Цель: формировать умение избегать конфликтных ситуаций и умение их сглаживать.
Задачи:
- Образовательные: ознакомить учащихся с понятиями "конфликт", «компромисс», учить приемам сглаживания конфликтных ситуаций.
- Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, таких личностных качеств, как толерантность, уважение к личности;
- Воспитательные: воспитание уважительного отношения к окружающим людям, формирование социально одобряемых форм поведения.
Ход занятия
Орг. момент
Покажите открытые ладони. Пожмите сами себе руки. При этом попробуйте разозлиться. Получается? Вы даете установку, все будет хорошо. Пожмите руку соседу по парте.
Задание 1 (На столах листочки бумаги). Упражнения "Снежинки". Его последовательность:
1. Молча возьмите листок. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол.
2. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз оторвите правый верхний угол.
3. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите верхний правый угол.
4. Разверните листок и покажите своё «произведение искусства».!
Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя была дана чёткая последовательность действий. Почему это произошло?
А если бы все снежинки получились одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным.
Введение в тему
Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
Почему? Как вы думаете?
Все люди разные. У нас не только разный возраст, пол, внешность, но и разное восприятие одних и тех же вещей, явлений. И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, слабыми и сильными сторонами.
А вот как об этом писал Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
Эпиграф на доске:
- «Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда».
- «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».
- «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой».
- «Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак - вход».
Сообщение темы и целей занятия.
Тема нашего занятия «Конфликт. Пути выхода из конфликта». Данная тема выбрана не случайно. Наблюдая за ситуациями, которые часто происходят у вас между собой, я сделала вывод, что избегать конфликтов вы не умеете. От этого часто происходят споры, вы обижаетесь друг на друга. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия "конфликт", "компромисс", причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.
Очень часто нам приходится слышать такое выражение:
Эпиграф на доске: "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу".
Как вы понимаете смысл этих слов?
Если коллектив не может жить и работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения и даже драки. Всё это способствует разжигание….. а чего? Попробуйте догадаться сами, просмотрев мультфильм. (Спички. Конфликт.) Кто догадался, какую тему поднял автор этого мультфильма?
Работа по теме
Что такое конфликт? Почему он возникает? Как его избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений?
Для начала давайте заглянем в словарь, с помощью которого попытаемся ответить на интересующие нас вопросы. (по мере беседы появляются понятия на слайде.)
1. Конфликт - столкновение,противоречие,которое рождает враждебность,страх, ненависть между людьми.
2. Конфликтный человек - человек, который чаще других создаёт и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.
3. Конфликтовать - столкнуться, противостоять.
4. Конфликтная ситуация - накопившиеся противоречия,содержащие причину конфликта.
5. Компромисс - разрешение некой конфликтной ситуации путем взаимных уступок.
Рассмотрим структуру конфликта.
- К С (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)
- К С - это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта
- И - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
- К - конфликт,столкновение,противоречие
Вопросы:
- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово конфликт?Как вы думаете? Приведите примеры. (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)
- Как видим, преобладают отрицательные эмоции.
- В чём же вред конфликтов?Как вы думаете?
Конфликты могут возникать везде: между детьми, в семье, на работе, в природе и даже между мудрецами. Послушайте, пожалуйста, индийскую сказку «Мудрецы и слон».
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы узнаем, какой он - слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копьё», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею». «Нет, на веревку!» - «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Вы смеялись, когда я рассказывала эту сказку?Почему?
- В чем же было дело?
Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.
Физминутка
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз - наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх.
Чтение надписей на доске, обсуждение.
Назовите слова, которые найдут пути выхода из конфликта. И что по-вашему мнению, не поможет, а наоборот навредит и все усложнит?
Практическая работа
Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные вопросы. Давайте сейчас посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации:
- Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас . Как вы поступите? Будете плакать; ударите его; сделаете ему замечание; не скажете ничего; пожалуетесь учителю.
- Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите? Будете плакать; пожмёте плечами; будете смеяться над ним; будете защищать товарища кулаками.
- Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите? Пожалуетесь воспитателю; будете кричать; попытаетесь отобрать её; побьёте приятеля.
Расставить очередность событий при нарастании конфликта
(По степени остроты противоречий)
До выполнения задания |
После выполнения задания |
1. разногласие |
1. недовольство |
2. стычка |
2. разногласие |
3. ссора |
3. перебранка |
4. недовольство |
4. стычка |
5. вражда |
5. ссора |
6. перебранка |
6. скандал |
7. война |
7. вражда |
8. скандал |
8. война |
Обсуждение результатов.
Задание. Приведите в соответствие девиз и стиль поведения
Девиз
|
Стиль поведения |
1. «Никто не выигрывает в конфликте, |
Избегание поэтому я ухожу из него» |
2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» |
Конкуренция |
3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» |
Приспособление |
4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» |
Компромисс |
5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» |
Сотрудничество |
Задание. Какое образное выражение подходит к конфликтной ситуации.
- Попусту собака лает - гостей незваных созывает.
- Кто сильнее, тот и прав.
- Сам не знает и у других не спросит.
- Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
Итог
Наше занятие подошло к концу и настало время подвести итог нашего разговора.
У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, синий, зеленый. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы, обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
- «Да» - красный квадратик
- «Нет» - синий
- «Сомневаюсь» - зеленый
Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным».
Памятка «Как избежать конфликтных ситуаций»
- Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.
- Проявляйте уважение к мнению собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
- Если вы не правы, признайте это.
- С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
- Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
- Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
- Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
Наш классный час мне хочется закончить стихотворением.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Спасибо за внимание.