Задачи на применение дробей «Реки и озера Беларуси». 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Введение

На решение задач на действия с дробными числами в третьей главе «Обыкновенные дроби» в пятом классе отводится 5 часов. Данный урок 3 урок в теме.

На уроках в первую очередь необходимо развивать познавательный интерес к предмету. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска. В уроке используются материалы природоведческого характера, а именно в урок введен материал о крупнейших реках и озерах республики Беларусь.

В методической разработке учащиеся закрепят навыки решения задач с обыкновенными дробями и смогут  применить полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Будут работать в паре и в группах,  научаться выслушивать мнение других, не перебивая, принимать коллективное решение. Такие уроки способствуют созданию положительного эмоционального настроя на работу у всех учащихся, помогают каждому ученику проявить и развить свои индивидуальные способности.

Дидактическая цель:

  • использование и нахождение дробных отношений при решении текстовых задач (жизненных ситуаций);
  • повторение основных типов задач и правил построения моделей к ним.

Задачи личностного развития:

  • Образовательные:  закрепить у учащихся умения и навыки в решении задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби; развивать умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу, организовать самостоятельную работу учащихся.
  • Воспитательные: расширить кругозор; формировать навыки самостоятельной работы и работы в группе: умение слушать и слышать других, уважать мнение всех членов группы, отстаивать свою точку зрения; развивать коммуникативную компетенцию учащихся; формировать интерес к предмету; способствовать повышению уровня информационной культуры учащихся.
  • Развивающие: развивать познавательную активность, кругозор; логическое мышление.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Форма урока: практикум.

Оборудование: карта Республики Беларусь, карточки для групповой работы и работы в парах, самостоятельная работа для подведения итогов.

Структура урока

1. Организационно-мотивационный этап.

2. Этап актуализации опорных знаний.

3. Операционный этап.

4. Физкультминутка.

5. Контроль и коррекция знаний.

6. Рефлексия и подведение итогов.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

«Небо чистое и глубокое,
И березовый тихий рай —
Беларусь моя, синеокая,
Беларусь моя — родной край!»
В.Кормно

- Давайте посмотрим на карту нашей республики. Мы видим огромное количество тоненьких синих линий и голубых пятен. Что они обозначают? (Реки и озера)

- Нашу республику называют очень красиво: синеокая, край голубых рек и озер. Почему? (Много рек и озер)

- Какие реки и озера Беларуси вы знаете? (Учащиеся перечисляют реки и озера)

- В Беларуси течет 20 800 рек общей длиной 91 000 километров. Есть реки большие и могучие, есть совсем маленькие и тихие речушки. Озер в республике около 11 тысяч.

- Сегодня мы с вами узнаем, какие крупнейшие реки протекают на территории Беларуси и какие самые известные озера расположены на территории республики.

2. Этап актуализации опорных знаний

Учащиеся делятся на 5 групп и получают карточки с записанными на них заданиями. Каждой группе необходимо расшифровать название одного из крупнейших озер Беларуси.

1 группа

Нарочь - (123456)

Таблица 1 - шифр для первой группы

О

Р

Ь

А

Н

Ч

40

7

105

36

50

  1. Чему равны от 125? (50)
  2. Найдите число, которого равны 27. (36)
  3. Чему равна  от 21? (7)
  4. Чему равны  от 140? (40)
  5. Какую часть составляет 4 от  6?
  6. Чему равны от 126? (105)
  7. Какую часть составляет 9 от 12?

Это озеро в Минской области, из бассейна одноименной реки. Территория водоема включена в состав национального парка. Площадь водоема – почти 80 км2.

Береговая линия достигает 40 километров, а максимальная глубина – 25 метров. Средний показатель глубины – 9 метров, объем воды – менее 1 кубического километра [2].

2 группа

Освейское - (436213542)

Таблица 2 - шифр для второй группы

О

С

В

Е

Й

К

40

7

105

36

50

- Освейское – второе по размерам озеро в Беларуси. Этот показатель равен 54 квадратным километрам. Береговая линия протянулась более чем на 30 километров. Средняя глубина у водоема небольшая – всего 2 метра. Максимальная отметка – 7 метров. В Освейское озеро входит река Выдренка, а вытекает – Дегтяревка. Название водоема происходит от балтийского слова «лошадь». [2]

3 группа

Червоное - (45621315)

Таблица 3 - шифр для третьей группы

Ч

Н

Р

В

О

Е

40

7

105

36

50

- Неспроста Червоное озеро занимает 3 строчку нашего рейтинга, ведь его древнее название − Князь-озеро, что следовало бы трактовать как «очень большое, красивое, величественное». Это крупный водоем Полесья, расположенный в Гомельской области. Общая площадь озера – почти 44 квадратных километра. Длина у береговой линии – 30 км. Максимальная глубина Червоного озера – 4 метра. [2]

4 группа

Лукомское - (471562153)

Таблица 4 - шифр для четвертой группы

Л

У

М

С

К

О

Е

40

105

36

50

7

- Это крупный водоем Полесья, расположенный в Гомельской области. Общая площадь озера – почти 44 квадратных километра. Длина у береговой линии – 30 км. Максимальная глубина Червоного озера – 4 метра. [2]

5 группа

Дривяты - (7461235)

Таблица 5 - шифр для пятой группы

Р

Д

И

Я

В

Ы

Т

40

105

36

50

7

- Дривяты — озеро в Браславском районе Витебской области, самое большое среди Браславских озер. Площадь озера составляет почти 45 кв. км. Берега протянулись на 60 километров. Максимальная глубина водоема – 33 метра, а средняя – 7. [2]

3. Операционный этап

- Мы познакомились с крупнейшими озерами нашей Родины, а сейчас узнаем самые крупные реки.

Учащимся предлагается, работая в парах, для отработки умений и навыков решить последовательно все задачи из предложенного списка и  заполнить таблицу. Учитель выступает в роли консультанта и оказывает помощь в случае возникновения затруднений.

Таблица 6 - реки Беларуси

Название реки

Общая длина реки

Длина реки на территории РБ

Днепр

2145 км

?

Сож

?

492 км

Березина

?

?

Припять

765 км

?

Задание 1. Днепр является одной из главных рек Европы (четвертая по длине), которая течет из России через Беларусь и Украину. Общая длина составляет 2145 км. На территории Беларуси протекает  ее длины. Найдите длину русла реки Днепр на территории Беларуси. (Ответ: 690 км)

Задание 2. Березина́ – река в Беларуси, правый приток Днепра. Она берёт начало в болотистой местности севернее Минской возвышенности, в Березинском заповеднике, в 1 км к юго-западу от города Докшицы. Ее длина составляет  длины русла реки Днепр на территории РБ плюс 13 км. Какая длина реки Березина? (Ответ: 613 км)

Задание 3. Река Сож – левый приток Днепра. Найдите всю длину реки Сож если на территории РБ расположена часть, что составляет 492 км. (Ответ: 648 км)

Задание 4. Река При́пять в Беларуси самый большой по площади бассейна, длине и водности правый приток Днепра. Длина реки составляет 765 км, а  ее часть не протекает на территории РБ. Какая длина реки Припять находится на территории нашей страны? (Ответ 504 км)

4. Физкультминутка

Дружно с вами мы считали
И про дроби рассуждали.
А теперь мы дружно встали
Свои косточки размяли.
На счет «раз» кулак сожмем.
На счет «два» в локтях сожмем.
На счет «три» – прижмем к плечам.
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись
И друг другу улыбнулись.

5. Контроль и коррекция знаний

Учащиеся выполняют задания самостоятельной работы, осуществляют взаимопроверку по предложенному образцу и поясняют свое решение.

Таблица 7 - самостоятельная работа

Вариант 1

Вариант 2

Задание 1. Какая часть реки Днепр протекает на территории Беларусь?

Задание 1. Какая часть реки Сож протекает на территории Беларусь?

Задание 2. Туристы проплыли 50 км по реке Сож, что составило  всего пути. Сколько км осталось проплыть туристам?

Задание 2. Туристы проплыли 40 км по реке Березина, что составило  всего пути. Сколько км осталось проплыть туристам?

Задание 3. В первый день туристы проплыли на байдарках  всего пути, во второй  остатка. Сколько осталось проплыть туристам, если в первый день они проплыли 35 км?

Задание 3. В первый день туристы проплыли на байдарках  всего пути, во второй  остатка. Сколько осталось проплыть туристам, если в первый день они проплыли 36 км?

6. Рефлексия и подведение итогов

  • Какие типы задач сегодня на уроке мы решали?
  • Что, по-вашему, является наиболее важным?
  • Что осталось непонятным?
  • Как вы оцениваете вашу работу на уроке?

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Приложение.

Список использованных источников

1. География Беларуси-Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80 – Дата доступа: 20. 04.2018.

2. Озера Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://сезоны-года.рф/%D0%BE%D0%B7%D1%91%D1%80%D0%B0%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8.html – Дата доступа: 23. 04.2018.

3. Планы-конспекты уроков. Математика. 5 класс (2 полугодие): пособие для педагогов учреждения общего среднего образования/ Е.Б.Протасевич. – Мозырь: Выснова, 2018. – 167, [1]с. – (Серия «Уроки: практический опыт»).