет на втором этаже. Волк живет на самом верхнем этаже. Заяц- на этаже между лисой и волком. Ёжик – на самом нижнем этаже.
- Молодцы! Cправились и с этим заданием.
2. Д/и Счетные палочки. Выложить из палочек оленя. (групповая работа)
Разбойница предлагает отправится на олене. Как вы думаете из чего можно сделать оленя? (ответы детей)
- Я предлагаю вам выложить оленя из палочек. (палочки Кюизенера)
Молодцы!
- Ночь пролетает, кончается день, к северу северный мчится олень!
Вот еще один осколок льдинки!
- Обратимся к карте, что нас ждет впереди. (ответы детей)
Проложить путь (мнемодорожка 4)
Мы пришли в гости к Лапландке, у нее холодно.
Чтобы нам не было холодно в пути, разогреем ручки.
Физминутка
Для любимой детворы есть у Фребеля Дары
1,2,3,4,5
Будем с ними мы играть.
Мы возьмем клубочки в руки
И покажем их друг другу,
А теперь сожмем в ладошках, покатаем их немножко.
Все присели, дружно встали
Вновь клубочки показали.
Опытно-исследовательскую деятельность со льдом.
- Лапландка, дала нам льдинку. Вот мы и добрались до замка Снежной Королевы. У нас все льдинки собраны, которые заморозили сердце Кая.
- Как нам спасти Кая, что нужно сделать? (варианты ответов детей)
Положите на ладошку кусочек льда.
- Посмотрите, что происходит со льдом в тёплых ладошках. (выводы детей)
- Что вы чувствуете?
- Что появилось на ладошках?
- Откуда взялась вода?
Вывод: лёд холодный, он тает от тепла, потому что ладони тёплые.
- Ребята, от Герды пришло сообщение, что Кай вернулся. Прислала нам фотографию.
V. Рефлексия
Вот и закончились все испытания.
- Мы выполнили все, что запланировали?
- Какое задание выполнялось труднее?
- Что позволило нам спасти Кая?
- Кому вы можете рассказать о своем путешествии?
Только вместе, дружно мы смогли справиться с заданием.