Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЭМП).
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие (Развитие речи)».
Тип ООД: Познавательно-развивающая.
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма проведения ООД: Занятие-путешествие.
Форма организации: Подгрупповая.
Виды детской деятельности: ответы на вопросы, высказывание предположений, выводы.
Дидактические игры: «Сосчитай замки», «Подбери ключ к замку», «Открой крышку сундука», «Сосчитай запасы», «Собери бусы».
Физкультминутка: «Мы устали засиделись».
Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления о числах то 1 до 10, умение соотносить цифры 1-10 с количеством;
- закреплять представления о ритме (закономерности), умение составлять ряд закономерно чередующихся предметов.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развитие сенсорных способностей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности;
- активизировать речь, учить правильно, пользоваться математическими терминами;
- совершенствовать навыки учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь;
- воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: магнитная доска, ноутбук.
Демонстрационный материал: сказочные цифры от 1 до10, изображение 8 орехов, 9 грибов, геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты) с точками от 1 до 10.
Раздаточный материал: головоломка «Монгольская игра» на каждого ребенка, геометрические фигуры треугольной (квадратной, круглой) формы, красного (зеленого, синего и желтого цвета) с цифрами от 1 до 10, картинки с предметами от 5 до10, карточки с цифрами то 1 до 10, 6 каштанов,3 желудя, 3 ореха фундука.
Ход занятия
1. Введение ситуацию
Воспитатель собирает детей возле себя, в руках держит игрушку белочку.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в гости пришла Белочка. Здравствуй, пушистая Белочка. Давайте поздороваемся с Белочкой и скажем ей добрые слова.
Дети здороваются и говорят добрые слова (добрая, ласковая, красивая, пушистая, мягкая и т.д.)
Белочка: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за добрые слова, присаживайтесь на мои стульчики. Хотела пригласить вас в свой сказочный лес, но на волшебной двери закрылись все замки.
2. Совместная деятельность
2.1 Игра «Сосчитай замки»
На магнитной доске геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты) с точками от 1 до 10.
Воспитатель: Чтобы войти в сказочный лес, нам надо узнать, сколько замков открыть.
- Сколько замков получится, если считать с правой стороны? (10)
- Сколько замков получится, если считать с левой стороны? (10)
- Я знаю математический секрет. Если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значение, откуда начинать счёт, главное при счете не пропускать ни один предмет и ничего не считать два раза.
- На каком месте справа (слева) находится замок треугольной формы 6-ю кругами?
- На каком месте справа (слева) находится замок круглой формы с двумя кругами? и т.д.
- Есть ещё один математический секрет, если надо узнать, на каком месте находится предмет, надо договориться, с какой стороны вести счёт.
- Замки мы сосчитали, а сейчас попробуем их открыть.
2.2. Игра «Подбери ключ к замку»
На столе лежат «ключи» геометрические фигуры треугольной (квадратной, круглой) форм.
- Возьмите каждый по одному ключу. Чтобы открыть замок, надо найти соответствующий ключ и прикрепить его под замком.
Дети выполняют задание самостоятельно.
- Давайте, рассмотрим, все ли замки открыты.
- Рассмотрим первый замок и ключ.
- Какой формы замок и ключ? (Треугольной, круглой, квадратной).
- Какого цвета ключ и круги на замке? (Красного, синего, желтого, зеленого).
- Соответствует ли количество кругов на замке, цифре на ключе. (На замке столько же кружков, сколько показывает цифра на ключе).
- Возьмите свои ключи, чтобы никто не закрыл снова замки.
Белочка: Ой, все замки открылись! Можно войти в мой лес.
- Раз-два повернитесь, в сказочном лесу очутитесь.
На доске цифры «Веселый счет» С.Я.Маршак
Воспитатель: Ой, и, правда, какой сказочный лес! Посмотрите, какие здесь необычные цифры!
- Сравните свою цифру со сказочной цифрой и поставьте её внизу под сказочной.
- Наши цифры черные строгие, а белочкины сказочные, интересные. Белочка, а мы про твои цифры стихотворение знаем.
Дети читают стихотворение «Веселый счет» С.Я.Маршак.
- Идём дальше.
2.3 Игра «Открой крышку сундука»
На экране изображение закрытого сундука.
Белочка: А вот мой сундук. Там все мои запасы на зиму. Сейчас я вас угощу.
- Ой, а сундук захлопнулся, а замок на сундуке кодовый, помогите мне его раскодировать.
Воспитатель: Надо собрать ключ из частей головоломки «Монгольская игра».
Дети собирают по контуру.
Воспитатель: Если вы правильно расположите все геометрические фигуры, сундук откроется.
После того как все дети положили фигуры, на экране меняется картинка, появляется изображение открытого сундучка.
Воспитатель: Посмотрите, сундучок открылся.
Белочка: Ребята, помогите сосчитать мои запасы.
2.4. Игра «Сосчитаем запасы»
Дети садятся за столы, на которых находятся листы с нарисованными на них предметами (каштаны, яблоки, ягоды, желуди, грибы, орехи) в количестве от 5 до 10 и карточки с числами от 1 до 10.
Воспитатель: Это сундучок, в котором в коробках лежат запасы Белочки.
- Сколько коробок в сундуке? (6).
- Нужно пересчитать, что лежит в каждой коробке, и рядом поставить соответствующее число.
Дети считают предметы по очереди, согласовывая числительное с существительным. Ставят каждой картинке карточку с соответствующим числом.
На доске у воспитателя 8 орехов и 9 грибов.
Воспитатель: А сколько орехов (грибов) у меня? (8, 9)
- Чего больше (меньше) орехов или грибов?
- На сколько грибов больше чем орехов?
- Как сделать, чтобы орехов и грибов было поровну? Ответы детей.
Физкультминутка «Мы устали, засиделись»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. Повороты головы
То на стенку посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. Повороты корпусом.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! Приседания.
И в последний раз присели,
А потом на место сели. Дети садятся.
Воспитатель: Давайте для белочки сделаем подарок красивые бусы.
2.5 Игра «Собери бусы»
Дети садятся за столы, на столе, на двоих детей находятся 6 каштанов, 3 желудя, 3 ореха фундука.
Воспитатель: Какую геометрическую фигуру напоминают нам каштаны? (Круг)
- Какую геометрическую фигуру напоминают нам орехи? (Круг)
- Чем они похожи? (Формой)
- Чем они отличаются? (Размером)
- Какую геометрическую фигуру напоминают нам желуди? (Овал)
- Возьмите в одну ладошку 3 одинаковых любых плода и столько же одинаковых плодов в другую ладошку. Положите эти плода на стол перед собой. Выложите бусы, чередуя плоды.
Дети самостоятельно выкладывают бусы.
Воспитатель: Скажите, какие у вас получились бусы? (Ответы детей).
- Вот, Белочка, тебе подарок от нас, а нам пора возвращаться в детский сад.
Белочка: Спасибо вам, ребята.
Воспитатель: - Раз-два повернитесь, в садике очутитесь.
Итог занятия
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали?
- Понравилось ли вам на занятии?
- Что вам показалось интересным?
- Что было наиболее трудно?
- Вы смогли помочь белочке, потому что умеете считать до 10, знаете цифры.
Список литературы
- Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В.Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 2010.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для детей 5-6 лет. Методические рекомендации. Часть 3. / Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, - М.: Бином, 2018.
- Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А.Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.