Технологическая карта урока рефлексии по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 2-й класс, УМК "Начальная школа XXI век"

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Класс: 2


УМК «Начальная школа XI век»

Учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 2 класс, Издательство «Вентана-Граф», 2011 год.

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок рефлексии

Технология построения урока

ТДМ

Цель

Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
Содержательная цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Учимся писать буквы согласных в корне слова». Развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах; отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Основные термины, понятия

Орфограмма, звук, буква, парный по звонкости-глухости согласный.

 

Планируемый результат

Предметные умения
Способствовать развитию умения распознавать слова с парными согласными по звонкости-глухости, которые нужно проверять перед написанием; создать условия для закрепления способов проверки этих слов: изменение формы слова, подбор однокоренного слова, изменением слова так, чтобы после парного согласного стояли звуки [л,м,н,р,й].

 Личностные УУД:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при групповой работе, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,оценивать свою работу и работу своих товарищей, формирование адекватной и позитивной самооценки.
Познавательные УУД:
Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.
Регулятивные УУД:
Умение ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник; контролировать процесс и результаты своей деятельности, умение сравнивать свой результат с эталоном.

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, парная

Книгопечатная продукция
Русский язык: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова.-4 –е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011
Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» №1 для 2 класса(распечатка)

Дидактические задачи этапов урока

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Самоопределение к коррекционной деятельности

Создание  условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Актуализация требований к ученику со стороны коррекционной деятельности

3

Выявление причин затруднения

Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

4

Коррекция выявленных затруднений

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

5

Обобщение причин затруднений во внешней речи

Закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Усвоение способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

7

Включение в систему знаний и повторение

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

8

Рефлексия деятельности на уроке

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к коррекционной деятельности

 Познавательные УД самостоятельное выделение и формулирование познав. цели
анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные УД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Личностные: УД
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Я бы хотела начать урок с известных вам строк.
«С малой удачи начинается успех!»
Как вы понимаете эти слова?
Я вам желаю вам быть успешными на уроке!

Определяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на урок.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Регулятивные УД
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
Познавательные УД
Установление  причинно-следственных связей; 
общеучебные действия постановки и решения проблем
Коммуникативные УД
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

«Дорогие ребята!
К нам поступило сообщение о том, что в ваших тетрадках появились нарушители. Их приметы:
1) это звуки, которые произносятся с помощь голоса и шума;
2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова или перед глухим согласным.
Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок.
Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей.
Начальник отдела по борьбе с  нарушителями в тетрадках учеников».
Давайте повторим  все парные согласные.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т. Ж-Ш, З-С.

Повторяют пройденный материал и фиксируют основные понятия, термины, знания, которые усвоены.

  Прием «Текст с пропусками».
ТПО «Пишем грамотно» №1  стр. 35 упр. 2
- Прочитайте стихотворение.
- Какое задание нужно выполнить?
- Всем понятно, как выполнять задание?
- Выполняем задание.
Выполняют упражнение, проверяют правильность.
Выявление причин затруднения

 

Регулятивные УД
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
Познавательные УД
умение структурировать знания;
Коммуникативные УД
умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Личностные УД
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

 

Проверьте задание.
Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.
- Кто из вас допустил ошибки?
- Ребята, не расстраивайтесь, ошибка в учении не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается и исправить свою ошибку.
 
О какой орфограмме пойдёт сегодня речь?
- Как бы вы сформулировали тему урока?
Формулируют тему урока: «Парный по звонкости-глухости согласный в корне слова»
Какую цель мы для себя поставим для дальнейшей работы на уроке? Научиться видеть орфограмму с парной согласной в корне слова. Научиться безошибочно писать слова с парной согласной в корне слова.
Какие задачи нам нужно решить для достижения этой цели? А для этого: вспомнить, когда и как нужно проверять парный согласный по звонкости-глухости; повторить каким должно быть проверочное слово; потренироваться в правописании парных по звонкости-глухости.

- Эта тема для вас нова? Определите на какой ступени вы находитесь по знанию правописания парных согласных на начало нашего урока. Отметьте себя галочкой на листе с лестницей успеха по этой теме.
Что потребуется для работы на уроке?

Нам понадобится алгоритм проверки парных согласных, который мы составили ранее, помощь одноклассника, качество характера - внимание.

Коррекция выявленных затруднений Регулятивные УД
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Познавательные УД
поиск и выделение информации;
умение структурировать знания;
выдвижение гипотез; их обоснование.
Коммуникативные УД
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Составим план дальнейшей работы на уроке. (Предлагается готовый план, нужно расставить последовательность событий)

План решения проблемы.

1. Повторю правило.

2. Расскажу правило соседу по парте.

3. Выполню практическое задание

4. Сравню результат с эталоном.

5. Если есть ошибки, ещё потренируюсь.

 

 

Повторение схемы правила (на доске): учащиеся проговаривают.

Опорная схема

Как проверю:
а) после глухого согласного - гласный
б) после глухого согласного [м,н,р,л,й]

Изменять буду так: один-много; есть-нет.

Обобщение причин затруднений во внешней речи

Личностные УД формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств
Коммуникативные УД
умение слушать и вступать в диалог; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Парная работа: карточка №1
Запиши слова. Пиши сначала проверочное, а потом проверяемое слово.
тор[т], тру[т], моро[с], рука[ф], гла[т]кий, у[с]кий, варе[ш]ка

Записывают слова парами: сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово. Доказывают соё мнение напарнику, слушают, делают выводы. Оценивают правильность выполнения задания, самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Физкультминутка. Если на конце слова слышится звонкий согласный, подпрыгиваем, глухой – приседаем.

Дом, снег, сом, лес, лай, ров, стул, пузырёк, укол, карась, абор, стог, йод, май.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Регулятивные УД
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные УД
умение структурировать знания; умение применения знаково-символических действий, включая моделирование;
построение логической цепи рассуждений
Личностные УД
личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций

Для учащегося с ОВЗ:
Рассмотри рисунки. Произнеси слова парами. Послушай. Вставь пропущенную букву. Подчеркни эту букву.
Лебеди- лебе…ь; грибы-гри…; львы –ле…; флаги-фла…

Вставляет пропущенные буквы, проверяет по эталону, пользуясь схемой

Для всего класса: Приём «Лови ошибку».
Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, - найдите и исправьте их.
Пришла зима. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шупки и шапки, пуховые варешки на ветки надела. На рябинки и берёски белое мяхкое покрывало накинула, ниско наклонились они под его тяжестью.
Побелели поля, льдом покрылась река и уснула, как в скаске.
Читают текст, находят и исправляют ошибки, применяя правило.
Проверьте свою работу по эталону, исправьте ошибки, оцените свою работу.
Нет ошибок – «+»
Есть ошибки – «?»
Проверяют работу, определяя границы своего знания и незнания.

Включение в систему знаний и повторение
(дифференцированная работа)

Личностные УД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УД
саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.
Познавательные УД
общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

ТПО «Пишем грамотно» №1 
1 уровень- упр.5
2 уровень- упр.3
3 уровень – упр.4*

  1. Для ученика с ОВЗ

Вставь пропущенные буквы. Устно объясни написание

шляпа-шля..ка

снежок-сне..ки

дружок- дру..ки

низенький-ни..кий

легонько- лё..кий

узенький-у..кий

голуби-голу..ка

сладенький-сла..кий

Выполняют задания, обсуждают и обосновывают свой выбор, выполняют работу по предложенному плану,  вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Рефлексия деятельности на уроке

Познавательные УД
умение структурировать знания; анализ объектов с целью выделения признаков; классификация объектов; установление  причинно-следственных связей.
Личностные УД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу! Давайте подведем итог! Какую цель мы перед собой ставили в начале урока? Кто преодолел все затруднения и достиг поставленной цели? В каких же случаях нужно проверять согласную букву, обозначающую парный по звонкости-глухости звук? И какими способами мы можем её проверить?
Покажите на своей лесенке достижений, где вы находитесь на данный момент?

Активно участвуют в диалоге с учителем и друг с другом. Определяют на личностном уровне степень усвоения данной темы и ее значимость для грамотного письма.

Домашнее задание

ТПО «Учусь писать без ошибок» упр.48

Карточка самооценки

Категория знания

Начало урока

Конец урока

Могу выполнить задания повышенной трудности

 

 

Могу научить другого

 

 

Могу объяснить

 

 

Могу применить

 

 

Понимаю

 

 

Знаю

 

 

Таблица 1

1
Знаю буквы согласных, требующих проверки в слабой позиции

2
Знаю правило правописания парного по звонкости-глухости согласного в корне

3
Умею проверять парный по звонкости-глухости согласный в корне слова