Класс: 8.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: организовать деятельность обучающегося, направленную на актуализацию знаний о расстановке знаков препинания при прямой речи, стоящей до и после слов автора; способствовать формированию знаний о новых способах оформления прямой речи на письме.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и объяснять их;
- конструировать предложения с прямой речью, используя новые способы оформления;
2. Метапредметные:
Познавательные:
- извлекать и преобразовывать информацию;
- сравнивать и делать выводы;
Коммуникативные:
- строить монологические высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
Регулятивные:
- соотносить цель урока и результат своей деятельности;
- осуществлять рефлексию;
3. Личностные:
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
Методы\приемы обучения: беседа, практический метод, частично-поисковый.
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная.
Оборудование, наглядность: электронная доска, тетрадь, учебник под ред. М.М. Разумовской.
1. Организационный момент
2. Мотивация. Целеполагание
(Прочитайте текст. Определите основную мысль текста.) Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).
Как догадались? (по речи, поведению и поступкам). Речь характеризует героя.
Текст
Семь дочек.
1) Было у матери семь дочек.
2) Однажды она поехала к сыну.
3) Вернулась через неделю.
4) Дочки стали говорить, как они скучали.
5) Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу».
6) «Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды», - проговорила вторая.
7) «Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.
8) «Мне было без тебя, как пчелке без цветка», - щебетала четвертая.
9) «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая.
10) «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья», - прошептала шестая.
11) А седьмая дочка ничего не сказала.
12) Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
(По В.А.Сухомлинскому)
(Какие предложения встретились во втором абзаце, как переданы мысли дочек, при помощи чего?) (При помощи предложений с прямой речью)
(Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?) (Знаки препинания в предложениях с прямой речью или Оформление прямой речи на письме)
(запишем тему в тетрадь) (какие цели мы можем поставить: повторить сведения о прямой речи, вспомнить случаи расстановки знаков препинания при прямой речи, узнать новые случаи оформления предложений с прямой речью)
3. Актуализация имеющихся знаний
Давайте вспомним, что такое Прямая речь(точная передача чужого высказывания). (фронтальный опрос)
Из чего состоит Прямая речь (слова автора - А и собственно из самой – П.). Давайте обратимся к нашему тексту о дочках и попробуем составить схемы предложений с прямой речью.
5) А: «П.» 6) «П»,-а 7) «П»,-а. 8,9,10 (как и 6 и 7-е предложения)
4. Первичное усвоение новых знаний
- Понаблюдаем. Даны предложения, в которых есть П.р.и слова автора. Попробуем поставить слова автора после выделенного слова в середину П.р.
А) П.р.: «Я уверен, что княжна в тебя влюблена».
Слова автора: заметил я
(«Я уверен, - заметил я, - что княжна в тебя влюблена».)
Схема: «П,-а,-п».
Б) П.р.: «Я вам расскажу всю историю, но не выдавайте меня».
Слова автора: продолжал Грушницкий
(«Я вам расскажу всю историю, - продолжал Грушницкий, - но не выдавайте меня».)
Схема: «П,-а,-п».
В) П.р.«Василиса Егоровна-прехрабрая дама. Иван Кузьмич может это засвидетельствовать».
Слова автора: заметил важно Швабрин
(«Василиса Егоровна-прехрабрая дама,- заметил важно Швабрин. - Иван Кузьмич может это засвидетельствовать».)
«П,- а.-П».
Г) П.р. «Так и быть. Казнить так казнить, миловать так миловать».
Слова автора: сказал он, ударяя меня по плечу
(«Так и быть,-сказал он, ударяя меня по плечу. - Казнить так казнить, миловать так миловать».)
«П,- а.-П».
Промежуточный вывод.
Физкультминутка.
Прочитайте предложения и выполните действия, оформленные прямой речью.
1. Экскурсовод неторопливо проговорил: «Посмотрите направо, а затем медленно переведите взгляд налево».
2. «Все поднимают руки вверх и машут в разные стороны!» - громко крикнула нам инструктор.
3. Внезапно Максим Дмитриевич предложил: «Давайте пожмём друг другу руки».
4. «Посмотри вокруг и улыбнись мне», - попросила бабушка.
Обратимся к учебнику. П43, стр.221-222 (правило) Соотнесите примеры предложений на доске и правило в учебнике.
5. Включение в систему знаний и закрепление
Задание. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений с прямой речью.
- «Климат тут много теплее, - сказал отец Филимон. - В Переславле земляника только цветёт, а тут поспевает»
- «В Москве, - пробубнил Федька, - живёт бывшая артистка императорского театра»
Работа в парах
Придумайте и запишите предложения с прямой речью, используя 2 новых способа оформления. (Схемы: «П,-а,-п». и «П,-а.-П».)
Проверка. Вывод.
6. Оценивание. Рефлексия деятельности
- Итог урока. А сейчас закончите предложения:
- Сегодня я узнал….
- Теперь я могу …
- Мне понравилось ….
7. Домашнее задание на выбор
- Параграф 43, стр.223, упр.388;
- Параграф 43, из учебника литературы, либо из художественной книги выписать 5–6 предложений с новыми случаями оформления прямой речи (Схемы: «П,-а,-п». и «П,- а.-П».)