Введение
На решение задач на действия с дробными числами в третьей главе «Обыкновенные дроби» в пятом классе отводится 5 часов. Данный урок 3 урок в теме.
На уроках в первую очередь необходимо развивать познавательный интерес к предмету. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска. В уроке используются материалы природоведческого характера, а именно в урок введен материал о крупнейших реках и озерах республики Беларусь.
В методической разработке учащиеся закрепят навыки решения задач с обыкновенными дробями и смогут применить полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Будут работать в паре и в группах, научаться выслушивать мнение других, не перебивая, принимать коллективное решение. Такие уроки способствуют созданию положительного эмоционального настроя на работу у всех учащихся, помогают каждому ученику проявить и развить свои индивидуальные способности.
Дидактическая цель:
- использование и нахождение дробных отношений при решении текстовых задач (жизненных ситуаций);
- повторение основных типов задач и правил построения моделей к ним.
Задачи личностного развития:
- Образовательные: закрепить у учащихся умения и навыки в решении задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби; развивать умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу, организовать самостоятельную работу учащихся.
- Воспитательные: расширить кругозор; формировать навыки самостоятельной работы и работы в группе: умение слушать и слышать других, уважать мнение всех членов группы, отстаивать свою точку зрения; развивать коммуникативную компетенцию учащихся; формировать интерес к предмету; способствовать повышению уровня информационной культуры учащихся.
- Развивающие: развивать познавательную активность, кругозор; логическое мышление.
Тип урока: комплексное применение знаний.
Форма урока: практикум.
Оборудование: карта Республики Беларусь, карточки для групповой работы и работы в парах, самостоятельная работа для подведения итогов.
Структура урока
1. Организационно-мотивационный этап.
2. Этап актуализации опорных знаний.
3. Операционный этап.
4. Физкультминутка.
5. Контроль и коррекция знаний.
6. Рефлексия и подведение итогов.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
«Небо чистое и глубокое,
И березовый тихий рай —
Беларусь моя, синеокая,
Беларусь моя — родной край!»
В.Кормно
- Давайте посмотрим на карту нашей республики. Мы видим огромное количество тоненьких синих линий и голубых пятен. Что они обозначают? (Реки и озера)
- Нашу республику называют очень красиво: синеокая, край голубых рек и озер. Почему? (Много рек и озер)
- Какие реки и озера Беларуси вы знаете? (Учащиеся перечисляют реки и озера)
- В Беларуси течет 20 800 рек общей длиной 91 000 километров. Есть реки большие и могучие, есть совсем маленькие и тихие речушки. Озер в республике около 11 тысяч.
- Сегодня мы с вами узнаем, какие крупнейшие реки протекают на территории Беларуси и какие самые известные озера расположены на территории республики.
2. Этап актуализации опорных знаний
Учащиеся делятся на 5 групп и получают карточки с записанными на них заданиями. Каждой группе необходимо расшифровать название одного из крупнейших озер Беларуси.
1 группа
Нарочь - (123456)
Таблица 1 - шифр для первой группы
О | Р |
Ь |
А |
Н |
Ч |
40 |
7 |
105 |
36 |
50 |
|
- Чему равны от 125? (50)
- Найдите число, которого равны 27. (36)
- Чему равна от 21? (7)
- Чему равны от 140? (40)
- Какую часть составляет 4 от 6?
- Чему равны от 126? (105)
- Какую часть составляет 9 от 12?
Это озеро в Минской области, из бассейна одноименной реки. Территория водоема включена в состав национального парка. Площадь водоема – почти 80 км2.
Береговая линия достигает 40 километров, а максимальная глубина – 25 метров. Средний показатель глубины – 9 метров, объем воды – менее 1 кубического километра [2].
2 группа
Освейское - (436213542)
Таблица 2 - шифр для второй группы
О | С |
В |
Е |
Й |
К |
40 |
7 |
105 |
36 |
50 |
|
- Освейское – второе по размерам озеро в Беларуси. Этот показатель равен 54 квадратным километрам. Береговая линия протянулась более чем на 30 километров. Средняя глубина у водоема небольшая – всего 2 метра. Максимальная отметка – 7 метров. В Освейское озеро входит река Выдренка, а вытекает – Дегтяревка. Название водоема происходит от балтийского слова «лошадь». [2]
3 группа
Червоное - (45621315)
Таблица 3 - шифр для третьей группы
Ч | Н |
Р |
В |
О |
Е |
40 |
7 |
105 |
36 |
50 |
|
- Неспроста Червоное озеро занимает 3 строчку нашего рейтинга, ведь его древнее название − Князь-озеро, что следовало бы трактовать как «очень большое, красивое, величественное». Это крупный водоем Полесья, расположенный в Гомельской области. Общая площадь озера – почти 44 квадратных километра. Длина у береговой линии – 30 км. Максимальная глубина Червоного озера – 4 метра. [2]
4 группа
Лукомское - (471562153)
Таблица 4 - шифр для четвертой группы
Л | У |
М |
С |
К |
О |
Е |
40 |
|
105 |
36 |
50 |
|
7 |
- Это крупный водоем Полесья, расположенный в Гомельской области. Общая площадь озера – почти 44 квадратных километра. Длина у береговой линии – 30 км. Максимальная глубина Червоного озера – 4 метра. [2]
5 группа
Дривяты - (7461235)
Таблица 5 - шифр для пятой группы
Р | Д |
И |
Я |
В |
Ы |
Т |
40 |
|
105 |
36 |
50 |
|
7 |
- Дривяты — озеро в Браславском районе Витебской области, самое большое среди Браславских озер. Площадь озера составляет почти 45 кв. км. Берега протянулись на 60 километров. Максимальная глубина водоема – 33 метра, а средняя – 7. [2]
3. Операционный этап
- Мы познакомились с крупнейшими озерами нашей Родины, а сейчас узнаем самые крупные реки.
Учащимся предлагается, работая в парах, для отработки умений и навыков решить последовательно все задачи из предложенного списка и заполнить таблицу. Учитель выступает в роли консультанта и оказывает помощь в случае возникновения затруднений.
Таблица 6 - реки Беларуси
Название реки | Общая длина реки |
Длина реки на территории РБ |
Днепр |
2145 км |
? |
Сож |
? |
492 км |
Березина |
? |
? |
Припять |
765 км |
? |
Задание 1. Днепр является одной из главных рек Европы (четвертая по длине), которая течет из России через Беларусь и Украину. Общая длина составляет 2145 км. На территории Беларуси протекает ее длины. Найдите длину русла реки Днепр на территории Беларуси. (Ответ: 690 км)
Задание 2. Березина́ – река в Беларуси, правый приток Днепра. Она берёт начало в болотистой местности севернее Минской возвышенности, в Березинском заповеднике, в 1 км к юго-западу от города Докшицы. Ее длина составляет длины русла реки Днепр на территории РБ плюс 13 км. Какая длина реки Березина? (Ответ: 613 км)
Задание 3. Река Сож – левый приток Днепра. Найдите всю длину реки Сож если на территории РБ расположена часть, что составляет 492 км. (Ответ: 648 км)
Задание 4. Река При́пять в Беларуси самый большой по площади бассейна, длине и водности правый приток Днепра. Длина реки составляет 765 км, а ее часть не протекает на территории РБ. Какая длина реки Припять находится на территории нашей страны? (Ответ 504 км)
4. Физкультминутка
Дружно с вами мы считали
И про дроби рассуждали.
А теперь мы дружно встали
Свои косточки размяли.
На счет «раз» кулак сожмем.
На счет «два» в локтях сожмем.
На счет «три» – прижмем к плечам.
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись
И друг другу улыбнулись.
5. Контроль и коррекция знаний
Учащиеся выполняют задания самостоятельной работы, осуществляют взаимопроверку по предложенному образцу и поясняют свое решение.
Таблица 7 - самостоятельная работа
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Задание 1. Какая часть реки Днепр протекает на территории Беларусь? |
Задание 1. Какая часть реки Сож протекает на территории Беларусь? |
Задание 2. Туристы проплыли 50 км по реке Сож, что составило всего пути. Сколько км осталось проплыть туристам? |
Задание 2. Туристы проплыли 40 км по реке Березина, что составило всего пути. Сколько км осталось проплыть туристам? |
Задание 3. В первый день туристы проплыли на байдарках всего пути, во второй остатка. Сколько осталось проплыть туристам, если в первый день они проплыли 35 км? |
Задание 3. В первый день туристы проплыли на байдарках всего пути, во второй остатка. Сколько осталось проплыть туристам, если в первый день они проплыли 36 км? |
6. Рефлексия и подведение итогов
- Какие типы задач сегодня на уроке мы решали?
- Что, по-вашему, является наиболее важным?
- Что осталось непонятным?
- Как вы оцениваете вашу работу на уроке?
Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Список использованных источников
1. География Беларуси-Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80 – Дата доступа: 20. 04.2018.
2. Озера Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://сезоны-года.рф/%D0%BE%D0%B7%D1%91%D1%80%D0%B0%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8.html – Дата доступа: 23. 04.2018.
3. Планы-конспекты уроков. Математика. 5 класс (2 полугодие): пособие для педагогов учреждения общего среднего образования/ Е.Б.Протасевич. – Мозырь: Выснова, 2018. – 167, [1]с. – (Серия «Уроки: практический опыт»).