УМК «Начальная школа XI век»
Учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 2 класс, Издательство «Вентана-Граф», 2011 год.
Предмет |
Русский язык |
Класс |
2 |
Тип урока |
Урок рефлексии |
Технология построения урока |
ТДМ |
Цель |
Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы |
Основные термины, понятия |
Орфограмма, звук, буква, парный по звонкости-глухости согласный. |
Планируемый результат |
|
Предметные умения |
Личностные УУД: |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Индивидуальная, парная |
Книгопечатная продукция |
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п |
Этапы урока |
Дидактические задачи (цель этапа) |
1 |
Самоопределение к коррекционной деятельности |
Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность |
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности |
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Актуализация требований к ученику со стороны коррекционной деятельности |
3 |
Выявление причин затруднения |
Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. |
4 |
Коррекция выявленных затруднений |
Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. |
5 |
Обобщение причин затруднений во внешней речи |
Закрепление способов действий, вызвавших затруднение. |
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Усвоение способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. |
7 |
Включение в систему знаний и повторение |
Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного. |
8 |
Рефлексия деятельности на уроке |
Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. |
Технология изучения
Этапы урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||
Самоопределение к коррекционной деятельности |
Познавательные УД самостоятельное выделение и формулирование познав. цели |
Я бы хотела начать урок с известных вам строк. |
Определяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на урок. |
||||||||
Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности |
Регулятивные УД |
«Дорогие ребята! |
Повторяют пройденный материал и фиксируют основные понятия, термины, знания, которые усвоены. |
||||||||
Прием «Текст с пропусками». ТПО «Пишем грамотно» №1 стр. 35 упр. 2 - Прочитайте стихотворение. - Какое задание нужно выполнить? - Всем понятно, как выполнять задание? - Выполняем задание. |
Выполняют упражнение, проверяют правильность. | ||||||||||
Выявление причин затруднения
|
Регулятивные УД планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Познавательные УД умение структурировать знания; Коммуникативные УД умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Личностные УД формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств
|
Проверьте задание. Поднимите руку, кто правильно выполнил задание. - Кто из вас допустил ошибки? - Ребята, не расстраивайтесь, ошибка в учении не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается и исправить свою ошибку. |
|||||||||
О какой орфограмме пойдёт сегодня речь? - Как бы вы сформулировали тему урока? |
Формулируют тему урока: «Парный по звонкости-глухости согласный в корне слова» | ||||||||||
Какую цель мы для себя поставим для дальнейшей работы на уроке? | Научиться видеть орфограмму с парной согласной в корне слова. Научиться безошибочно писать слова с парной согласной в корне слова. | ||||||||||
Какие задачи нам нужно решить для достижения этой цели? | А для этого: вспомнить, когда и как нужно проверять парный согласный по звонкости-глухости; повторить каким должно быть проверочное слово; потренироваться в правописании парных по звонкости-глухости. | ||||||||||
- Эта тема для вас нова? Определите на какой ступени вы находитесь по знанию правописания парных согласных на начало нашего урока. Отметьте себя галочкой на листе с лестницей успеха по этой теме. |
Нам понадобится алгоритм проверки парных согласных, который мы составили ранее, помощь одноклассника, качество характера - внимание. |
||||||||||
Коррекция выявленных затруднений | Регулятивные УД планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные УД поиск и выделение информации; умение структурировать знания; выдвижение гипотез; их обоснование. Коммуникативные УД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Составим план дальнейшей работы на уроке. (Предлагается готовый план, нужно расставить последовательность событий) | План решения проблемы. 1. Повторю правило. 2. Расскажу правило соседу по парте. 3. Выполню практическое задание 4. Сравню результат с эталоном. 5. Если есть ошибки, ещё потренируюсь. |
||||||||
|
|
Повторение схемы правила (на доске): учащиеся проговаривают. |
Опорная схема Как проверю: Изменять буду так: один-много; есть-нет. |
||||||||
Обобщение причин затруднений во внешней речи |
Личностные УД формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств |
Парная работа: карточка №1 |
Записывают слова парами: сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово. Доказывают соё мнение напарнику, слушают, делают выводы. Оценивают правильность выполнения задания, самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. |
||||||||
Физкультминутка. Если на конце слова слышится звонкий согласный, подпрыгиваем, глухой – приседаем. Дом, снег, сом, лес, лай, ров, стул, пузырёк, укол, карась, абор, стог, йод, май. |
|||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Регулятивные УД |
Для учащегося с ОВЗ: |
Вставляет пропущенные буквы, проверяет по эталону, пользуясь схемой |
||||||||
Для всего класса: Приём «Лови ошибку». Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, - найдите и исправьте их. Пришла зима. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шупки и шапки, пуховые варешки на ветки надела. На рябинки и берёски белое мяхкое покрывало накинула, ниско наклонились они под его тяжестью. Побелели поля, льдом покрылась река и уснула, как в скаске. |
Читают текст, находят и исправляют ошибки, применяя правило. | ||||||||||
Проверьте свою работу по эталону, исправьте ошибки, оцените свою работу. Нет ошибок – «+» Есть ошибки – «?» |
Проверяют работу, определяя границы своего знания и незнания. | ||||||||||
Включение в систему знаний и повторение |
Личностные УД |
ТПО «Пишем грамотно» №1
Вставь пропущенные буквы. Устно объясни написание
|
Выполняют задания, обсуждают и обосновывают свой выбор, выполняют работу по предложенному плану, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
||||||||
Рефлексия деятельности на уроке | Познавательные УД |
- Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу! Давайте подведем итог! Какую цель мы перед собой ставили в начале урока? Кто преодолел все затруднения и достиг поставленной цели? В каких же случаях нужно проверять согласную букву, обозначающую парный по звонкости-глухости звук? И какими способами мы можем её проверить? Покажите на своей лесенке достижений, где вы находитесь на данный момент? |
Активно участвуют в диалоге с учителем и друг с другом. Определяют на личностном уровне степень усвоения данной темы и ее значимость для грамотного письма. |
||||||||
Домашнее задание |
ТПО «Учусь писать без ошибок» упр.48 |
Карточка самооценки
Категория знания | Начало урока |
Конец урока |
Могу выполнить задания повышенной трудности |
|
|
Могу научить другого |
|
|
Могу объяснить |
|
|
Могу применить |
|
|
Понимаю |
|
|
Знаю |
|
|
Таблица 1
1 Знаю буквы согласных, требующих проверки в слабой позиции |
2 |
3 |
|
|
|