Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений "Снежная история"

Разделы: Математика


Цель: создание условий для развития логического мышления детей, через решение математических задачи, упражнений и игр.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умение ориентироваться в окружающем пространстве (умение пользоваться картой);
  • закреплять умения выполнять словесные инструкции воспитателя;
  • закреплять умение детей «читать» и называть совместимые признаки знаков-символов (признаки геометрических фигур).

Развивающие:

  • развивать сенсорную и познавательно-исследовательскую деятельность;
  • формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы;
  • формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием;
  • стимулировать интеллектуальное развитие ребенка;
  • развивать умение делать выводы, аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, проявлять инициативу, отзывчивость.

Методы и приёмы: моделирование игровой проблемной ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, технология мнемотехники, упражнения на развитие логического мышления творческого характера, дидактические пособия наглядных материалов, физкультминутка.

Развивающая среда: палочки Кюизенера, мнемодорожки, дидактический материал для решения задач, индивидуальный раздаточный материал для выполнения логических заданий, лед для проведения опытно-исследовательской деятельности, пособие «Первый дар Фрёбеля».

Предварительная работа: чтение сказки «Снежная Королева», логические игры математического содержания, моделирование из геометрических фигур.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Психологический настрой

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

(создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка)

Воспитатель: Ребята, какой сегодня день недели? (ответы детей)

- Какой вчера был день недели? (ответы детей)

- А какой будет завтра? (ответы детей) Молодцы!

- Скажите, какое сейчас время года? (ответы детей)

II. Мотивация к деятельности

(создание условий для проявления познавательной активности детей)

За окном слышно завывание вьюги. С сильным стуком распахивается окно и в группу залетает письмо с льдинкой.

- Ребята, как вы думаете откуда появилось письмо? (ответы детей)

Прочитаем его и узнаем, что в нем написано.

Воспитатель читает письмо:

«Я забрала Кая в свой замок, заморозила его сердце и разбила на мелкие льдинки. Чтобы спасти его, вам надо выполнить математические задания и собрать льдинки. Собрав все льдинки, вы освободите Кая из моего царства, если вы не справитесь, то Кай навсегда останется у меня».

III. Поиск решения проблемы

- Ребята, как вы думаете, от кого письмо? (ответы детей)

- Как вы догадались, ребята, что письмо от Снежной королевы? (ответы детей)

- Как мы можем помочь Каю? Какие у вас есть предложения? (ответы детей)

- Подумайте, как  мы найти путь в замок? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а в письме что - то лежит. Что вы видите? (ответы детей)

- Для чего нам нужна карта как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Ребята, вас не пугают трудности? Вы готовы к ним? (ответы детей)

Воспитатель: Тогда в путь. Вместе скажем волшебные слова:

1,2,3,4,5 –
Будем сказку вспоминать,
Герде надо помогать,
Кая нужно выручать….

IV. Планирование совместной деятельности

Посмотрим на карту, и вспомним кого встретила Герда в начале своего пути? (ответы детей)

А чтобы попасть к волшебнице, нам необходимо проложить путь (мнемодорожка №1)

Мы с вами у волшебницы.

- Посмотрите сколько цветов у волшебницы, вдохните аромат.

Дыхательная гимнастика: вдыхаем носом, выпячиваем живот, выдыхаем ртом, втягиваем живот (3-4 раза).

А вот и первое испытание:

- В каком месте клумбы растут цветы?

На клумбе 2 небольших цветка, красного цвета, овальные, найди и обведи.

Где они расположены на клумбе?

На клумбе 3 больших цветка не синего цвета, круглые, найди и обведи.

- Где они расположены на клумбе?

- Кто справился с заданием, можно самостоятельно составить и решить пример.

Решите примеры и посадите бабочку на цветок.

- Ребята, возьмите бабочку, которая вам понравилась, решите пример и посадите ее на ромашку.

Молодцы, ребята! Забирем осколок льдинки! Пора в путь. Смотрим по карте.

- Куда же нам идти дальше? Выкладываем путь (мнемодорожка 2)

- Куда мы попали? (ответы детей)

Правильно, мы попали во дворец к принцу и принцессе, но и там Кая тоже не оказалось, а, чтобы продолжить путь дальше, мы должны решить задачки – шутки, приготовленные принцессой и принцем.

  1. На столе стояло 3 стакана с ягодами. Принц съел один стакан ягоды и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (Три) - Почему?
  2. В зале зажгли 7 свечей. Потом 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (7)
  3. Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый?

- Ребята, мы правильно выполнили задание и за это принц с принцессой дали нам осколок льдинки?

Отправляемся дальше.

- Вспомните, кто повстречался Герде на пути и что же с ней дальше приключилось?

- Ребята, посмотрите на карту. Выкладываем путь (мнемодорожка 3)

А вот мы в гостях у маленькой разбойницы, давайте выполним ее задание! (Индивидуальная работа с детьми)

1. Рассели зверей по своим квартирам. Покажи стрелками: Лиса живет на втором этаже. Волк живет на самом верхнем этаже. Заяц- на этаже между лисой и волком. Ёжик – на самом нижнем этаже.

- Молодцы! Cправились и с этим заданием.

2. Д/и Счетные палочки. Выложить из палочек оленя. (групповая работа)

Разбойница предлагает отправится на олене. Как вы думаете из чего можно сделать оленя? (ответы детей)

- Я предлагаю вам выложить оленя из палочек. (палочки Кюизенера)

Молодцы!

- Ночь пролетает, кончается день, к северу северный мчится олень!

Вот еще один осколок льдинки!

- Обратимся к карте, что нас ждет впереди. (ответы детей)

Проложить путь (мнемодорожка 4)

Мы пришли в гости к Лапландке, у нее холодно.

Чтобы нам не было холодно в пути, разогреем ручки.

Физминутка

Для любимой детворы есть у Фребеля Дары
1,2,3,4,5
Будем с ними мы играть.
Мы возьмем клубочки в руки
И покажем их друг другу,
А теперь сожмем в ладошках, покатаем их немножко.
Все присели, дружно встали
Вновь клубочки показали.

Опытно-исследовательскую деятельность со льдом.

- Лапландка, дала нам льдинку. Вот мы и добрались до замка Снежной Королевы. У нас все льдинки собраны, которые заморозили сердце Кая.

- Как нам спасти Кая, что нужно сделать? (варианты ответов детей)

Положите на ладошку кусочек льда.

- Посмотрите, что происходит со льдом в тёплых ладошках. (выводы детей)

  • Что вы чувствуете?
  • Что появилось на ладошках?
  • Откуда взялась вода?

Вывод: лёд холодный, он тает от тепла, потому что ладони тёплые.

- Ребята, от Герды пришло сообщение, что Кай вернулся. Прислала нам фотографию.

V. Рефлексия

Вот и закончились все испытания.

  • Мы выполнили все, что запланировали?
  • Какое задание выполнялось труднее?
  • Что позволило нам спасти Кая?
  • Кому вы можете рассказать о своем путешествии?

Только вместе, дружно мы смогли справиться с заданием.